microbik.ru
1

Программа

«Формирование и развитие информационной культуры учащихся

МАОУ СОШ д.Ямник Демянского района»


ОБОСНОВАНИЕ


Образование должно быть ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает лишь компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае — их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у обучаемых, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой. Одним из образовательных результатов школьного (среднего) образования должно стать достижение информационной культуры.


^ Что же такое информационная культура?


К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает моно-дисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом - формирование информационной культуры личности.


^ Разработчики проекта придерживаются следующего понимания информационной культуры:


Информационная культура личности – это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ (Гендина Наталья Ивановна, НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств).


По определению, содержащемуся в Хартии Института библиотечных и информационных специалистов США, «информационная грамотность – это знание о том, когда и почему вы нуждаетесь в информации, где ее найти, как оценить, использовать и как передать ее в соответствии с этическими нормами» (Гендина Наталья Ивановна «Информационная культура в информационном обществе: взгляд из России»).


Кроме этого, ИК не должна быть оторвана от жизни и потребностей школьников в образовании по всем дисциплинам, она должна быть компетенцией надпредметного характера, необходимой не только для успешного образования в школе, но и содействующей непрерывному образованию.


Таким образом, необходима система, образовательная программа по формированию и развитию ИК у школьников, которая становится частью Программы развития школы.


^ СТРУКТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ


Противоречия:


1. Внешнего, или объективного характера:

-между современными требованиями к информационной грамотности и традиционным (часто устаревшим) содержанием образовательных программ по формированию ИК (ограничивается общеучебными умениями и навыками)

-между задачами, которые ставятся в федеральных целевых программах по информатизации образования и отсутствием целостной государственной концепции информационного образования и формирования информационной культуры

-между потребностью в информационной грамотности и отсутствием дидактически обоснованных методик, технологий формирования информационной культуры личности. (журнал «Школьная библиотека №5 за 2002, стр. 8)

-между огромным потоком информации и ограниченностью человеческих возможностей восприятию ее.


2. ^ Противоречия внутреннего характера


Материально-техническая база школы позволяет сегодня формировать и развивать компьютерную грамотность учащихся и учителей. Компьютерное оснащение динамично обновляется. На сегодня в доступе в целом по школе один компьютер на 10 учащихся, или на 9 учащихся, изучающих информатику, и на всехх учителей. Компьютеризированы рабочие места всех административных служб.


Доступность средств ИКТ в гимназии обеспечивается:

Наличием 1 компьютера на 10 учащихся и на 3 педагогических сотрудника.

Включением всех имеющихся в кабинете информатики компьютеров в единую локальную сеть.

Графиком работы компьютерного класса и библиотеки.

Выполнением заявок по поиску информации для образовательных целей библиотекарем и заместителем директора по УВР и созданием банка данных Интернет-ресурсов.

Изменением культуры документооборота, информирования и докладов.

Увеличением числа учителей и учащихся, обладающих ИКТ-компетенцией.


Проблема: компьютерной техникой не оборудованы учебные кабинеты, не все рабочие места заместителей директора. Потенциал имеющегося компьютерного и другого технического оснащения используется недостаточно, доля его для организации творческой деятельности учащихся незначительна.


Информатизация школы стала стимулом появления инновационных процессов в образовательном процессе, таких как: оформление программы формирования и развития информационной культуры личности, Использование ИКТ в преподавании ряда предметов, апробация электронных учебников, изменение мониторинга качества образовательного процесса, мониторинг физического здоровья учащихся и др.


Появился такой вид деятельности, как информационное обслуживание (открытость информации, обеспечение движения информации, поиск и представление информации на заказ и пр.)


Проблема: Информационные ресурсы школы не стали потребностью всех участников ОП. Слабо сформирована культура информационных запросов. Обновление WEB-сайта школы нерегулярное, сайт содержит лишь сведения информативного характера, не превратился в информационную потребность, поскольку не выполняет образовательные задачи. Школьная газета выходит эпизодически, нет электронной газеты.


