microbik.ru
1



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________ Зорина Т.А.

02.09.2011 г.


Предпрофильная

подготовка учащихся 9 классов


Программа элективного курса

«Серебряный век русской литературы»


Автор:

учитель русского языка и литературы

МОУ Передельская СОШ

филиал Никитская основная школа

Медынского района Калужской области

Колесниченко Е.В.


2011 год


Пояснительная записка


Серебряный век в русской литературе – это поистине блистательная художественная эпоха. Конечно, очень непростая, несшая в себе черты расцвета многих художественных течений и признаки разрушения и упадка, заставлявшие с ностальгией оглядываться на 19 век.

Цель курса: расширить представление и углубить знания учащихся о литературном процессе и литературных явлениях конца 19 – начала 20 века.

Задачи:

- выявить основное и главное в облике поэтов и писателей Серебряного века и проследить их творческую судьбу в связи с историческими событиями и развитием русской литературы начала 20 века;

- совершенствовать умения учащихся комплексного анализа художественного произведения;

- развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественные произведения, способствовать развитию художественного вкуса школьников;

- приобщить учащихся к высокой духовной культуре, способной оказать благотворное воздействие на душу школьника.

Преподавание данного курса носит ярко выраженный деятельностный характер с использованием различных педагогических технологий(проблемное, личностно – ориентированное обучение, ИКТ – технологии)и Интернет – ресурсов.

Формы работы могут быть разнообразные: семинары, интегрированные уроки, заочные путешествия, литературные гостиные.

Элективный курс содействует формированию индивидуального круга чтения, развитию творческих способностей учащихся, речевой культуры, способствует совершенствованию навыка создания собственного произведения и приобретения специальных навыков для самостоятельной исследовательской деятельности.

Элективный курс представляет дополнительные возможности формирования образован ного , духовно развитого читателя и предназначен для подготовки школьников к олимпиаде по литературе как дополнительный курс к основному литературному курсу.

Изучение курса обеспечивает преемственность предпрофильной - профильной подготовки учащихся применительно к области гуманитарных знаний.

Элективный курс «Серебряный век русской литературы» рассчитан на 17 часов.


^ Учебно – тематический план.





Тема занятия

Кол-во

часов

Формы занятий

1.

Введение. Художественное своеобразие Серебряного века (1895 – 1917г.)

1

Лекция учителя.

2.

И.А.Бунин. Проза. Лирика.

2

Литературная

гостиная.

3.

А.И.Куприн- мастер рассказа

2

Практикум

4.

И.С.Шмелёв. Самобытная проза.

2

Беседа. Семинар.

5.

В.К.Зайцев- классик XX в.

2

Исследование

6.

К.Д.Бальмонт

2

Практикум. Анализ стиля.

7.

А.Блок

1

Семинар

8.

А.А.Ахматова.

1

Заочное путешествие.

9.

В.В.Маяковский

1

Анализ выразительных возможностей языка.

10.

М.И.Цветаева

1

Интегрированный урок

11.

Итоговое занятие. Аттестация по курсу.

2

Защита рефератов.



^ Содержание программы курса.


Тема 1. Введение.

Идейно – художественные особенности Серебряного века. Связи с предшествующим, «золотым» веком русской литературы. Характерная особенность – расширение пространственно – географических границ художественного изображения. Усиление космического сознания в прозе и поэзии. Поэтизация вечных ценностей жизни: природы, любви, красоты, человека. Философское истолкование жизни. Литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.


^ Тема 2. И.А.Бунин. Проза .Лирика.


Традиции русской классики в творчестве И.А.Бунина. Лирическая проза. Рассказы «Танька», «Надежда», «Далёкое», «Древний человек», «Кастрюк». «Милая сердцу старина» в рассказе «Антоновские яблоки».Судьбы и характеры людей из народа в рассказах И. Бунина «Любовь и радость бытия» в поэзии Бунина. Настроение лирического героя . Стилистическое мастерство поэта. Пейзажная лирика. Стихотворения «Догорает апрельский светлый день», «Нет солнца , но светлы пруды», «Родник», «Листопад», «В туче , солнце заступающей», «Восход луны».


^ Тема 3. А.И. Куприн – мастер рассказа.

А.И.Куприн – мастер рассказа и художественного очерка . Гуманизм писателя . Поэтические новеллы: «Леночка», «Ольга Сур», «Изумруд». Автор и рассказчик. Мир героев Куприна. Представители «цивилизованного» общества и люди из народа в рассказах «Черная молния» , «В цирке». Русские характеры и нравы в рассказе «Однорукий комендант».

Мастерство языка, занимательность сюжета рассказов Куприна.


^ Тема 4. И.С.Шимелёв.

Слово о И.С.Шмелёве. Самобытная проза «великого мастера слова и образа». Пейзажные картины в рассказах «Весенний ветер», «Весенний плеск». Изображение войны как величайшего бедствия в рассказах «Лихой кровельщик», «Мирон и Даша», «Правда дяди Семёна». Выразительность деталей в очерке «Старый Валаам».


