microbik.ru
  1 2 3 4 5

Школа предлагает учащимся разнообразные виды деятельности, связанные с содержанием образования, во второй половине дня: личностно-ориентированные часы школьного компонента используются для индивидуальных занятий по отработке базисных навыков с детьми с низкой учебной мотивацией и в качестве развивающих часов на проектную деятельность, исследовательскую деятельность с детьми с высокой учебной мотивацией, на проведение элективных курсов, широкую экскурсионную работу и поисковую, презентационную работу в рамках музейной педагогики.

Рассматривая возможности созданной гибкой образовательной модели в качестве ресурса для достижения более высоких результатов качества образования, школе удалось добиться определенных результатов.

Перечислим наиболее существенные из них:

  • успешное прохождение школой аттестации ;

  • высокие показатели качества обученности учеников;

  • ежегодное наличие выпускников – обладателей золотых и серебряных медалей;

  • наличие участников и победителей различных олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов среди учащихся района, округа, города;

  • работа школы без неуспевающих, без отсева;

  • устойчиво высокий рейтинг школы среди окружающего населения;

  • систематическое повышение педагогами своей квалификации, включая освоение ими компьютерных технологий.

Наличие этих и других положительных результатов говорит о правильно избранной образовательной стратегии школы, о наличии у педагогического состава творческого потенциала, заинтересованности в высоких показателях своего труда.

Проблемы:

  • слабое использование информатизации учебного процесса как ресурса для повышения качества образования;

  • необходимость развития ключевых компетентностей у обучающихся, несоответствие качеств выпускника социальному заказу;

  • возросшая потребность в активных формах учебной деятельности, инновационных формах организации учебного процесса: проектной, исследовательской, дистанционной формах, индивидуализация учебного процесса;

  • необходимость придания педагогу новой роли - от транслятора знаний к роли учителя – тьютора;

  • потребность в радикальном повышении эффективности как образовательного процесса, так и процесса управления образовательным учреждением.

3.4.Информатизация школьного процесса

В школе имеются два компьютерных класса: каб.№1 укомплектован 13 компьютерами 2005 года в рамках программы компьютеризации школ, каб. № 15 – 10 компьютеров устаревших моделей, подаренных школе в 1998 году родителями, он используется для проведения занятий с учащимися начальной школы, в 9 компьютерах установлена авторская программа «Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы». В школе создана и функционирует локальная сеть, объединяющая все компьютеры школы и обеспечивающая доступ к Internet.

Школьная информационная служба координирует три направления:

  • управленческие компьютерные технологии;

  • школьная Медиатека;

  • ресурсы Интернет.

Особое внимание уделяется созданию и пополнению Медиатеки как готовыми ПП, так и созданными учителями и детьми .

При выполнении проектной и исследовательской работы, проведении мероприятий активно используется цифровая видео- и аудио- и медиатехника.

В школе создан свой сайт, который содержит следующую информацию: история школы, галерея учителей, каталог образовательных ссылок, новости, информация для родителей, публичный доклад директора и многое другое. Важным для учащихся школы является наличие на сайте учебного материала по школьной программе и дополнительных материалов к ней. Из учителей и учеников создана специальная группа поддержки сайта, которая занимается сбором и сортировкой информации для размещения ее на сайте. Обновляется сайт два раза в неделю.

Сегодня сайт является не только важным звеном единой информационной среды школы , но и ее представительским лицом, зеркалом, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри школы. Помимо этого в школе во внутренней (локальной) сети размещен Интранет-сайт. Доступ к этому сайту имеют только пользователи, входящие в локальную сеть. Интранет-сайт позволяет не только предоставить доступ к информации в привычной для пользователя форме, но и оперативно воспользоваться информационными ресурсами Интернет.

Данное состояние информатизации учебного процесса в школе предоставляют значительные возможности для современной организации учебного процесса, детского творчества в рамках дополнительного образования, организации дистанционного общения с социумом через школьный сайт.

