microbik.ru
1


Программа адаптированного курса

Твоя профессиональная карьера- 8-9 класс.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Программы адаптивного курса «Твоя профессиональная карьера 8-9 кл./под редакцией Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2006 г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение. В решении проблем связанных с профессиональным самоопределением поможет данная программа.

^ Цель курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики.

^ Задачи курса:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самовсовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Практическая включает в себя самодиагностику, которая позволяет учащимся получить знание о самих себе, о своих особенностях, интересах, склонностях и способностях. И через различные формы работы пытаются найти свое место в мире профессий.

Общее количество часов, отводимое на курс при 1 часовой нагрузке – 35 часа. Из них 21 на теоретические занятия и 13 ч. практических.

Программа, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, предполагает изучение в количестве 107 ч. при 4-часовой недельной нагрузки в 8 классе. Эта программа содержит большое количество часов, отведенное на профессиональные пробы, в связи с тем, что школа не имеет возможности организации профессиональных проб для учащихся 8 классов, то решено пересмотреть общее количество часов. Профессиональные пробы не включены в структуру курса, но они могут быть реализованы на уроках технологии.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методов обучения: комбинированный урок, конференция, индивидуальные и групповые беседы, и т.д. Кроме того, на практических занятиях широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии.

Этот курс безоценочный, но мы считаем необходимым введение зачета, который позволит отследить эффективность проведения курса.

Промежуточный результат отслеживается через анкету, которая позволяет отследить рост профессиональных намерений учащихся.

Проводит курс: педагог – психолог Дидич Т.В.

Используется учебник Чистякова С.Н. «Твоя профессиональная карьера 8-11 кл. для общеобразовательных учреждений». - М.: Просвещение, 2006 г.

^ Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; использовать сведения о путях получения профессионального образования.

Коммуникативная компетентность 
Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения, Кабардов).

Программа занятий

8 класс

  1. ^ Вводное занятие –1ч.

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».

^ Практическая работа. Заполнение анкеты.

  1. Внутренний мир человека и возможности его познания – 3ч.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как о науке, изучающей внутренний мир человека. Методы изучения личности человека.

^ Практическая работа. Составление «древа» психологических качеств личности.

  1. Многообразие мира профессий –2ч

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие мира профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Составление словаря профессий.

  1. ^ Представление о себе и проблема и проблема выбора профессии.-2ч

Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

^ Практическая работа: методика Дембо–Рубинштейна – изучение самооценки, сочинение «Моя самооценка».

  1. «Секреты выбора профессии» («хочу»-«могу»-«надо»)-2ч

«Хочу»-склонности, желания, интересы личности;

«Могу»- физиологические и психологические ресурсы личности;

«Надо» - потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

  1. ^ Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)-2ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

^ Практическая работа: диагностические процедуры, карта интересов, опросник профессиональной готовности.

  1. Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)2ч.

Понятие профпригодности. Профессиональные важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.

^ Практическая работа: Знакомство с описаниями профессий

  1. Социальные проблемы труда («надо»)-3 ч.

Разделение труда. Содержание и характер труда. Процесс и условия труда.

^ Практическая работа: профориентационная игра «Какие профессии нужны городу?»

  1. Социально – психологический портрет современного профессионала-2ч

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.

  1. ^ Анализ профессий-3ч

Основные признаки профессиональной деятельности.

Классификация профессий.

Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».игра «Ассоциации»

  1. ^ Здоровье и выбор профессии-1ч

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность.

  1. ^ Свойства нервной системы в профессиональной деятельности-2ч

Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Ограничение при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

^ Практическая работа: Теппинг-тест, методики и оценки пространственного и линейного глазомера.

  1. Темперамент в профессиональном становлении личности-3ч

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Психологическое состояние (монотонность, утомление и др.) в трудовом процессе. Анализ особенностей поведения людей, имеющих различные типы темперамента.

^ Практическая работа: Опросник Айзенка, Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Анализ особенностей поведения людей, имеющих различные типы темперамента.в конкретных ситуациях.

  1. ^ Ведущие отношения личности и типы профессий-3ч

Отношение к деятельности. Отношение к людям. Отношение к самому себе. Отношение самровосприятия и самооценивания, отношение к предметному миру.

