microbik.ru
1 2 ... 5 6

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются ФГОС НОО; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственное развития, воспитания и социализации учащихся (далее – Программа) ГОУ СОШ № 1929 разработана в соответствии с Конституцией  РФ, (ст. 28, 29); Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека», Программой духовно-нравственного развития и воспитания системы учебников «Школа России».

Программа является ориентиром деятельности ГОУ СОШ № 1929. В нашем общеобразовательном учреждении созданы благоприятные условия для реализации Программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся.

Ведущая, ценностная и содержательная определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

^ Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

^ Конкретной целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования нашего ГОУ является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

^ Задачи

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

При планировании воспитательной работы в ГОУ мы опираемся на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, эффективным.

^ Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Деятельность ГОУ СОШ № 1929 опирается на систему базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания.

^ Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж конфессионального диалога;

  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Данный перечень базовых национальных ценностей является обязательным при формировании нашей Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


^ Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется в ГОУ СОШ № 1929 по следующим направлениям.

^ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

^ Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред­ставление о вере, духовной культуре и светской этике.

^ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

^ Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-­психическое и социально­психологическое.

^ Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

^ Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Особая структура воспитательной работы в школе создает воспитательное пространство, способствующее установлению устойчивого морально-психологического комфорта для всех участников воспитательного процесса и формированию социальной компетентности (готовность и способность учащихся существовать в обществе, прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.

^ VI. IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

^ Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

^ Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

^ Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нум нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

^ Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

^ Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

^ Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.

^ Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса, задачи ценности. Ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

В Программе конкретизированы и систематизированы основные формы и методы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся с учетом возрастных особенностей.

Таблица 1

Формы и методы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования

1ступень

Формы

Мероприятия

1 класс

Беседа (этическая, нравственная, эстетическая)


Час общения


Театрализация


Конкурсы


Соревнования


Экскурсии

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться – всегда пригодиться», «Твое здоровье», «Мы пришли в театр», «Мы в музее», «Весна красна. Пробуждение природы в искусстве»,

«К вам пришли гости», по экологии «Заочное путешествие по земному шару», «Наш зеленый друг. Слушаем пение птиц»


«Что значит – быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец»


«Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, «Прощание с букварем», «Азбука Несмеяна», «Праздник Урожая»


Фестиваль патриотической песни, «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка», конкурс чтецов «Салют, Победа!»


«Летящий мяч», «Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки» и др.


«Правила безопасности», «Краеведческий музей»




^ 2-3 классы

Беседы


Час общения


Конкурсы


КВН


Сюжетно-ролевые игры


Встречи с интересными людьми


Дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)

«Здравствуй, школа», «Все мы – дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое Конституция?»

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду», «Кто такие коллекционеры»


«Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья», «Хочу и надо – трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, Москва», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего родного местечка» и др.


«Осенний праздник в лесном царстве», «Лучшая новогодняя газета», фестиваль патриотической песни, конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка», конкурс чтецов «Салют, Победа!», «Экологический капустник», «День Земли»


«Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки»


«Вместе весело шагать», «Мои друзья»


«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений»


«Я – гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

4 класс

Дискуссия


Час общения


Театрализация


Конкурсы


Соревнования


КВН


Диспут


Игра - путешествие

«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «Я вам пишу… этикет письма», «Нужны ли сегодня рыцари»,


«А гражданином быть обязан», «Путешествие по тропе здоровья», «Древо моей семьи», «Великие люди Москвы», «По страницам истории Отечества. Битва под Сталинградом», «Современные литературные герои», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?», «расскажи о своей любимой книге», «Расскажи о своем любимом писателе» и др.


«Звезды школы», «Зима, зимушка-зима», «Кто спасёт землю?» (митинг-спектакль) и др.


«Осторожно, дети!», «Зимние забавы», конкурс чтецов «Лучший язык мира – русский» и др.


«Формула здоровья», «Зимние игры. Зимние забавы»


«А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки»,


«Друг познается в беде», «Красота труда», «Солнце красит землю, а человека-труд»


«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений», «Школьная страна», «Художники – пейзажисты, портретисты, анималисты», «Мы путешествуем в Большой театр» (заочное путешествие), «Традиции и обычаи народов России», «Музеи мира»





следующая страница >>