^ Тема 5. Б.К.Зайцев.

Просветленное и гармоничное творчество Б.Зайцева. Тема «Святой Руси» в очерках и заметках 20 – 60 гг. – об Оптиной пустыне, о святом Серафиме Саровском.

Основные темы лирической прозы - темы жизни, смерти, любви, природы, вечности. Беллетристика Зайцева: «Слово о Родине», «Старые -молодым». Традиции духовной жизни страны. Калужский край в судьбе Б.К.Зайцева.


^ Тема 6. К.Д.Бальмонт.

Индивидуальный поэтический мир К.Д.Бальмонта. Символизм и К.Д. Бальмонт. Жизнеутверждающий тон, гибкость и музыкальность стиха. Образ лирического героя. Поэтический мир поэта – мир тончайших мимолётных наблюдений. Виртуозность стиха К.Д.Бальмонта. Стихотворения: «Берёза», «Осень», «Семицветник», «Русский язык», «Я – изысканность русской медлительной речи», «Фантазии».


Тема 7. А.А. Блок.

Символизм и поэзия А.Блока. Роль символов. Вечный идеал красоты, женственности в ранней лирике Блока. Литературный портрет лирического героя в стихотворении «Незнакомка». Любовь к Родине, вера в её будущее. Лирический образ Родины, вера в её будущее. Лирический образ Родины. Острое чувство времени, истории в поэзии А.Блока.

Стихотворения : «Осенний день», «Родина», «О весна без конца и края», «Осенняя воля».


^ Тема 8 А.А.Ахматова.

Акмеизм и А.А.Ахматова. Классическая строгость стихов, их ясность , чувство гармонии. Творческое своеобразие А.А.Ахматовой. Глубокая мысль и тонкий психологизм лирики. Внутренняя жизнь лирической героини. Приёмы создания психологической лирики: подтекст, деталь, внешний жест, противоречивость чувств, сравнения. Патриотические стихотворения А.Ахматовой.Стихотворения: «Уединение», «Молитва», «Муза», «Небывалая осень построила купол высокий», «Пушкин», «Поэт», «Читатель», «Родная земля, «Клятва», «Победители», «IN МEМORIAM».


^ Тема 9. В.В.Маяковский.

Футуризм и Маяковский.Поэзия В.В.Маяковского – художественная летопись нашей страны в начале XX века. Особенность тонического стиха поэта. Лирика В.В.Маяковского как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния. Сатирическая направленность лирики Маяковского. Авторское «я» в стихотворениях «Секрет молодости», «Земля наша обильна», «Я счастлив».

Стихотворения: «А вы могли бы», «Птичка божия», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Последняя страничка гражданской войны».


^ Тема 10. М.И.Цветаева.

Слово о М. Цветаевой. Стихотворения Цветаевой- страстный монолог.

Бытовой прозаизм и яркая экспрессия лирики. М.Цветаева – мастер изображения деталей быта, обстановки, пейзажа, афористичности. Богатство и своеобразие поэтических образов.

Тема Родины, любви, тема поэта и поэзии. Таруса в жизни М.Цветаевой.

Стихотворения: «Мне нравится, что вы больны не мной», «Молитва морю», «Ока», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Бузина», «Родина», «Тоска по Родине! Давно…»,»Идёшь, на меня похожий».


Литература.


  1. Черников А.П. Проза и поэзия серебряного века». – Калуга: Институт усовершенствования учителей,1993.

  2. Три века русской поэзии /Сост. Н.В.Банников- 3-е изд.М.: Просвещение, 1986.

  3. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классической художественной литературы. – М: Дрофа: Вече, 2002

  4. Шмелёв И.С. Лето Господне. Господин из Сан-Франциска. Библиотека отечественной классической художественной литературы. – М: Дрофа: Вече, 2002

5. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классической

художественной литературы. – М: Дрофа: Вече, 2002

6.Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева: СБ.ст.//Третьи Международные

Зайцевские чтения. Вып 3-Калуга:Изд.»Гриф»,2001.

7.Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1,2,3-М:, «Правда», 1988.

8.В.В.Маяковский. Избранные сочинения в 2 томах. Том 1. М.»Худ. литература»,1982.

9.Русские писатели XX век. Библиограф словарь. В 2 ч. Под ред. Н.Н.Скатова. М.: Просвещение,1998.

10.Шмелёв И.С. Светлая страница. Сост., вступительное ст., комментарии А.П.Черникова. – Калуга: Институт усовершенствования учителей,1995.

11.Б.К.Зайцев.Дальний край . Библиотека отечественной классической художественной литературы. – М: Дрофа: Вече, 2002


Элективный курс

по литературе

в 9 классе

«Серебряный век русской литературы»


Е.В.Колесниченко, учитель русского

языка и литературы МОУ

Передельская средняя

общеобразовательная школа

филиал Никитская основная школа


Село Никитское

2008