Педагогические кадры: Учителя включились в процесс освоения ИКТ и интеграции их в образовательный процесс. Большинство учителей работают по модифицированным программам. При постоянном использовании и все более полном освоении развивающихся средств ИКТ изменяются и методы работы. Они проявляются в виде смены способов работы, культуры представлений учебного материала и условий, которые характерны для позиций различных участников учебно-воспитательного процесса: школьника и учителя, родителя и руководства школы. В образовательном процессе у ряда учителей преобладают технологии репродуктивного характера, недостаточно практикоориентированных технологий по освоению способов деятельности. Реально владеют компьютером около 50 % учителей, часть из них не имеет специальной подготовки. При интеграции ИКТ в образовательный процесс возникают сложности управленческого характера: мониторинг эффективности ИКТ в ОП, анализ грамотного использования ИК-технологий на уроках, воздействие их на здоровье учащихся, и пр.


Проблема: Недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей школы.


Средства и ресурсы формирования ИК:

Библиотека, медиатека

Уроки чтения в классах 1 ступени по овладению функциональной грамотностью чтения (в т.ч. техника чтения)

Формирование общеучебных навыков на уроках

Учебные предметы, включаемые в учебный план:

Информатика в учебном плане со 2-го класса включает овладение компьютерными технологиями

Спецкурсы для учащихся в рамках дополнительного образования, ведущиеся учителем по математике и физике Васильевой Светланой Николаевной гимназии: «Основы информатики и вычислительной техники»

Методическая помощь учителям: курсы, семинары и индивидуальные и групповые консультации.

Научное общество учащихся школы.


Информационная культура не стала ценностью образования в школе у всех участников ОП: в рабочих программах не фиксируется формирование надпредметных (или общеучебных) навыков, нет целенаправленной и системной диагностики результатов данной образовательной деятельности.


Таким образом, имея необходимые условия для качественного образования:

современную материально-техническую базу;

заместители директора все с первой категорией;

высококвалифицированные преподаватели и обслуживающий персонал;

свободный доступ учащихся и преподавателей к учебникам и профессиональной литературе, а также к современным техническим средствам, обучающим материалам и дополнительной информации,

сегодня можно говорить о следующих противоречиях, разрешение которых может быть достигнуто путем новых подходов в формировании ИК всех участников ОП:

- между актуальностью вопроса информационной культуры как фактора развития личности и несформированным у всех участников ОП представлением о содержании ИК и понятийном аппарате.

- между модификацией образовательных программ за счет расширения объема знаний и игнорированием или недооценкой развития информационной культуры учащихся и формирования способов деятельности.

- между имеющимися в школе ресурсами информации и ИКТ и низким уровнем пользовательских навыков у половины участников ОП.

- нарастающий дисбаланс между компьютерной грамотностью учителя и ученика.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА


Идея:


Изменение культуры взаимодействия, организации образовательного процесса, в целом педагогического труда в условиях единой информационной среды в школе. ИКТ мобилизуют творчество и открывают возможности для педагогических инноваций. Почему только педагоги?


Для этого требуется развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса, необходимо специально организованное, целенаправленное обучение на всем протяжении школьного образования в соответствии с современными потребностями личности.


В условиях единой информационно-образовательной среды ИКТ становятся эффективным средством специально организованного, целенаправленного обучения на всем протяжении школьного образования для овладения культурой работы с информацией.


Информационная культура – это часть общей культуры личности. С помощью информационной культуры развиваются компетенции общего характера.


Все имеющиеся ресурсы единой информационно-образовательной среды должны быть направлены на формирование и развитие информационной культуры личности.


Гипотеза:


Единая для всей школы система формирования и развития ИК всех участников ОП является необходимым условием для формирования ИК на уровне, отвечающем требованиям успешной деятельности в современном обществе.


Такие программы существуют (Гендина), но поскольку в нашей школе нет условий для включения данной программы в учебный план (отсутствуют подготовленные кадры, учебно-методические комплексы, перегруженность учебных планов), мы предлагаем целенаправленное формирование и развитие ИК имеющимися средствами и ресурсами:

- Реализуемый проект информатизации образования по созданию и развитию единой информационно-образовательной среды школы.

- Библиотека-медиатека, являющаяся информационным центром школы.

- Концепции и рабочие программы учебных предметов.

- Дополнительное образование школьников через спецкурсы и платные образовательные услуги.

- Внеклассная организация деятельности учащихся.

- Сложившиеся традиции школы, ориентированные на высокое качество образования.


Цель проекта


Создание в школе системы для формирования и развития информационной культуры личности.


Управленческие задачи:

- Обеспечить функционирование и дальнейшее развитие единого информационно-образовательного пространства.