^ Практическая работа: Диагностические и развивающие процедуры, опросник «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности», направленность личности. Деловая игра «Модель идеального города».

  1. ^ Эмоциональные состояния личности-2ч

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

^ Практическая работа: Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции, самонаблюдение за динамикой настроения.

  1. Волевые качества личности- 1ч

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

  1. Заключительный урок – 1ч


Поурочное планирование по предмету:

"Твоя профессиональная карьера".

педагога-психолога: Дидич Т.В.


  1. Класс

Программы общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Москва "Просвещение" 2006г.

№ п/п

Дата

Раздел

Тема

Основные понятия, деятельность

Основные компетентности




По плану

По факту



05.09




^ Вводное занятие. 1 ч.

Вводное занятие.

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий по психологическим основам выбора профессии Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека.. Практика: Заполнение анкеты.

^ Коммуникативная компетентность
Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).



12.09




^ Внутренний мир человека и возможности его познания – 3ч.


Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека.

^ Практическая работа. Составление «древа» психологических качеств личности.


Учащиеся должны знатьмногообразие личностных особенностей, внутренний мир человека;



19.09




Многообразие личностных особенностей.


Понятие Личность, Индивид, Индивидуум

Учащиеся должны знать о психологических ресурсах личности и уметь соотносить свои особенности с требованиями конкретной профессии.




26.09




Методы изучения личности человека.


Эксперимент, наблюдение, тест

Практика: РНЖ

^ Компетентность в сфере личностного самоопределения
Способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.



03.10




^ Многообразие мира профессий –2ч

Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие мира профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Учащиеся должны знать правила выбора профессии; уметь самоопределиться в жизни



10.10




Профессиональная деятельность и самореализация

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Составление словаря профессий: профессия, специальность,


Учащиеся должны уметь анализировать профессиограммы;

уметь самореализоваться;




17.10




^ Представление о себе и проблема выбора профессии.-2ч


Представление о себе и проблема выбора профессии

Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).


Соотнесение самооценки с выбором профессии. Регулятивные умения.

^ Компетентность в сфере личностного самоопределения
Способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.



24.10




Методы изучения самооценки

Практическое занятие: методика Дембо–Рубинштейна – изучение самооценки, сочинение «Моя самооценка».




31.10




«Секреты выбора профессии» («хочу»-«могу»-«надо»)-2ч

Секреты выбора профессии

«Хочу»-склонности, желания, интересы личности;

«Могу»- физиологические и психологические ресурсы личности;

«Надо» - потребности рынка труда в кадрах.


Знание типичных ошибок, умение сделать выбор, соотнесение индивидуальных особенностей.



14.11




Типичные ошибки при выборе профессии

Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.




21.11




^ Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)-2ч.

Склонности и интересы в профессиональном выборе

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.


Формирование общеучебных универсальных действий самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;



28.11




Диагностика Опросник профессиональной готовности

^ Практическое занятие: диагностические процедуры.карта интересов, опросник профессиональной готовности.


Умение использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности.



05.12




^ Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу")2ч.

Возможности личности в профессиональной деятельности

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества

соотнесение индивидуальных особенностей с требования профессии и современной ситуации на рынке труда;



12.12




Понятие профпригодности, профессионально-важные качества.

Активная роль личности при выборе профессии.

Практическая работа: Знакомство с описаниями профессий , опросник: "Могу"



19.12




Социальные проблемы труда («надо»)-3 ч.


Социальные проблемы труда

Разделение труда. Содержание и характер труда



26.12




Процесс и условия труда.

Анализ полученных результатов: "хочу", "могу", "надо"



16.01




Изучение рынка труда. Какие профессии нужны городу?

Практическое занятие:профориентационнаяигра «Какие профессии нужны городу?» Изучение рынка труда г. Советский



23.01




^ Социально – психологический портрет современного профессионала-2ч

Социально – психологический портрет современного профессионала

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность.






30.01




Психология принятия решений

Механизм принятия решений, групповая работа по выработке алгоритма принятия решения

Умение принимать коллективные решения, взаимодействовать в группе, умение договариваться и вступать в коммуникацию



06.02




^ Анализ профессий-3ч

Анализ профессий. Основные признаки.

