microbik.ru
1 2 3


МОУ «Дойнинская основная общеобразовательная школа»


Программа развития школы

по теме

«Информатизация сельской школы»


Срок реализации: 2007 – 2009 гг.

Авторы: Порфирьева Р.П.

Абакшина С.Н.

Никитина Л.Г.


Куеда 2006

Содержание


Введение ………………………………………………………………………..3

I. Информационная справка о школе………………………………………….4

II. Анализ состояния информатизации в школе………………………..……7

2.1. Материально – техническое обеспечение…………………………….7

2.2. Кадровое обеспечение………………………………………………….8

2.3. ИКТ- компетентность учащихся……………………………………...10

2.4. Обновление содержание деятельности……………………………….11

2.5. Проблемы информатизации…………………………………………...12

III. Концепция образовательного учреждения………………………………..13

IV. Этапы реализации программы……………………………………………..21

V. Основные направления программы развития……………………………..23

5.1. Обновление содержания образовательного процесса………………..23

5.2. Повышение квалификации педагогов…………………………………28

5.3. Создание информационной среды и автоматизация управления

образованием…………………………………………………………….32

5.4. Совершенствование материально – технической базы……………….35

5.5. Развитие информационной культуры родителей……………………...36

VI. Управление процессом информатизации………………………………….37

VII. Мониторинговая деятельность ……………………………………………41 VIII.Смета расходов на оснащение школьного оборудования средствами

информатизации и курсовую подготовку педагогов……………………..44


Введение

Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества вопросы информатизации образования приобретают особую значимость. Задача вхождения общей и профессиональной школы в информационное общество является сегодня чрезвычайно актуальной.

Стратегическая цель проекта «Информатизация системы образования» - сделать отечественную школу адекватной современным требованиям мировой экономики. Ключевое условие достижения этой цели – обеспечение высокого уровня доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и учащихся, что предполагает формирование информационной культуры личности.

Термин «информационная культура» впервые появился в 70-годах и рассматривался как культура рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей. Широкое распространение информационных технологий во все сферы общественной жизни привели к тому, что информационная культура стала рассматриваться в тесной связи с компьютерной техникой. В понятии «информационная культура» (ИК) выделяют три компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.
^ Мировоззренческий компонент ИК содержит в себе представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов.
^ Коммуникативная составляющая включает в себя следующие блоки:
- общение с людьми;

- «общение» с компьютерной техникой.

Алгоритмический компонент информационной культуры рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности. Сегодня уже не вызывает сомнений вопрос о необходимости формирования информационной культуры, начиная с младшего школьного возраста, что может достигаться не только изменением способов обучения, но и качественно иным подходом к построению содержания образования.

  • ^ Информационная справка о школе


МОУ «Дойнинская основная общеобразовательная школа» является образовательным центром небольшого населённого пункта общей численностью 460 человек. Здание школы – новое типовое (1997 года постройки), рассчитанное на 108 мест. Имеется 9 учебных кабинетов, включая кабинет информатики, 3 лаборатории, мастерская по обработке металла и древесины, кабинет обслуживающего труда, столовая на 25 посадочных мест, пищеблок, спортзал, библиотека, методическая комната и комната для детских общественных организаций. В здании имеется канализация, центральное водоснабжение, своя котельная. На школьной территории расположены: огород, стадион с беговой дорожкой, ямой для прыжков в длину, здесь же футбольное поле, полоса препятствий, перекладина для подтягивания. Школа укомплектована необходимым оборудованием.

^ Режим работы школы – односменные занятия, шестидневная учебная неделя. Продолжительность урока - 45 минут, для 1 класса -35 минут.

Всего обучающихся в школе – 82 ученика (I ступень-34, II ступень-48).

Здоровье детей: 68 % детей признаны практически здоровыми.

^ Всего классов комплектов – 8.

Контингент семей учащихся: дети работников бюджетной сферы (учителя, работники детского сада, торговли, связи, ФАП), безработных (около 33 %).

Малообеспеченных семей - 30 , многодетных семей - 13, приёмных – 8.

^ Учебно – воспитательный процесс осуществляют 13 педагогов, из них

85% имеют педагогическое образование, у 85% стаж педагогической рабо-

ты более 10 лет, 77% присвоены повышенные квалификационные катего-

рии.

^ Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся.

Учебный год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

Успеваемость %

100

100

100

Качество %

59

57

59


^ Характеристика внеурочной деятельности и дополнительного образования:

Приоритетные направления в воспитательной работе: гражданско – патриотическое, интеллектуальное и спортивно - оздоровительное. Основные традици: День матери, День ГО, декада «Этот день Победы», КВН, фестиваль интеллектуальных игр, чувашский национальный праздник «Акатуй», День здоровья, спартакиада, конкурсы: «Спорт класс года», «Спортсмен года», «Ученик года».

