microbik.ru
1

Рабочая программа по русскому языку среднего (полного) общего образования


Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей. Принципы организации учебного материала соответствуют изложенным в программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Т.В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2010.

Рабочая программа по русскому языку включает три раздела: пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки выпускников; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса.


Цель преподавания русского языка - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.


Задачи преподавания русского языка в 10-11 классе:


1. совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

2. систематизация основных орфографических правил и умение их применять;

3. обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках русского языка, в работе с текстом;

4. закрепить и углубить знания по фонетике, графике, словообразованию, грамматике;

5. повышение грамотности устной и письменной речи;

6. совершенствование всех видов речевой деятельности учащегося:

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

  • формирование умений и навыков связного, логического изложения мыслей в устной и письменной форме;

7. развитие самостоятельной деятельности учащегося;

8. подготовка к итоговой аттестации;

9. воспитание учащегося средствами самого предмета.


Содержание школьного курса русского языка в 10-11 классах


Изучение систематического элементарного курса грамматики, фонетики, лексики, словообразования, синтаксиса и пунктуации заканчивается в 9 классе, поэтому на завершающем этапе обучения предусмотрена коррекционная работа, систематизация и углубление знаний. Ведущие правила орфографии и пунктуации представлены в сравнении и сопоставлении, дополнены необходимыми сведениями из исторической грамматики и этимологии, что делает учебный материал более доступным и понятным, помогает учащимся осознать причинно-следственные связи между фактами языка.


В рамках подготовки к новому типу экзамена по русскому языку – ЕГЭ, проводится ознакомительная работа с КИМами в начале 10 класса, затем на уроках уделяется время практической работе по ЕГЭ согласно материалам урока.

В связи с тем, что во многих школах вводится профильное обучение, введён новый стандарт образования, утверждён ЕГЭ по русскому языку, а также обязательное среднее образование, на некоторые предметы были добавлены часы. На русский язык 1,5 часа, тем самым общее количество часов составило в 10 - 2,5 часа в неделю, 11 классе – 2 часа, (162 за два года обучения).


Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем. Правописание корней: правописание гласных и согласных корня.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов. Н и НН в суффиксах.

Орфограммы в окончаниях.

Правописание служебных частей речи. Не с разными частями речи. Правописание производных предлогов. Омофоны оттого – от того, зато – за то и др.

Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц, Ы и И после ц, разделительный Ъ и Ь, согласные на стыке морфем.

Слитные, дефисные, раздельные написания. Система правил. Работа со словарём.

Написание строчных и прописных букв. Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Работа со словарём.


В конце изучения каждой темы даётся материал для контроля: диктант или тест.

Предусмотрены уроки по развитию речи: изложения с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и др.


^ Структура школьного курса русского языка в 10-11 классах

Курс построен с учётом принципов системности, научности, доступности, перспективности, и преемственности между разделами.

В соответствии с дидактическими целями и учётом возрастных особенностей учащихся приоритетными разделами являются «Орфография» (10 класс) и «Пунктуация» (11 класс). Однако это распределение чисто условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- владеть орфографической, пунктуационной , речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования языком;

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы; -уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато , выборочно , с изменением последовательности содержания в устной и письменной форме


^ Список основной литературы:

1. Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2004.

2. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений/ Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., М., 2009.

3. Методическое пособие Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс.. М. ВАКО,2005.


Список дополнительной литературы:

1. Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.

2. А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.

3. Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

4. Единый государственный экзамен Русский язык 2004-2005 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:

5. В.И.Капинос и др. Под ред. Ковалевой Г.С.; М.: Просвещение, 2003, 2004. 6. Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.

7.Тюпа В. И., Анализ художественного: Введение в литературоведческий анализ, М., 2001.


^

Календарно-тематическое планирование 10 класс


Дата

№ урока

Содержание урока

Примечание (Форма урока, форма контроля




1-2


3


4

5


6-7


8 -9


10-11


12-13


14-15


16-17


18

19

20

21-22


23-24

25


26


27


28-29

30-31


32

33-34

35


36-37

38-39


40-41


42-43

44-45


46-47

48-49

50-51

52-53

54-55


56-57

58-59

60


61


62-63


64-65


66

67

68-69

70-71

72-73

74-75

76-77

78

79-80


81-82

83-84

85

86


87-90

Место русского языка в современном мире.


Беседа о предстоящем ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.


Состав слова. Части речи, их синтаксическая роль.

Правописание морфем. Морфологические признаки частей речи.

Правописание корней: правописание гласных и согласных корня.

Правописание корней с чередованием гласных.

Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц.

Развитие речи. Сочинение.

Контрольный диктант.

Правописание согласных в корнях слов.

Правописание согласных корня.

Непроизносимые согласные

Правописание двойных согласных

Закрепление изученного о правописании согласных.

Контрольная работа.


Зачет №1. Правописание корней.


Правописание окончаний.

Правописание окончаний.


Контрольная работа.

Комплексное повторение.

Контрольная работа. Тест.


Правописание приставок.

Правописание приставок.

Дефисное и раздельное написание приставок.

Контрольное тестирование. Анализ, работа над ошибками.

Правописание суффиксов.

Правописание суффиксов. Гласные в суффиксах глагольных форм.

Правописание Н и НН в суффиксах.

Правописание Н и НН в суффиксах.

Правописание Н и НН в суффиксах.

Правописание Н и НН в суффиксах.

Контрольная работа. Диктант. Анализ, работа над ошибками.

Употребление букв Ъ и Ь.

Употребление букв Ъ и Ь.

Комплексное повторение


Зачет №2 Правописание приставок и суффиксов.

Правописание служебных частей речи. Не с разными частями речи.

Правописание частицы не. Частицы не и ни.

Комплексное закрепление.

Правописание производных предлогов.

Правописание производных предлогов.

Правописание союзов

Правописание союзов

Правописание сложных слов.

Правописание сложных слов.

Комплексное повторение

Зачет№3 Правописание служебных частей речи, предлогов, сложных слова.

Комплексное повторение.

Комплексное повторение.

Итоговый контрольный диктант.

Анализ диктанта, работа над ошибками.


Резервный урок

Лекция, диктант


Упр.


Проблемная ситуация, беседа

Письменный опрос,

Составление схемы или алгоритма

Инд. Задания


Работа с периодической печатью

Тематический опрос

Упр.


Работа со справочным материалом


Диктант + словарный диктант

Теоретические вопросы + тест

Лекция, объяснительный диктант

Диктант + инд.задания


Работа с тестом части А


Тест


Инд. задания.

Отработка алгоритма, анализ текста.

Работа со словарями, проблемные вопросы.


Упр.

Диктант


Инд. задания словарный диктант

Подготовка к зачетной работе

Теоретические вопросы + тест.

Отработка алгоритма, объяснительный диктант


Инд. задания

Заполнить таблицу

Тест


Объяснительный диктант

Работа со словарём.

Фронтальная работа

Теоретические вопросы + тест


Диктант с грамматическим заданием (синтаксический и морфологический анализ)