microbik.ru
1

Комитет по управлению образованием

г. Краснокаменска и Краснокаменского района

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»


Программа


Центр гражданского воспитания « Я гражданин»


Составители: зам. директора по

воспитательной работе

Е.Н. Косяченко.


г. Краснокаменск

2010 год


Пояснительная записка.

Образование сегодня должно обеспечить личную и социальную успешность человека, облегчить его социализацию, помочь найти свое место в обществе и стать счастливым.

Анализируя состояние образовательного процесса, с точки зрения данной задачи, педагоги школы №4 пришли к выводу о необходимости разработки программы «Развитие воспитания», так как образование должно обеспечить личную, профессиональную и социальную успешность человека, обеспечить его социализацию, помочь найти своё место в обществе и стать счастливым. Это возможно при создании в школе насыщенного гражданским, патриотическим и духовным содержанием образовательного пространства.

Кардинально менять воспитательную систему школы не придётся. Программа предполагает работу по её совершенствованию и насыщению содержания воспитывающей деятельности. Для решения данного вопроса в школе разработана система центров дополнительного образования детей.

Предполагается начать работу по формированию позиции активного гражданского выбора у учащихся среднего звена через внедрение учебно-методического комплекса «Мой выбор» в рамках деятельности одного из Центров – Центра гражданского воспитания.

Гражданское воспитание – многогранный и многосторонний процесас формирования гражданских компетенций: коммуникативной, социальной, специальной , когнетивной и т.д.


^ Раздел 1. Концепция работы

Центра гражданского воспитания «Я гражданин».


Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI веков для России время формирования гражданского общества и правового государства. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, активная адаптация на рынке труда, формирование гражданской компетентности личности являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, воспитание уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

В « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», определены приоритетные направления образования, среди которых: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

В настоящее время гражданское воспитание находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского воспитания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Этот процесс осложнен рядом проблем:

  • Разрыв между теорией и практикой,

  • Морализация,

  • Репродуктивный уровень работы,

  • Вопросно-ответная форма работы,

  • Слабость межпредметных связей.


Нормативные документы и информационно-методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. Так с 2005-06 учебного года, в качестве регионального компонента на территории Читинской области вводится курс обществознания с 6-го класса. Активно пропагандируется и предлагается к внедрению новый УМК «Мой выбор».

Педагоги нашей школы во главе с научно методическим советом, стремясь помочь ученикам познать сложность быстро изменяющегося мира, своего места в нём, через формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становиться одним из оснований организации ребенком собственной жизни пришли к выводу о необходимости создания Центра Гражданского воспитания. В основу деятельности данного Центра положен УМК «Мой выбор» при сохранении традиционных для школы мероприятий и разработки новых ,основанных на интерактивных технологиях, предлагаемых данным комплексом.

Кроме того, анализируя состояние образовательного процесса, педагоги школы № 4 обратили внимание на проблему высоких показателей в развитии личности ребенка :

так, в 2003-04 учебном году выпускники 4-х классов соответствовали «Образу выпускника» на 82%,9-х классов – на 72 %, выпускники 11-х классов – на 80 %. С другой стороны резко возросло число преступлений и правонарушений, совершенных учениками нашей школы:

Учебный год

Преступления

Правонарушения

2002-2003

5/ 5 лиц

3 / 4 лица

2009

4 / 2 лица

2 / 3 лица

2010

1/1лицо

6/7лиц


Одной из причин этого мы считаем негативное влияние социума и средств массовой информации (СМИ) на ребенка. Но есть еще и другая причина, которая кроется в неумении противостоять этому влиянию.

Как научить ребенка противостоять этим негативным воздействиям, различать пользу и вред, правду и ложь, говорить «нет» и отвечать за свои поступки?

Эту проблему и призвана решить программа деятельности ^ Центра Гражданского воспитания.


Раздел 2. Цели и задачи работы Центра.


Цель: интеграция деятельности педагогов и общественности, направленной на формирование позиции активного гражданского выбора у учащихся среднего звена через внедрение УМК «Мой выбор».


Задачи:

  1. Включение в циклограмму воспитательной работы мероприятий в рамках УМК «Мой выбор».




  1. Разработка и апробация интегрированного курса (обществознания + УМК «Мой выбор») на параллели 8 классов.




  1. Разработка и апробация элективного курса на базе УМК «Мой выбор».




  1. Разработка и внедрение программы психологического сопровождения деятельности Центра.



Раздел 3. Основные принципы организации воспитания.

Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов воспитания, которые также являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников. Принципы определяют стратегию, содержание, пути и способы воспитания. Они соответствуют избранной гуманитарной парадигме педагогики.

  1. ^ Принцип гуманизации и демократизации образования (Л.И. Новикова).

