microbik.ru
1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

__________/В.М.СЫНЧИКОВ/.


Приказ № 68 от 01 сентября 2010 г.



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА


2010-2015 гг.



МОУ "Бережковская основная

общеобразовательная школа"

Кировского района,

Калужской области.


Принята педагогическим

советом школы.

Протокол № 1 от 31. 08. 2010 г.


д. БЕРЕЖКИ


2010 г.


ВВЕДЕНИЕ.

Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе РФ «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива составляют основу такой политики.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса школы, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала школы, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в школе, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики школы.


^ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.


Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Эти изменения отрицательно сказались на семье. Отмечаются резкая дифференцияция доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не смогли приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищённости усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчуждённость детей, жестокость и насилие по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей; получают распространения болезни, имеющие социальную обусловленность; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио и др., на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

Новые черты приобрело и участие молодёжи и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в школе были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодёжные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объёме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций как одного из важнейших факторов социализации ребёнка является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства.

В этих сложных условиях школа была и остаётся основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Школа стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, её гражданского потенциала.

Существенно ослабляет воспитательную деятельность школы хроническое отставание её материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива.

Недостаточный объём производства и издания современной научно-методической литературы, посвящённой проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для школы.

В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников образовательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.

В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания – плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодёжи. Гражданское, патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании.


^ РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.


Цель Программы – обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной системы в школе; упорядочение её деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, её самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Задачи Программы:

  • повышение социального статуса воспитания;

  • укрепление и развитие воспитательных функций школы, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и школы;

  • развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;

  • формирование воспитательной системы школы на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей;

  • использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;

  • активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;

  • развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;

  • содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении школой и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;

  • помощь семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;

  • формирование уважительного отношения к правам ребёнка в соответствии с Конвекцией ООН о правах ребёнка;

  • усиление роли семьи в воспитании детей;

  • создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;

  • повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия школы со всеми социальными институтами.


^ РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бережковская основная общеобразовательная школа» находится по адресу: Калужская область, Кировский район, д. Бережки. Школа однокомплектная. 1 ступень образования – 1 - 4 классы. Вторая – 5 - 9 классы. Наполняемость классов – от 5 до 8 человек. Начало учебного года – 1 сентября. Его продолжительность: 1 ступень – до 31 мая, в 1 классе до 25 мая. 2 ступень – до 31 мая, в 9 классе до 25 мая. С 1 июня по 11 июня проводится итоговая аттестация выпускников. Продолжительность каникул 30 дней. Занятия в школе проводятся в одну смену. Режим работы начальной школы – пятидневная рабочая неделя, основной школы - шестидневная. Продолжительность уроков – 40 минут, продолжительность перемен – 10 минут; после трёх уроков – большая перемена продолжительностью 30 минут.

Режим работы школы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Работают кружки «Вязание», «Юный химик», «Школьный корогот», спортивные секции.

В первый класс принимаются дети, которым до 1 сентября исполнилось 6,5 лет.

Основная форма организации обучения в начальной школе – урочная, с доминирующей игровой деятельностью, в основной – урочная, с доминирующей познавательной и трудовой деятельностью.

Основной формой воспитательной работы в школе является классный час. Именно здесь организуется коллективная жизнедеятельность и социализация личности. В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится

традиционным мероприятиям, таким, как:

  • День знаний;

  • День учителя;

  • Новогодние утренники, вечера;

  • Предметные недели;

  • День защитников Отечества;

  • Масленица:

  • Прощание с азбукой;

  • Прощание с начальной школой;

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

  • Уроки мужества;

  • Праздник весны (8 марта);

  • Внутришкольные олимпиады;

  • Праздник последнего звонка.


МОУ "Бережковская основная общеобразовательная школа" ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учётом индивидуальных возможностей, личностных склонностей путём создания в школе благоприятного морально-психологического климата, условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка.

За состоянием здоровья детей осуществляется постоянный контроль заведующей Бережковским фельдшерско-акушерским пунктом, классными руководителями и учителями школы. Один раз в год учащиеся осматриваются педиатром центральной районной больницы. Будущие первоклассники проходят медицинский осмотр при зачислении в школу.

Списки детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, доведены до классных руководителей и учителей.

В школе не зафиксировано случаев употребления учащимися алкогольных напитков, наркотических веществ.

Занятия физической культурой поводятся в соответствии с учебными программами в оборудованном спортивном зале и на спортивной площадке. Ведётся внеклассная оздоровительная работа: дни здоровья, соревнования, гимнастика до занятий. На всех уроках во всех классах поводятся физкультминутки. Школа участвует во многих спортивных районных мероприятиях. На уроках и внеурочных мероприятиях проводится разъяснительная работа по укреплению и сохранению здоровья.