- Сформировать учебный план школы с 1 по 11 класс с учетом включения модуля по информационной культуре.

- Создать систему внеклассной деятельности по формированию информационной культуры.

- Организация и проведение мониторинга эффективности ИКТ в ОП, анализ грамотного использования ИК-технологий на уроках, воздействие их на здоровье учащихся, и пр.

- Разработать проектный план развития материально-технического оснащения образовательного процесса.

- Пересмотреть критерии оценки образовательной деятельности педкадров (ИКТ-компетентность и использование ИКТ в образовании, качество рабочих программ должны быть включены).

- Разработать механизм мониторинга реализации программы.

- Обеспечить оперативный доступ к новейшей информации.


Методические задачи:

1. Освоение практико-ориентированных технологий по освоению способов деятельности.

2. Формирование и развитие информационной культуры учащихся и учителей на основе ИКТ.

3. Разработать программу библиотечных уроков с 1-го по 7 класс «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»

4. Обновить концепции и рабочие программы преподавания предметов и спецкурсов.

5. Повысить квалификацию учителей, способных эффективно формировать информационную культуру учащихся.


Направления деятельности по реализации проекта

- Информационное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

- Интеграция ИКТ в образовательный процесс.

- Развитие информационной культуры учителей и учащихся на основе ИКТ.

- Оперативный доступ к новейшей информации


Этапы реализации:


1. Организационный (апрель 2010 - январь 2011)


1. Провести диагностику уровня ИК учащихся


2. Организовать диагностику ИК учителей и сформировать список их информационных потребностей.


3. Разработать систему мер для мотивации и стимулирования преподавателей к самообразованию (изменение требований к квалификации учителя, критерии оценки деятельности учителя, должностные обязанности и др.).


4. Сформировать учебный план школы с 1 по 11 класс, систему дополнительного образования, где должно прослеживаться формирование информационной культуры.


5. Определить место школьной библиотеки в системе по формированию ИК в соответствии с современными требованиями к работе школьных библиотек. Разработать курсы по параллелям.


6. Сформировать комплекс учебно-методических средств:

- распределить их по ступеням обучения;

- разработать дидактический материал, обеспечивающий достижение образовательных результатов;

- Разработать диагностический инструментарий для определения уровня достижения образовательных результатов.


7. Пересмотреть договор между школой и родителями по предоставлению образовательных услуг, включить возможность (или необходимость) платных образовательных услуг по формированию информационной культуры, по обязанности родителей обеспечивать участие детей в классных поездках.


2. Внедренческий (сентябрь2010 – декабрь 2011)


Учебная деятельность:

1. Включение в рабочие программы по технологии 5-11 кл. обязательный модуль «Информационно-коммуникационные технологии».

2. Проведение тестирования по материалам ПИЗА в 4-х, 9-х, 11-х классах.

3. Включение в материалы конкурсных испытаний в 5-е классы предмета по чтению и начальному литературному образованию (техника чтения, собеседование на понимание прочитанного, тестирование по начальным навыкам анализа или другим речемыслительным процессам) и 10-е классы - тестов по чтению ПИЗА.

4. Включение в план внутришкольного контроля уровня обученности учащихся раздела «Уровень информационной грамотности».

5. Психологические тесты по определению уровня интеллектуального развития во время классно-обобщающих контролей.


Дополнительное образование:


Спецкурсы:

- Интернет в школе

- Библиотечные уроки

- Интернет-клуб


^ Внеклассная деятельность:

- Проведение компьютерных конкурсов и состязаний, школьных олимпиад.

- Включение в учебные программы классных поездок с обязательным представлением творческих отчетов. Примерный план:


1 класс – экскурсия по родной деревне (окружающий мир, ИЗО);

2 класс – экскурсия по родной деревне (окружающий мир, ИЗО);

3 класс – экскурсия по родной деревне (окружающий мир, ИЗО);

4 класс – с.Лычково ( ИЗО, чтение);

5 класс – с.Лычково

6 класс – п.Демянск (география, ИЗО, технология);

7 класс – п.Демянск (география, физика);

8 класс – г.Старая Русса (история, география, искусство);

9 класс – г.Старая Русса, г.Великий Новгород (история, литература, искусство, география);

10 класс – г.Санкт-Петербург;

11 класс – г.Санкт-Петербург.