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и гуманизации содержания образования подразумевает «очеловечивание» системы образования.

  1. ^ Принцип природосообразности.

Воспитание должно основываться на понимании естественных и социальных процессов, должно быть согласовано с общими законами развития природы и человека. Для этого требуется учёт половой и возрастной дифференциации при выборе содержания, методов и форм образовательно-воспитательного процесса. В независимости пола и возраста необходимо формировать у учащегося установку на сохранение здоровья и здорового образа жизни, а также навыки выживаемости в экстремальных ситуациях и толерантное отношение к себе, другим, миру.

4. ^ Принцип культуросообразности.

Образование должно открывать ребёнку дверь в любую мировую культуру через постижение ценностей и норм национальной, региональной культуры. Принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации, к культуре бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной. Данный принцип требует учёта динамики изменений в обществе для достижения «гармонии» с окружающим социумом.

5. ^ Принцип системности. В школе должна быть выстроена и реализовываться система воспитания, все элементы которой не просто связаны, а находятся во взаимодействии, взаимозависимости. Само образовательное учреждение должно стать в сою очередь частью городской системы воспитания. В сою очередь городская система является частью региональной системы.

Такой подход позволяет обеспечить целостность становления школьника, личность которого тоже является системой.

6^ . Принцип диалогичности и сотрудничества. Человек может проявить себя и может быть понят через диалог (сотворчество, сотрудничество). Совместное творчество разных партнёров, которые умеют слышать друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания. При этом воспитывается ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь.

7. ^ Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка может создаваться, опираясь на общий школьный климат и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. Ситуации успеха помогают раскрытию потенциала, открывают новые возможности, помогая расширять зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

8. ^ Принцип социального закаливания детей. Ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешения противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

9. ^ Принцип преемственности.

10. Принцип интеграции учебной и внеучебной деятельности.


Раздел 4. Основные направления работы центра.


Механизм деятельности Центра гражданского воспитания на различных уровнях:

Уровень

Форма деятельности

Класса

Элективный курс на базе УМК «Мой выбор»

Параллели

Интегрированный курс ( обществознание+ УМК «Мой выбор») на параллели 8 классов.

Школы

Система воспитательных мероприятий в циклограмме воспитательной работы школы


^ Место курса «Мой выбор» в школьной программе.


Вариант

Обоснование

Практические рекомендации

1.Модуль в преподавании обществоведческого курса.

Предлагаемые в пособии темы соответствуют образовательному стандарту по обществознанию и включены во все обществоведческие курсы. Вместе с тем курс «Мой выбор» обладает особой методикой и организацией материала.

При использовании модульного варианта курс «Мой выбор» встраивается в программу в соответствии с индивидуальным тематическим планированием: он может выполнять мотивационную роль, тогда он включается в план в начале года или соответствующей темы. Рефлексивную роль – тогда в тематическом планировании он займет последнюю четверть. Может рассматриваться как практикум в курсе, при этом случае темы планируются в соответствии с индивидуальными представлениями педагога.

2.Использование отдельных занятий.

Учитель может использовать только отдельные уроки.

При невозможности использовать все занятия представленного курса учитель может выбрать наиболее интересные и использовать их в целом или же отдельные элементы при подготовке собственного занятия.

3.Включение занятий в отдельные спецкурсы.

Данный курс может быть использован в ходе преподавания спецкурсов по социальным дисциплинам, а также использован как вариант предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

При использовании данного курса в уже существующих программах следует помнить и не потерять ключевую идею – умение делать выбор и нести за него персональную ответственность.

4. Использование отдельных методических приемов.

При отсутствии интереса к содержательной части данного курса педагог может использовать методические приемы курса «Мой выбор».

Предлагаемый курс построен на использовании активных и интерактивных методов преподавания, поэтому учитель любого школьного предмета может найти для себя интересные идеи, которые окажут помощь в разработке собственных уроков или курсов.



^ Соответствие программы курса «Мой выбор» основным положениям федерального компонента Стандарта общего образования по обществознанию.


Положение Стандарта

Темы курса «Мой выбор»

Количество часов

на изучение темы

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Свобода и ответственность. Патриотизм и гражданственность.

Я выбираю.

Человек свободного общества.

Мой выбор – моя малая родина.

2 часа


1 час


2 часа

Человек и общество. Межличностные отношения. Общение. Толерантность, взаимопонимание. Агрессивное поведение. Межличностные конфликты и их разрешения.


Я среди людей.

2 часа

Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод. Отношения между поколениями.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение.

Моя семья.


Мое здоровье.

1 час


3 часа

Сфера социального управления. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения.

Влияние СМИ на политическую жизнь общества.


Я и политика.


Я и средства массовой информации.


2 часа


2 часа

Право. Право и его роль в жизни общества и государства.

