microbik.ru
1


Проектная деятельность или

  • Цели имеют право на существование!


  • Единственно реальная цель учителя - "пройти программу"

  • Цель ученика:

  • в лучшем случае - "стать умнее"

  • в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена

  • в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.



  • Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.



  • Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918г.), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».



  • В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

  • После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.

  • В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.



  • Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.



Основные требования к учебному проекту

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы (проектирования самого проекта)

  • Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности.



Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

  • Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.



Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  • Выходом такого проекта является публикация в СМИ, в т.ч. Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.



Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. результат проекта остается открытым до самого окончания.

  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. результат проекта остается открытым до самого окончания.



Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.



Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.



Классификация проектов по продолжительности

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

  • Годичные проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.



Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Такие проекты могут быть, например, литературно – творческими, естественно – научными, спортивными и т.д.



Междпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаниях. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

  • Междпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаниях. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.



  •   Надпредметные проекты – внепредметные проекты, выполняется на стыках областей знаний, выходят за рамки школьных предметов. Используются в качестве дополнения к учебной деятельности, носят характер исследования.









Критерии оценки проектной работы

  • Актуальность выбранной темы работы.

  • Соответствие содержания работы заявленной теме.

  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной, если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение.

  • Глубина проработки материала.

  • Практическая значимость выполненной работы.

  • Самостоятельность выполненной работы.

  • Композиция работы, культура оформления работы

  • Качество презентации полученных результатов.



Проектная деятельность: роль учителя

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.



Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

    • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
    • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
    • Консультант, помогающий организовать работу
    • Руководитель, помогающий планировать работу по времени
    • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
    • Координатор группового процесса
    • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта


Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

  • - Рефлексивные умения

  • - Поисковые (исследовательские) умения

  • - Умения и навыки работы в сотрудничестве

  • - Менеджерские умения и навыки

  • - Коммуникативные умения

  • - Презентационные умения и навыки



^ ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.

  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику

  • Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем

  • Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть «прожиты»

  • Большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.



Литература

  • Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.

  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.

  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.



Ссылки



  • Евгения Семёновна По́лат (12 февраля 1937, Ленинград28 мая 2007, Москва) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования.



Спасибо за внимание!