Основные признаки профессиональной деятельности. Условия труда, предмет труда, средства труда.

соотнесение индивидуальных особенностей с требования профессии и современной ситуации на рынке труда; формирование общеучебных универсальных действий самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



13.02




Классификация профессий.


Практика: Конкурс «Угадай профессию».игра «Ассоциации», работа с профессиограммами



20.02




Анализ профессий

Практическое занятие: "Анализ профессий", Составление собственной профессиограммы по основным признакам профессиональной деятельности



27.02




^ Здоровье и выбор профессии-1ч

Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность.

соотнесение индивидуальных , физиологических особенностей с требования профессии.



06.03




^ Свойства нервной системы в профессиональной деятельности-2ч

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Ограничение при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.


Умение соотносить индивидуальные физиологические особенности , особенности характера;



13.03




Теппинг-тест, свойства нервной системы

Практическое занятие:Теппинг-тест, методики и оценки пространственного и линейного глазомера.



20.03




^ Темперамент в профессиональном становлении личности-3ч


Темперамент в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Психологическое состояние (монотонность, утомление и др.) в трудовом процессе.

соотнесение индивидуальных особенностей с требования профессии и современной ситуации на рынке труда;

способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.



27.03




Анализ особенностей поведения людей

^ Практическое занятие: Опросник Айзенка, Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Анализ особенностей поведения людей, имеющих различные типы темперамента.в конкретных ситуациях. Понятия: интроверт , экстраверт, эмоциональная стабильность, лабильность, нейротизм. Опросник Айзенка,



03.04




Анализ особенностей поведения людей. КВН

Анализ особенностей поведения людей, имеющих различные типы темперамента. КВН.






10.04




^ Ведущие отношения личности и типы профессий-3ч


Ведущие отношения личности и типы профессий

Отношение к деятельности. Отношение к людям. Отношение к самому себе.

Уметь соотносить индивидуальные особенности с условиями трудв



17.04




Диагностические и развивающие процедуры, опросник «Ориентировочная анкета»

^ Практическое занятие: Диагностические и развивающие процедуры, опросник «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности», направленность личности. Деловая игра «Модель идеального города».



24.04




Отношение к предметному миру.

Отношение самовосприятия и самооценивания, отношение к предметному миру.



08.05




^ Эмоциональные состояния личности-2ч


Эмоциональные состояния личности

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Уметь распознавать эмоциональные состояния человека



15.05




Приемы психической саморегуляции

^ Практическое занятие:Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции, самонаблюдение за динамикой настроения. Презентация базовых эмоций

Уметь применять приемы психической саморегуляции.



22.05




^ Волевые качества личности- 1ч


Волевые качества личности

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.













^ Обобщение, заключительный урок












Литература.


1.Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор". - СПб.: Речь, 2007.

2.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 2009г.

3..Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 2010г.

4.Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 2010г.

5.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1985г.

6.Тутушкина М.К., и др. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. – С-П . зд.: «Дидактика Плюс» 2008г.

7.Столяренко Л.Д. основы психологии. Р\н Д «Феникс» 2011г.

8.Газ. «Школьный психолог» 2008г№ 16 «Перекресток»

9. Газ. «Школьный психолог» 2008г №40(окт) « Профессиональный пасьянс»;

« Формула – 5»

10. Газ. «Школьный психолог» 2006г №42 с.8 профконсультационная игра

11. Игры : обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского – М., 2008г.

12.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

13.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

15.Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной – М., 2008г. стр.445

16.Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху . Изд. ООО «Феникс +» 2009г.

17.Твоя профессиональная карьера учебник под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2010г.

18.Твоя профессиональная карьера методика преподавания курса Под ред. . С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2010г.

19. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию Москва УЦ «Перспектива» 2010г

20. А.П. Чернявская Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.

21.Резапкина Г.В. Я и моя профессия Москва «Генезис» 2008г.


http://www.institute-catalogue.ru/rus/city/971.html
http://www.edu.ru/abitur/act.5/rgn.71401000/index.php