Я и закон.

1 час



^ Включение мероприятий «Мой выбор» в воспитательную работу в школе.


Ме-сяц

месячники

Школьные

организационно-

массовые

мероприятия

декады

Центр гражданского воспитания

«Мой выбор»

Класс Параллель

сентябрь

Месячник Здоровья.

1. День Знаний.

2.День Бегуна.

3.Краеведческое КТД.

5.Посвящение в старшеклассники.

6.Формирование классных и школьных органов самоуправления.

7. Формирование и организация работы коллективов дополнительного образования.




Направление деятельности – «Я учусь строить отношения».


Классные часы общения: 1. «Кто Я? Какой Я?»;

2. «Сотрудничество».

(8 – 9 классы)

КТД «В единении – сила»

(-5-6-7-8 – 9 классы) – презентация классного самоуправле-ния.




октябрь

Месячник правовых знаний.


1. Классные часы по профилактике преступлений и правонарушений. Агитация за здоровый образ жизни.

2. Диагностика здоровья и заполнение листка здоровья.

Декада пожилых людей.


Направление деятельности – «Здоровый образ жизни».


Классные часы:

1. «Здоровье»;

2. «Свободное время и твое здоровье»;

(8-й класс)

Деловая игра «Познай себя и будь здоров».

(9-10-е классы)

«Символы нашего государства» - 1-2-3-4-5-е классы (Библиотека)

КТД «Нет наркотикам!»

ноябрь

Месячник семейного воспитания.

1.»Веселые старты»;

2.Марафон детского творчества ко Дню Матери.

3. Акция «Доброта».

Декада Матери.

Декада инвалидов.

Направление деятельности – «Законы нашей жизни».

1.Игра «Я и закон»;

2.Круглый стол «Проблемы семьи в современном обществе»

(8-9-е классы)

Игра путешествие «Право в нашей жизни»

(8-9-10-е классы)






декабрь

Культурологический месячник.

1. Подготовка к Новому году.

2. Спортивные соревнования.


Декада Конституции.

Направление деятельности – «Активная гражданская позиция».

Классный час:

1.»Я - человек свободного общества. Мой выбор – Россия»

(8-9-е классы)


Дебаты «Человек и политика»




январь

Месячник профориентационной работы.

1. Каникулы.

2.Диагностика и коррекция выбора профессии.




Направление деятельности – «Мой выбор – моя ответственность».

Классный час:

«На пороге моего выбора…»

Круглый стол

«На пороге моего выбора…»




февраль

Месячник военно-патриотического воспитания.

1.Вечер встречи выпускников.

2. «А ну-ка, мальчики /парни!»

3. «Смотр песни и строя».




Направление деятельности – воспитание ответственности перед Родиной, патриотизма.

Классные часы:

1. «Мой выбор – моя малая родина»(8-е классы).

2. «История моей семьи в истории моей Родины»(5-6-7 –е классы)

3. «Моя родословная»(5-6-е классы).








март

Месячник профориентационной работы.

Месячник культуры.

Месячник права.

1.Международный женский день «А, ну-ка, девочки / девушки!».

2.Проводы русской зимы.

Декада «Музей и дети».

Направление деятельности – воспитание ответственного выбора будущего профиля обучения;

ответственного выбора действий и поступков в соответствии с нормами морали и права.

Классные часы:

1. «Преступление и наказание» (8-9-10-е классы)


Игра «Умники и умницы» (8-9-10-е классы) – правовая тема.

Презентация партфолио (9-е классы).




апрель

Месячник эколого-краеведческого воспитания.

Областной месячник правовых знаний.

1.Выстовка кошек.

2.Человек собаке друг.

3.Конкурс плакатов «Как не любить эту землю?!»

4. Благоустройство двора.

5.Турслет.

День Земли – 22.04.

Всероссийский День Здоровья



Направление деятельности – формирование представлений учащихся о роли СМИ в различных сферах жизни общества и человека.

Классные часы:

1. «Являются СМИ четвертой властью?(8-9 классы).

2. «Освещение СМИ актуальных проблем современного общества»(8-9 классы).

Дебаты «Человек и политика».

Игра «Выборы президента»

май

Месячник гражданского воспитания.

1.День победы в моей семье.

2.День Пионерии.

3. Последние звонки.

Декада семьи.

Направление деятельности – усвоение учащимися правовых и нравственных норм через урочную и внеурочную деятельность.

Круглый стол «История войны в истории моей семьи» (8-9-е классы).



Дебаты «Никто не забыт, ничто не забыто?!»






Раздел 5. Обеспечение реализации программы.


1.Кадровый состав:

  • Учащиеся отдельно взятой параллели,

  • учителя-предметники,

  • классные руководители,

  • педагоги ДО,

  • ОДД,

  • служба поддержки (психолог, социальный педагог),

  • библиотекари,

  • родители,

  • администрация.