Проблемы:

  • слабая обеспеченность учебного процесса мультимедийной и цифровой техникой;

  • недостаточность мест для самостоятельной индивидуальной работы на ПК;

  • низкий уровень задействованности библиотеки в качестве информационного центра;

  • отсутствие системного мониторинга ИК- компетентностей у учащихся и педагогов;

  • технические сложности работы с аппаратурой.


3.5. Инновационная деятельность


Специфика инновационной деятельности школы диктуется концепцией личностно-ориентированного образования: при единстве общей базисной части обязательного образования каждый может получить вариативный учебный план в зависимости от способностей, потребностей, желания. Основные направления инновационной деятельности в школе:

1) Развитие системы гимназического образования, повышение его качества.

Гимназическое образование предлагается детям с высоким IQ со стойкой мотивацией на расширенный объем гуманитарного образования . В базовую программу массового образования включается гимназический компонент: раннее изучение иностранного языка, расширение курса русского языка, литературы, введение риторики, авторских программ «Русский язык на компьютере», «Теория и практика сочинений разных жанров », расширение содержания гуманитарных предметов.

Учебный план гимназических классов гармонично сливается с организацией II половины дня: системой развивающих часов, широкой экскурсионной деятельностью, участием в конкурсных предметных мероприятиях.

В гимназических классах широко используется обучение учащихся в рамках проектной и исследовательской деятельности.

^ 2) Школа является участником ГЭП по развитию сетевого взаимодействия школ по осуществлению предпрофильной подготовки и профильного образования на Ш ступени. С этой целью широко используется выстраивание образовательной линии в 9-11 кл. по индивидуальному учебному плану, в гармоничном дополнении учебной работы в 1 половине дня дополнительными, факультативными, элективными курсами по желанию учащихся во II половине дня, а также лекционной и экскурсионной деятельностью и творчеством учащихся.

3) Одним из современных и востребованных направлений инновационной деятельности является освоение учителями и внедрение в педагогическую практику образовательных технологий: обучение учащихся навыкам проектной работы, применение компьютерных технологий, а также адаптирование имеющихся программ и создание собственных, авторских программ, например «Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы», «Теория и практика сочинений разных жанров ».

^ Ресурс: инновационная деятельность в школе должна стать основным механизмом реализации программы развития.

Проблемы:

  • отсутствие методических разработок и интенсивного обмена опытом по применению ИК- технологий;

  • педагогические ошибки при чрезмерном увлечении мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки.


3.6.Определение направления дальнейшего развития школы


Анализ деятельности школы показывает наличие определенных достижений , которые могут послужить прочной основой для дальнейшего развития :

  • создана гибкая модель вариативного образования;

  • наряду с базисным школа дает гимназическое, профильное образование, создана разветвленная система дополнительного образования;

  • используются вариативные и авторские программы обучения.

В школе развита инновационная и экспериментальная деятельность: в содержании образования, в программно – методическом обеспечении, освоении и внедрении современных образовательных технологий.

Проводятся мероприятия по транслированию передового педагогического опыта.

Интенсивно идет информатизация учебного пространства. Направление этой деятельности вызывает живой интерес у участников учебного процесса, создана ШИС, осваиваются и внедряются информационные технологии.

В школе создана прочная материальная база образовательного процесса, позволяющая вести инновационную работу.

Проблемно ориентированный анализ деятельности школы показывает, что при наличии безусловно положительной динамики качественных изменений образовательного процесса существует ряд нерешенных проблем.

Выделенные в ходе анализа проблемы помогают определить те направления дальнейшего развития школы, которые лягут в основу Программы развития ОУ на 2007 -2011 г.


Проблемы

Направление развития

1.Недостаточный уровень сформированности ИК –компетентности у учащихся и педагогов.

2.Малое количество педагогов, владеющих методикой применения ИК – технологий в образовательном процессе.

3.Недостаточное использование информатизации УП как ресурса для повышения качества образования.

4.Педагогические ошибки при чрезмерном увлечении мультимедийными технологиями.

5. Отсутствие системы в мониторинге ИК –компетентности.



Расширение и систематизация единой информационной среды ОУ, ее информационно-управляющей составляющей.

Включение всех участников ОП в единую систему повышения ИК –компетентности.