Показатели заинтересованности в изучении

отдельных предметов учащимися 5 – 9 классов ( % ) :

Изучаемые


предметы

по интересам

по необходимости

по ситуации

без интереса

Физ-ра

83,3

13,3

0

3,4

Биология

75

16,7

8,3

0

Музыка

65,4

7,7

3,9

23

ИЗО

65

25

5

5

География

56

24

12

8

Химия

55,6

33,3

11,1

0

Физика

53

29,4

11,8

5,8

Литература

48.4

19,4

22,6

9,7

ОБЖ

50

26,7

16,7

6,6

Технология

48,1

25,9

11,1

14,8

Математика

31,1

51,7

10,3

6,9

Немецкий язык

27,6

44,8

13,8

13,8

История

27,6

34,5

17,2

20,7

Черчение

21,4

42,9

21,4

14,3

Русский язык

12,9

80,6

3,2

3,2

ИТОГО

47,4

32,1

11,1

9,4



Анализ проведенных опросов показывает, что дети охотно посещают школу,

добросовестно овладевают знаниями. Они трудолюбивы, инициативны, ответственны в учёбе. Подавляющему большинству обучающихся интересно изучать науки, посещать школу, самостоятельно добывать знания.

В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные особенности.

Различные формы, методы и приёмы обучения школьников направлены на развитие их познавательной активности.

Уровень воспитанности школьников определялся по методике, разработанной коллективом авторов под руководством Н. Ю. Ерофеевой. Качества личности дифференцированы по возрастным периодам, и оценка их проводилась самим учеником, его родителями и классным руководителем по субъективной оценке «Как часто проявляется данное качество». После оценивания составляется таблица воспитанности учащихся школы:



Качества личности

Достаточ-но хорошо развиты.

Несколько хуже развиты.

Недоста-точно развиты.

Любознательность (1-3 кл.)

учиться интересно

выполняю д/з

люблю читать

интересно искать ответы на некоторые вопросы

Трудолюбие

умею обслуживать себя

умею готовить пищу

умею делать уборку

делаю всё аккуратно

Я и другие

не обижаю

не обманываю

выполняю правила поведения



100

60

60

50


60

40

40

80


80

20

40


-

40

40

50


40

40

60

20


20

60

60


-

-

-

-


-

20

-

-


-

20

-


Дисциплинированность (6-9 кл.)


выполняю д/з

соблюдаю правила для учащихся

умею распределять время труда и отдыха

знаю правила личной безопасности


Честность

не обманываю

не беру чужого

выполняю поручения

почитаю семью и предков


Самообладание

умею вести себя в незнакомой ситуации

умею прощать

умею находить выход из конфликтной ситуации.





60

50


50

90


90

100

90

80


80


90

60



30

30


30


10


10

-

10

20


20


10

30



10

20


20


-


-

-

-

-


-


-

10



Выводы: Большинство обучающихся имеют средний и высокий уровни воспитанности.

У учащихся всех классов отношение к учёбе добросовестное. Высоко развиты такие качества, как любознательность, трудолюбие, честность. Несколько хуже развито самообладание. Недостаточно развита дисциплинированность.

В школе сложились доброжелательные взаимоотношения между учащимися различных классов. Грубых нарушений дисциплины не наблюдается. Дети не состоят на учёте в ОППН.

В основном все учащиеся вежливы в обращении со старшими и учителями, ответственно относятся к порученному делу. В отношениях со сверстниками общительны, сдержаны. В трудовых делах дети активны, от сельхозработ и трудовой практики не уклоняются. Все учащиеся аккуратно обращаются со школьной мебелью, оборудованием, учебниками.

При переходе выпускников в новые коллективы процесс адаптации проходит безболезненно и быстро: они находят общий язык со своими сверстниками, ведут активный образ жизни, общительны, заводят друзей.

На выходе из школы мы хотели бы видеть выпускника, который обладал широкой эрудицией, позитивной самооценкой, нравственной, гармоничной, физически развитой личностью, способной к творчеству и самоопределению; личностью, руководствующуюся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на:

- свободу выбора, самовыражение.

Отсюда цель образования – выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование нравственной, духовно богатой, гармоничной, физически здоровой личности, обладающей прочными знаниями, способной к творчеству, самоопределению и адаптации к условиям новой жизни.

Задачи школы:

  • Предоставление разностороннего, универсального базового образования в сочетании с вариативными компонентами;

  • Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся;

  • Формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребёнка к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • Развитие творческих способностей учащихся;

  • Усиление общекультурной направленности образования в целях повышения адаптивных

возможностей школьников;

  • Формирование высоконравственной, духовно богатой, способной к самообразованию личности;

  • Формирование патриотических чувств;

  • Воспитание гражданина, любящего своё Отечество;

  • Повышение педагогического мастерства педагогическими кадрами.

Поставленные задачи реализуются на основе введения в учебно-воспитательный процесс новых технологий, методик обучения и воспитания, диагностики уровня знаний и навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала учителя, ученика.