^ 2.Перечень учебно-методических разработок.

  1. Современные интерактивные технологии обучения и воспитания.

  2. Диагностики: «Уровень воспитанности» (Шамова Т.И.)

«Я и смысл моей жизни»

«Я и ценности моей жизни»

«Самоанализ личности»

Изучение нравственной самооценки

«Я и моя школа»

«Мишень (уровень комфортности в классном коллективе)

«Я лидер» (изучение операционных коммуникативных умений)

Изучение уровня общественной активности

«Я и закон» (правовое воспитание)

Изучение кол-ва трудновоспитуемых в школе.

«Степень удовлетворённости школьной жизнью»

3. Программы:

Рабочие программы курса «Обществознание» (8классы);

элективных курсов (9 – е классы);

профильных предметов (политология, право, философия) для профильного социально-экономического класса

4. Элективные курсы, спецкурсы: «Мой выбор»

«Я - гражданин»

«Познай себя»

5.УМК «Мой выбор»:

методические пособия

рабочие тетради;

компакт-диск «Мой выбор».


^ 3.Нормативные документы, обеспечивающие воспитательный процесс и регулирующие взаимоотношения Центра, учащихся и родителей.



  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  3. Приказы Министерства общего и профессионального образования РФ.

  4. Приказы КУО Читинской области.

  5. Приказы и распоряжения МУ Образование г. Краснокаменска.

  6. Устав школы.

  7. Приказы данного учебного учреждения.

  8. Функциональные обязанности классного руководителя.

  9. План учебно-воспитательной работы.

  10. Конвенция о правах ребёнка.



Раздел 6. Ожидаемые результаты.

Прогнозируемые результаты личностного развития ребёнка отражены в Образе выпускника основной школы:



  1. Выпускники школы на всех ступенях образования соответствуют на максимально возможном уровне «Модели выпускника 9 класса».

  2. Выпускник готов к выполнению трёх социально значимых ролей: «Я - семьянин», «Я - гражданин», «Я - профессионал».

  3. Выпускники умеют делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и нести за него ответственность.

  4. Выпускники успешно реализуются в жизни и готовы к непрерывному самосовершенствованию.


Создавая Модель выпускника, мы принимаем во внимание черты человека, умеющего совершать осознанный, ответственный выбор:

  • здоровье;

  • культура (общая и профессиональная);

  • гуманизм;

  • гражданственность;

  • трудолюбие;

  • нравственность;

  • креативность;

  • толерантность;

  • предприимчивость;

  • коммуникативность;

  • законопослушность.

Мы ставим в центр внимания человека, его творческие силы, способность к активному гражданскому выбору.


Критерии оценки:

Для изучения эффективности работы центра, необходимо отслеживать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов воспитательной системы, так и в образе учреждения.



Количественная оценка включает

Качественная оценка включает

1. Число детей, занятых во внеурочной деятельности в школьной системе ДО и во внешкольной системе ДО.

1. Изучение уровня воспитанности личности по методике Шамовой.

2. Социальная активность:

  • Количество участников акций;

  • Число акций общественно-по-лезных дел (милосердие, эко-логия).

2. Изучение уровня самооценки по методике «Самоанализ личности»

3. Степень участия родителей.

3. Изучение сферы интересов и направленности личности

4. Количество преступлений и право-нарушений.

4. Изучение уровня комфортности в классном коллективе. («Мишень»)

5. Количество детей, состоящих на учёте (ВШУ, КДН).

5.Изучение нравственной самооценки

6.Число диагностических методик, обеспечивающих изучение состояние позиции гражданского выбора



6. Изучение данных личностного развития по методикам:

«Я и смысл моей жизни»;

«Я и ценности моей жизни»;

«Я и моя школа».


7.Изучение операционных коммукативных умений «Я – лидер».


8. Изучение уровня общественной активности.


9. Анкетирование по методике «Я и закон», по правовому воспитанию.


10. Изучение кол-ва трудновоспитуемых учащихся

7.Охват учащихся деятельностью Центра гражданского воспитания.


8.Число программ ДО гражданской направленности.


9.Число мероприятий в классе, на параллели, в школе.


10. Наличие планов совместной деятельности с общественными организациями.


11.Количество родительских лекториев, встреч, собраний.



Социализация учащихся.

Поскольку основным целевым показателем программы является самоопределение и самореализация личности, должен быть создан банк информации о дальнейшем жизненном пути выпускников, в котором должны храниться данные за 10 лет.



Ф.И.О. ученика

Дата окончания школы

Самопре-деление

Получение образования

Специаль-ность

Место работы и должность

Семейное положение

Самореа-лизация