26 % учащихся - участники региональных и межрегиональных мероприятий. Дополнительным образованием охвачено 100% учащихся.


Направления


Название объединения

Физкультурно-оздоровительное


«Лыжные гонки»

Художественно-эстетическое

«Волшебная глина», «Умелые руки», драматический кружок «Белоснежка», «Волшебный клубок», «Ритмы танца», «Ритмическая мазаика».


Культурологическое


«Интеллектуальные игры», «Умники и умницы»



^ Характеристика социума




Ш


К


О


Л


А


Отдел по защите прав ребенка

Администрация поселения


РНКА чувашей Пермского края

Отдел социальной защиты


ОППН

СДК

Центр занятости населения


Сельская библиотека

ДДТ


МДОУ «Солнышко»


ДЮСШ


ФАП


Основными проблемами села, которые в значительной степени влияют на работу школы, являются:

  • снижение численности населения;

  • уменьшение контингента детей;

  • тенденция старения населения деревни;

  • высокий процент малообеспеченных семей;

  • низкий образовательный уровень родителей: с высшим образованием - 7%, со средним специальным – 23 %.

  • резкое увеличение числа безработных (53 %);

  • недостаточная конкурентоспособность выпускников сельской школы.


Наиболее яркие достижения школы за последние 3 года:

  • первое место в рейтинге основных общеобразовательных школ по итогам 2004 – 2005 учебного года;

  • повышение образовательного уровня педагогов (3 педагога получили высшее образование, 10 педагогов имеют категории);

  • использование ИКТ в учебно – воспитательном процессе;

  • организация предпрофильной подготовки;


Конкурентные преимущества:

  • новое здание школы 1997 года постройки;

  • хорошая материально-техническая база;

  • газовая котельная;

  • профессиональный педагогический коллектив;

  • высокие результаты участия в эксперименте на региональном уровне по использованию тестовых технологий в аттестации выпускников 9 – классов;

  • высокий процент участия учащихся в районных, областных, федеральных мероприятиях;

  • призовые места в районных олимпиадах по предметам;

  • высокие спортивные достижения учащихся.

II. Анализ состояния информатизации в школе


    1. 2. 1 Материально - техническое обеспечение


Информатизация образования связана с развитием необходимой материально-технической базы.



^ Тип техники, марка

Год

выпуска

Кол-во

Где установлена

1

Персональный компьютер «AQUARIUS»

2004

5

Кабинет информатики

2

Персональный компьютер «Topdevice»

2003

1

Кабинет информатики

3

Персональный компьютер «Pentium (R)»

2005

2

Бухгалтерия

4

Ноутбук «RoverBok»

2005

1

Кабинет директора

5

Ноутбук «RoverBok»

2006

1

Кабинет зам. директора по УВР

6

Копировальный аппарат «ZHARP Z-20»

1999

1

Кабинет директора

7

Копировальный аппарат «Canon PC 128»

2005

1

Бухгалтерия

8

Принтер «Canon LBE 1120»

2005

1

Бухгалтерия

9

Принтер «Canon ip 2200»

2005

1

Кабинет информатики

10

Принтер «HP Laser get 1320»

2005

1

Кабинет директора

11

Принтер «Xerox Phaser 3130»

2004

1

Кабинет информатики

12

Видеопроектор «RoverLight»

2005

1

Кабинет биологии

13

Видеопроектор «RoverLight»

2006

1

Кабинет географии

14

Сканер «HP Scanjer 3770»

2004

1

Кабинет информатики

15

Цифровой фотоаппарат «SONI DSC-Р200»

2006

1




16

Проекционный экран

2005

1

Кабинет биологии

17

Проекционный экран

2006

1

Кабинет географии

18

Back-UPS

2005

1

Бухгалтерия

19

Back-UPS

2006

1

Кабинет информатики

20

ЦОР

1996-2006

150

Кабинет информатики

21

Видеокассеты

1992-2006




Предметные кабинеты

22

Музыкальный центр DVD «LG»

2005

1




23

Музыкальный центр «LG»

2003

1




24

Телевизор «Samsung»

1999

1

Кабинет географии

25

Видеодвойка «Samsung»

1999

1

Учительская

26

Видеокамера «Samsung»

1999

1







  • оборудован кабинет информатики на 7 рабочих мест;

  • 2 предметных кабинета оснащены современными мультимедийными средствами;

  • имеется локальная сеть;

  • оборудованы персональными компьютерами рабочие места директора и заместителей директора и объединены в локальную сеть.

    1. ^ 2.2 Кадровое обеспечение


Педагогический коллектив объединяет 13 учителей (10 женщин, 3 мужчин).