Пути и средства реализации поставленных задач:


  • оптимальная нагрузка учащихся в течение учебного дня, недели с учётом санитарно-гигиенических требований и возрастных особенностей детей;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • проведение «Дней здоровья» (один раз в месяц);

  • организация работы спортивных секций и привлечение к занятиям физкультурой и спортом наибольшего числа обучающихся;

  • поведение физкультминуток на уроках;

  • организация игр и развлечений на переменах;

  • работа по совершенствованию учебного плана;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • личностно ориентированный подход в обучении;

  • индивидуализация и дифференциация на всех ступенях обучения;

  • обеспечение оптимальной нагрузки учителей;

  • совершенствование работы педсовета, методического объединения учителей с целью

  • организации изучения новых технологий, методик обучения;

  • организация проведения педагогических слушаний, семинаров по обмену опытом, изучение передового опыта;

  • стимулирование творчески работающих педагогов;

  • создание творческой атмосферы в школе ( кружки, факультативные занятия, предметные недели, олимпиады );

  • привлечение обучающихся к творческим конкурсам вне школы;

  • использование новых технологий в воспитательной работе;

  • совершенствование работы по курсам «Краеведение», «Поиск»;

  • признание приоритетным нравственно-патриотического направления в воспитании школьников.

План ежегодных традиционных внеклассных мероприятий:

^

Наименование мероприятий


Сроки проведения

Ответственные

Праздник первого звонка

Первый раз в первый класс

День учителя

Праздник урожая

Осенний бал

Подарки щедрой осени

Новогодний утренник

Предметные недели

День освобождения г. Кирова

День защитников Отечества

Масленица

Женский день 8 марта

Прощание с Азбукой

День смеха

День космонавтики

Наши пернатые друзья

Уроки мужества

День Победы

Праздник последнего звонка

День защиты детей

Дни здоровья

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

январь

февраль

март

март

март

апрель

апрель

апрель

январь, май

май

май

июнь

ежемесячно

Вожатая, зам. дир.

Учитель 1 класса

Вожатая

Вожатая, кл.рук.

Вожатая, зам.дир.

Кл. рук.

Кл.рук., вожатая

Учителя-предм. Кл.рук., зам.дир.

Кл.рук., зам.дир.

Вожатая, кл.рук

Вожатая, кл.рук

Вожатая, кл.рук.

Вожатая

Зам.дир., вожатая, кл.рук.

Учителя нач.кл.

Кл.рук.

Зам. дир., вожатая

Вожатая, кл.рук.

Учителя физ-ры



План спортивно-массовых мероприятий.


№пп

Наименование мероприятий

сроки

проведения

кто участвует

ответственный

1


2

3

4

5

6

7

8

Кросс 1000 м


«Весёлые старты»

Пионербол

Мини-футбол

Баскетбол

Подвижные игры

Спортивный праздник

Турпоходы

сентябрь, май


октябрь, февраль

март

апрель

ноябрь, март

январь, апрель

май

июнь

3-9 кл.


2-3 кл.

девочки

мальчики

5-9 кл.

2-3 кл

1-9 кл

5-9 кл

Администрация,

учителя физ-ры

Кл.рук., уч.физ-ры

Уч. физ-ры

Уч. физ-ры

Уч. физ-ры

Уч. физ-ры, кл.рук.

Кл.рук., уч.физ-ры

Администрация


Огромное воспитательное влияние на личность оказывает классный коллектив, его руководитель и совместная деятельность учителей, учащихся и их родителей.

В данном учебном году внеурочная воспитательная работа в классных коллективах будет проходить в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

  1. Учебно-познавательное:

  • кружки,

  • экскурсии,

  • предметные недели,

  • библиотечные часы,

  • конкурсы, олимпиады, игры…




  1. Культурно-просветительное:

  • работа кружков.

  1. Общественно-патриотическое:

  • встречи с ветеранами войны,

  • уроки мужества,

  • празднование Дня Победы,

  • работа кружков «Краеведение», «Поиск»,

  • празднование Дня защитников Отечества,

  • организация и проведение общественно-полезного труда и субботников по благоустройству территории школы.




  1. Физкультурно-оздоровительное:

  • работа спортивных секций и клубов по интересам,

  • общеоздоровительная работа,

  • проведение дней здоровья,

  • беседы по охране здоровья,

  • ведение карточек здоровья,

  • участие в спортивных мероприятиях районного масштаба.




  1. Нравственно-правовое:

  • беседы по правилам безопасности дорожного движения,

  • мероприятия по воспитанию у школьников правильного отношения к окружающему миру, человеку,

  • экологическая работа,

  • беседы по правилам поведения в общественных местах,

  • работа с социально неадаптированными подростками и их семьями,

  • работа по курсу «Обществознание».




  1. Эстетическое и игровое:

  • организация выставок детских рисунков, поделок, творческих работ,

  • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,

  • эстетический цикл экскурсий, концертов,

  • участие в конкурсах, олимпиадах, выставках детского творчества,

  • работа кружка «Школьный корогот».




  1. Лекционно-образовательное (для родителей):

  • классные и общешкольные родительские собрания,

  • лекторий по профилактике здорового образа жизни,

  • индивидуальная работа с неблагополучными семьями,

  • работа с семьями, дети которых входят в «группу риска».