Увеличение технического ресурса.

Организация обмена передовым опытом.

Создание системы мониторинга.




1.Возросшая потребность в активных инновационных формах организации УП.

2.Необходимость придания педагогу новой роли.

3.Низкая оснащенность УП по каждому предмету максимальным набором технических средств обучения, АРМ учителя.

4.Проблемы обеспечения интерактивного информационного взаимодействия между пользователями и объектами предметной среды.

5.Недостаточное использование возможностей обучения учеников проектной и исследовательской деятельности.



Создание и развитие информационно-коммуникативной предметной среды, организация интерактивного информационного взаимодействия между пользователями.

Создание условий для использования Интернет-технологий.

Расширение и систематизация школьной Медиатеки.




1.Недостаточное количество АРМ для самостоятельной работы учителя, ученика.

2.Проблема придания библиотеке новой роли информационного центра.

3.Проблема поиска ресурсов для дифференцированного и индивидуализированного образования, организации новых форм получения образования.

Использование возможностей ШИС для дальнейшего развития вариативного образования: дистанционные формы образования, организация самообразования.

Создание школьного информационного центра, поощрение детского творчества, обучение методам исследовательской деятельности, работе в группе.

Развитие ключевых компетентностей:

информационных, коммуникативных, социальных.


Направления дальнейшего развития школы , которые лягут в основу Программы развития ОУ на 2007 -2011 годы:

  • расширение и систематизация единой информационной среды ОУ;

  • создание и развитие информационно – коммуникационной предметной среды, организация интерактивного информационного взаимодействия между пользователями и объектами предметной среды, отображающего закономерности и особенности предметных областей;

  • использование возможностей школьной информационной среды для дальнейшего развития вариативного образования, значительное повышение эффективности образовательного процесса.


4. Концепция развития школы


4. 1.Концептуальная основа ПРОУ


Концепция отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом «Об образовании» РФ, программой «Столичное образование - 4», государственными стандартами учебных предметов, региональными и федеральными локальными актами.

Центральное направление модернизации образования в школе – обновление содержания образования через информатизацию всех звеньев работы школы.

В мировой образовательной практике признано и доказано, что в абсолютном большинстве случаев социальная успешность личности зависит от качества образования этой личности. Социальная успешность включает в себя: высокие жизненные шансы, материальное, психологическое, валеологическое благополучие, гражданскую состоятельность, лидерство. Таким образом, основным ожидаемым результатом реализации данной программы является создание у выпускника возможностей к профессиональному и личностному самоопределению, осознанию себя как субъекта выбора и жизненного существования.

Компетентностный подход помогает понять, что результаты по-настоящему качественного образования должны быть значимыми за пределами системы образования. Идея открытого заказа на содержание образования заставляет серьезно заниматься формированием у учащихся ключевых компетентностей, одной из наиболее универсальных и востребованных из них является информационная компетентность.

Наше общее видение школы, образа ее будущего желаемого состояния – в создании гибкой образовательной модели многопрофильного учебного заведения с гимназическими классами, направленного на:

  • дальнейшее развитие единого образовательного пространства на основе непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения, интеграции основного и дополнительного образования;

  • сочетание традиционного, базового образования и личностно-ориентированного (гимназического) с использованием личностно-ориентированных форм обучения (экстернат, семейное, дистанционное, индивидуальный учебный план и т.д.);

  • реализацию концепции профильного обучения на III ступенях и предпрофильной подготовки на II ступени обучения;

  • создание единой открытой информационной среды, позволяющей находить, сохранять, систематизировать, создавать информацию, обмениваться ею, внедрять развивающие, здоровьесберегающие технологии , предоставляющей огромные возможности для повышения качества обучения, для максимальной дифференциации и индивидуализации обучения;

  • коррекцию содержания и форм обучения в плане формирования у учащихся ключевых компетенций, необходимых в дальнейшей жизни;

  • разработку системы оценивания качества образования.