Возрастной состав педагогов оптимальный, средний возраст педагогических работников – 40 лет. Из 13 работающих учителей – 2 педагога пенсионного возраста и 1 молодой специалист. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%. Средняя недельная нагрузка составляет 20 часов.

Образовательный уровень педагогических кадров:

высшее образование – 10 человек;

среднее специальное – 2 человека;

среднее – 1 человек..

Категорийность педагогического коллектива:

высшая категория – 1 человек, 7,6%;

1 категория (13 разряд) – 6 человек, 46,2%;

2 категория (12 разряд) – 3 человека, 23,1%;

10 разряд – 2 человека;

7 разряд – 1 человек.

Один педагог награждён нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации.

В школе сложился профессионально компетентный и работоспособный коллектив, готовый к использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении и воспитании.

С целью обучения учителей компьютерной грамотности и новым информационным технологиям на базе ММЦ 5 педагогов прошли курсы по базовой ИКТ - компетентности, 6 человек приняли участие в учебных семинарах по использованию в учебном процессе новых электронных УМК, 8 человек - в мастер - классах по разработке дидактического материала по предмету.

На базе ПОИПКРО прошла курсовую подготовку учитель биологии на тему «Использование компьютера при обучении биологии».

На базе школы создана проблемная группа «ИКТ в образовательной деятельности», 85% педагогов приняли участие в проведении семинара-практикума на тему «Разработка урока с использованием ИКТ», 23% - «Составление тестов в электронном варианте», 69% - «Работа в программе Power Point. Организованы индивидуальные консультации «Обзор электронных УМК, имеющихся в школе», «Составление мультимедийных презентаций».

В результате первого года обучения педагоги овладели технологиями создания:

  • дидактических материалов (с помощью текстового редактора Microsoft

Word) – 85%;

  • мультимедийных презентаций – 54%;

  • буклетов в Microsoft Publisher – 31%;

  • составления тестов в электронном варианте – 23%;

  • создания собственных компьютерных уроков – 23%;

  • базы данных в Microsoft Access- 23%;

  • базы данных, рабочих таблиц в Microsoft Excel.-23%.



На данном этапе на базовом уровне ПК владеют 62% педагогов.

Применяют ИКТ в учебном процессе 39% педагогов, при проведении внеклассных мероприятий – 31%, факультативов и курсов по выбору – 8%.

Более 92% педагогов мотивированы на использование ИКТ в профессиональной деятельности.

^ Наши достижения в области ИКТ:

  • участие в районном конкурсе «Педагог года – 2006» (урок биологии с использованием ИКТ);

  • участие в районном конкурсе «Классный час с использованием ИКТ» (учитель начальных классов, 3 место);

  • участие в районном конкурсе «Десять страниц о праве» (учитель музыки, 3 место);

  • обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках природоведения в 4 классе»; собрана коллекция демонстрационных материалов по всем разделам; создан комплект упражнений в программе Microsoft Power Point, позволяющий эффективно разнообразить любой этап урока;

  • 2 педагога на муниципальном уровне обобщили опыт работы по использованию ИКТ на уроках;

  • создана коллекция электронных материалов по курсу биология 5-9 классы, позволяющая оперативно разработать собственный компьютерный урок;

  • на основе программы «Система тестирования 2.2» составлены компьютерные тесты по разделам биологии «Животные», «Анатомия и физиология человека».



^ 2.3 ИКТ- компетентность учащихся


В школе обучается 82 ученика (I ступень – 34 ученика, II ступень – 48 учащихся).

На данном этапе:

  • 70% учащихся 7-9 классов оформляют проекты, рефераты с помощью текстового редактора Word;

  • 40% - составляют презентации в Microsoft PowerPoint;

  • 10%- оформляют буклеты, пригласительные открытки в Microsoft Publisher;

  • 21 % - составляют базы данных в Microsoft Access;

  • 21% - создают электронные таблицы в Microsoft Excel.;

  • 28%- создают фильмы в Movie Maker.




    1. Обновление содержания деятельности


Информатизация образования предполагает обновление содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, достижения новых учебных результатов. С этой целью в учебный план введены:

  • предмет информатика в 8-9 классах;

  • факультативы «Информатика в играх и задачах» 2-3 классы, «Информатика» 4 класс;

  • курс по выбору для учащихся 8 класса «Программа презентаций Power Point» »;

С целью развития навыков проектной деятельности в образовательной области «Технология» учащиеся 7-9 классов выполняют проектные работы средствами ИКТ.

86 % учащихся 8-9 классов обучаются в заочной школе «Информатика» при ПРИПИТ.