^ Работа с учителями:

- Выделение по всем дисциплинам модуля по формированию информационной культуры в разделах постановки задач, диагностики и планируемых результатов образования.

- Курсы по повышению компьютерной грамотности и интеграции ИКТ в образовательном процессе.

- Разработка методических рекомендаций по использованию Интернет в образовательном процессе.

- Изучение возможности использования дистанционного обучения.


3^ . Аналитический (январь 2011 – июнь 2011)

Диагностика

Обобщение опыта

Распространение опыта

Публикации

Оформление результатов


^ ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Управленческая деятельность

Разработана система мер для мотивации и стимулированию учителей к самообразованию.

Изменены критерии оценки деятельности учителя, должностные обязанности.

В учебном плане отведены часы школьного компонента на формирование информационной культуры.

Введён обязательный модуль «Информационно-коммуникационные технологии» в области «Технология».

Изменены подходы к исследовательской деятельности как одного из основных способов самоопределения учащихся.

Организован Интернет-клуб.

Выделен по всем дисциплинам модуль по формированию информационной культуры в разделах постановки задач, диагностики и планируемых результатов образования.

Сформирована информационная база данных по работникам, учащимся, фонду библиотеки и медиатеки, методической и социально-психологической работе.

Приобретено необходимое оборудование и программное обеспечение в кабинетах истории, биологии, физики, химии, географии, иностранных языков.

Созданы условия языковой лаборатории для обучения иностранным языкам.

Реализован проект по созданию медиацентра школы.

Учащимися приобретён опыт создания и презентации учебного проекта или учебного исследования.

Создан и обновляется банк электронной образовательной информации .

Разработка, обоснование, и тиражирование в другие образовательные учреждения системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективности внутришкольного управления на основе новых информационных технологий (разработка проекта, распространение опыта работы).


Методическая деятельность

Для формирования информационной культуры разработаны тематические курсы по параллелям.

Сформирован комплекс учебно-методических средств:

- распределение их по ступеням обучения;

- разработка дидактического материала, обеспечивающего достижение образовательных результатов;

- разработка диагностического инструментария для определения уровня достижения образовательных результатов.

Разработан психологический диагностический инструментарий для определения уровня информационной грамотности учащихся.

Изучены возможности использования дистанционного обучения и разработаны методические рекомендации по использованию Интернет в образовательном процессе.

Обучены на курсах по повышению компьютерной грамотности и интеграции ИКТ в образовательном процессе 100 % учителей.

Разработаны методические рекомендации по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

Обучено 80 % учителей и учащихся навыкам работы в сетевых средах.

Обновлено содержание преподавания информатики и технологии.

Учащиеся владеют основами поиска и нахождения информации с помощью каталогов и картотек, электронных каталогов, CD-ROM дисков, Интернет.

Сформированы навыки владения ИК во внеурочной деятельности.

Выход на исследование в вопросе об эффективности использования ИКТ в образовании.

Освоение информационной культуры личности как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности.

Способность участников образовательного процесса умело использовать информацию в своей познавательной (учебной) или профессиональной деятельности;

Умение соотносить свою деятельность, уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом;

Сформированность индивидуального способа работы с информацией;

Развитие общих навыков использования информационных технологий для повышения эффективности деятельности;

Интегрированность и фундаментальность в содержании и подходах к организации образования;


Параметры качества и критерии изменений, произошедших в ходе реализации Программы

Доступность и вариативность образования (для 100% учащихся и учителей доступ к информации)

Сохранность здоровья (стабильность физического и психологического здоровья по программе «Здоровье и психологической диагностики)

Системность (обеспечение взаимодействия всех структурных элементов) образовательного пространства

Включенность в социум (на основе сформированных ценностей учащиеся и учителя делают осознанный выбор и успешны в работе)

Наличие собственной школьной информационной культуры и соответствующей среды.

Интеграция (программы, УМК, анализ уроков, диагностика уровня ИК)

Создание и развитие собственных педагогических технологий на основе ИКТ.

Учебные и интеллектуальные достижения учащихся.

Творческие достижения учащихся и учителей ( стабильные результаты олимпиад, конкурсов ,увеличение количества и качества творческих работ учащихся и учителей)

Развитие педагогического коллектива (Повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, семинарах, совещаниях, конференциях, обобщение и распространение педагогического опыта).