Формируя единую информационную среду образовательного пространства, усиливая проникновение информатизации во все звенья учебно-воспитательного процесса, мы предполагаем, что во взаимодействии с созданной в школе образовательной моделью информатизация послужит богатым ресурсом для дальнейшего развития вариативности школьного образования ( См. Модель развития вариативного образования в школе)

^ Модель развития вариативного образования в школе

под воздействием информационной образовательной среды


Учет

образовательных

запросов и возможностей

учащихся





Миссия школы

Миссия школы при реализации Программы развития состоит в обеспечении оптимальных условий для организации получения учащимися вариативного образования, обновления качества образования и форм организации образовательного процесса, формирования у учащихся необходимых познавательных, информационно - коммуникативных компетенций средствами информатизации всех звеньев образовательного процесса.

В качестве основы планирования результатов обучения нами используется компетентностный подход. В связи с этим при создании условий для осуществления миссии школы можно представить компетентностную модель выпускника:

  • потребность получения новых знаний и способность самостоятельного овладения ими;

  • умение самостоятельно добывать информацию и эффективно ее использовать;

  • готовность к профессиональному самоопределению, правильному выбору и смене профессии в течение всей жизни;

  • развитые компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;

  • сформированные компетенции, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.


Цель Программы развития ГОУ средней школы № 427 с гимназическими классами: используя имеющиеся в школе ресурсы – технические, кадровые, управленческие, опираясь на накопленный опыт внедрения информатизации учебного процесса, опираясь на заказ общества к наличию у выпускников необходимых ключевых компетенций, сформировать в заданный период времени 2007-2011 г. в школе единую информационную среду в качестве ресурса для реализации вариативного образования.



Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  1. Индивидуализация и дифференциация содержания образования в соответствии с образовательными стандартами базового, профильного и гимназического уровней.

  2. Разработка содержания спецкурсов и элективных курсов, обеспечивающих профильное обучение и предпрофильную подготовку.

  3. Изучение и внедрение компьютерных технологий в учебный процесс: обучение в процессе проектной и исследовательской деятельности, использование технических возможностей цифровых приборов, мультимедийной аппаратуры, SMART – доски для обучения.

  4. Внедрение готового программного продукта, авторских разработок в процесс обучения и контроля знаний, создание банка тестов по предметам.

  5. Освоение и внедрение административных, управляющих компьютерных программ.

  6. Увеличение и модернизация парка имеющейся компьютерной техники: системное расширение локальной школьной сети, оборудование АРМ учителей различных предметов, оснащение предметных кабинетов цифровой техникой.

  7. Совершенствование сайта школы как средства двусторонней связи с родителями, учащимися, другими организациями.

  8. Оборудование школьной Медиатеки медиатехникой, пополнение ее содержания в разных направлениях.

  9. Внедрение таких технологий управления качеством образования, как: ведение электронного журнала, создание и использование электронных учебников, мультимедийных учебных пособий по предметам.

  10. Использование возможностей Интернет и Интранет – сайта для обучения и детского творчества.

  11. Модернизация условий для раннего обучения компьютерным технологиям.

  12. Создание условий для обобщения и транслирования передового педагогического опыта.

  13. Включение педсостава в единую непрерывную систему повышения компьютерной компетентности.

  14. Совершенствование системы психологического сопровождения и мониторинга инновационной деятельности в школе.


4. 2. Механизмы реализации Программы развития


Основным механизмом реализации программы развития ГОУ средней школы № 427 с гимназическими классами является организация инновационной и экспериментальной деятельности, позволяющей совершенствовать созданную модель школы с гимназическими классами, надстраивать и развивать модель непрерывного профильного обучения, которая обеспечит учащимся общедоступность получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, профессиональную ориентацию, возможность самоопределения, устанавливая преемственность между общим и профессиональным образованием. Следующим шагом развития этого направления работы является разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, их управленческого и методического сопровождения.

Процесс информатизации оказывает существенное влияние на качество общего образования. Реализация современных требований к общеобразовательной школе возможна только на основе внедрения ИКТ во все звенья школьной жизни.

Основными направлениями ИКТ в информационной среде ОУ могут быть:

  • использование ИКТ в качестве объекта изучения;

  • использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;

  • использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;

  • использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

  • использование ИКТ в целях управления образовательным процессом.