Для оказания помощи учащимся в самоподготовке к уроку организованы индивидуальные консультации по использованию электронных пособий.


Информационные технологии активно используются во внеклассной работе при проведении тематических классных часов, творческих вечеров, конкурсов.

При проведении родительских собраний практикуется использование презентаций.

На занятиях объединений дополнительного образования: «Интеллектуальные игры», «Ритмы танца», «Белоснежка» педагоги активно внедряют ИКТ.



    1. ^ Проблемы информатизации


Анализ образовательной деятельности позволяет сделать вывод:

у всех педагогов сформировалось положительное отношение к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но использование ИКТ пока не стало системным в преподавании большинства учебных дисциплин, что препятствует повышению информационной грамотности учащихся.

Исходя из данных обстоятельств возникает противоречие, между низким уровнем информационных знаний и умений учащихся и потребностью в выпускнике, способному конкурировать на рынке труда.

Однако существуют сегодня проблемы:

1. Недостаточный уровень подготовки педагогов к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

2. Слабое внедрение отдельными педагогами ИКТ в образовательную деятельность (учителя русского языка и литературы, математики, начальных классов).

3. Снижение уровня познавательной мотивации учащихся на 2 ступени обучения.

4.Недостаточно программ курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки в области ИКТ.

5.Недостаточно кабинетов, оснащённых современными мультимедийными средствами.

6. Отсутствие автоматизированной информационно - управляющей системы и системы управления образованием.

7. Нет доступа к глобальной сети Интернет.

8. Низкий уровень компьютерной грамотности у учащихся и родителей, т.к.

не все семьи имеют возможность иметь компьютер дома.

9. Родители обеспокоены тем, что недостаточное формирование информационной грамотности у детей вызовет затруднения при продолжении обучения в других учебных заведениях.

10.Отсутствие других заведений, где учащиеся могли бы приобрести знания

в области ИКТ.

^ III. Концепция образовательного учреждения

Сегодня одна из задач школы – формирование информационной культуры выпускника, предполагающее овладение навыками работы с информацией, современными информационно – коммуникационными средствами и технологиями. Информационная культура выступает как фактор, способствующий профессиональному самоопределению и личностному становлению выпускника. Следовательно, возникает вопрос: каким должен быть выпускник школы, чтобы стать успешным в жизни?

^ Модель выпускника, получившего основное общее образование:

  • Коммуникативность - умение сотрудничать, слушать и вникать в суть услышанного, точно, компактно оформлять свои мысли. Коммуникативные умения нужны практически в любой жизненной ситуации: успешность во многом связана с умением общаться и понимать других. Этим обуславливается эффективность профессиональной деятельности, его личные взаимоотношения.

  • ^ Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

  • ^ Знание персонального компьютера. Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований современных работодателей к молодым специалистам знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя.

  • Конкурентоспособность - способность выдерживать соперничество, преодолевать препятствия и противостоять конкурентам.

  • Трансцендентность - умение человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни.

  • Мобильность – способность быстро действовать, принимать решения.

  • Образованность – качество развившейся личности, обладающей систематизированными знаниями, умениями и навыками по учебным предметам.

  • ^ Способность к жизненному самоопределению – умение самостоятельно делать осознанный выбор своего места в системе многообразных социальных отношений, с учетом ответственности за его последствия.

Развитие названных качеств зависит от уровня информационной культуры.

^ Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными принципами развития информационной культуры личности являются:

  • культурологический принцип;

  • принцип саморазвития;

  • принцип интеграции;

  • принцип деятельностного подхода;

  • принцип технологического подхода;

  • принцип непрерывности;

  • принцип альтернативы.

Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. Применительно к информационной культуре принцип ориентирует в качестве основных целей на:

  • формирование ценностного отношения к информации, к информационным ресурсам и технологиям (как фактора компетентности);

  • формирование позиции свободного существования и саморазвития в информационно-образовательной среде;

  • формирование умений использовать технический инструментарий (компьютер, модем, сканер и др.).

^ Принцип саморазвития основывается на закономерном влиянии самостоятельности человека на его развитие, самосовершенствование. Ориентирует на обеспечение самостоятельной продуктивной деятельности учащегося.

^ Принцип интеграции устанавливает связи между тремя основными видами деятельности – проектной, образовательной и информационной.

Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.

^ Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как технологию, включающую определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

^ Принцип непрерывности предусматривает постоянное системное обучение и развитие личности.

Принцип альтернативы вытекает из закономерной связи между потребностями и их удовлетворением: деятельность, направленная на удовлетворение собственной потребности, выполняется более эффективно, с большим желанием и старанием.

Развитие информационной культуры личности эффективно при условии внедрения новых информационных технологий во все сферы деятельности общеобразовательного учреждения.



следующая страница >>