К основным ресурсам, необходимым для существования и функционирования информационной среды, относятся:

  • технические ресурсы (компьютерная и мультимедийная база, программное обеспечение, оборудование);

  • кадровые ресурсы (постоянное повышение ИК – компетентности);

  • учебно-методические ресурсы (методические разработки, активно работающие сетевые методобъединения, школа передового опыта).

Единая информационная среда не только позволит создать жизненно важный ресурс для реализации желаемой модели вариативного образования, но и сама станет плодом широкой инновационной экспериментальной деятельности по накоплению Медиаресурсов – информационных, дидактических, результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей, инновационной деятельности по переводу взаимоотношений учитель – ученик – родители на новый коммуникативный уровень, позволит освоить современные эффективные формы мониторинга качества даваемого школой образования.

4. 3. Ожидаемые результаты


Показателем полноты реализации поставленных целей и задач Программы развития ГОУ СОШ № 427 можно считать следующие результаты:

  • Разработка инновационной модели управления образовательным учреждением средствами ИКТ как открытой системы социально-творческих инициатив на принципах социального партнерства.

  • Построение модели сетевого взаимодействия всех участников ОП (выбор ИКТ как ведущей сферы технологий).

  • Создание медиакомплекса для обеспечения эффективности системы базового, профильного, гимназического, дополнительного образования (под эффективностью понимается достижение лучшего результата по сравнению с имеющимся в данный момент); создание дидактических компьютерных сред.

  • Использование новых технологий, направленных на развитие способностей и компетенций личности обучающегося, активное включение в ОП дистантных форм обучения (консультирования), формирование информационной культуры учащихся, учителей.

  • Вовлечение педсостава в процесс развития открытого информационного пространства школы, разработку мультимедийного сопровождения преподаваемых предметов, осуществление оперативной связи с родителями через электронный журнал, школьный сайт.

  • Реализация принципа вовлеченности родительской общественности в процесс управления, активного участия в планировании форм организации ОП, содержания вариативного образования, рационального использования имеющихся ресурсов.

  • Выход на внешних социальных партнеров- организация обмена опытом с другими образовательными учреждениями, сотрудничество с ВУЗами в виде коррекции программ и мониторинга знаний.


4. 4. Возможные риски и их минимализация

Следование стратегическому направлению развития школы содержит ряд возможных рисков, которые могут затормозить выполнение ПРОУ либо послужить препятствием к ее выполнению.

Поэтому следует не только рассмотреть возможные риски, но и запланировать меры к их минимализации.

^ Возможные риски и их минимализация




Предполагаемые риски в

ходе реализации ПРОУ

Мероприятия по их

минимизации

1.

Создание школьной информатизационной среды невозможно без приобретения новых и модернизации имеющихся технических средств. Основной риск – нехватка финансовых средств в условиях нормативного финансирования в школе с малочисленным контингентом обучающихся.

Участие в конкурсах, благотворительных программах. Расширение и стимулирование добровольной попечительской деятельности родителей.

2.

Риск перегрузки учеников компьютерными занятиями, особо сложными заданиями, чрезмерная увлеченность компьютерными технологиями ради новизны.

Строгая регламентация уроков с использованием компьютерных технологий специальным расписанием, усиление роли методических объединений при планировании программного материала, экспертиза целесообразности и здоровье-сберегающего фактора при введении новых технологий, замещающих устаревшие малоэффективные приемы традиционных методик.

3.

Несовпадение представлений о психофизических, интеллектуальных возможностях учащихся и их реального состояния.

Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения вариативного образования, системы организации обучения по индивидуальной образовательной траектории, системы оценивания достижений учащихся (портфолио).

4.

Медленное освоение учителями программной продукции по предметам.

Создание четкого перспективного плана-графика повышения компьютерной компетентности учителей – предметников, вовлечение педсостава в систему обмена передовым опытом, рассматривать использование в ОП современных здоровьесберегающих пед.технологий как часть новой системы оценивания качества труда педагогов.


<< предыдущая страница   следующая страница >>