microbik.ru
1

«Утверждаю»

директор муниципального

образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 36»

/ Махмудова О.В. /

Протокол педагогического совета № 3

от 13.04.2009

Приказ № 92-ОД от 22.04.2009 года


Положение

об аттестации обучающихся

муниципального образовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы № 36».


1. Общие положения.
1.1. Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).

1.2. Виды аттестации: итоговая, промежуточная, тематическая, текущая.

1.2.1. Итоговая аттестация – это оценка знаний выпускников по данному предмету (дисциплине) по завершении каждого уровня образования – основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования – для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам. Проводится на основании соответствующих государственных нормативных документов.

1.2.2. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) на основании тематической, текущей аттестации, контрольных работ.

1.2.3. Тематическая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.

1.2.4. Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.

1.3. Метод проведения аттестации: проверка педагогом или группой педагогов (комиссией) качества усвоения программного материала обучающимися.

1.4. Системы оценок при аттестации:

1.4.1. Пятибалльная.

1.4.2. “Зачтено”, “не зачтено” (возможна по решению педагогического совета для некоторых дисциплин, предметов).

1.4.3. Возможна рейтинговая – для текущей аттестации, с переводом в 1.4.1. или в 1.4.2. по другим видам аттестации.

1.5. Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.

1.5.1. Письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты.

1.5.2. Устная – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

1.5.3. Комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов.

1.6. Формы проведения проверки качества усвоения обучающимися программного материала:

Итоговой аттестации – экзамен. Число экзаменов определяется нормативными документами;

Промежуточной - зачёт (может быть автоматический на основании тематической аттестации);

Тематической – зачёт (может быть автоматический на основании текущей аттестации), другие формы контроля согласно тематического планирования учителя.

Текущей – поурочная оценочная деятельность результатов различных видов деятельности учащихся.

^ 2. Организация и порядок проведения аттестации.

2.1. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в 9-х и 11-х классах определяется Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Положением о проведении единого государственного экзамена, проводится согласно Положению об итоговой аттестации в сроки, определяемые Департаментом образования области или Управлением образования администрации города и строго соблюдается учащимися, учителями и администрацией школы.

Перечень обязательных предметов, выносимых на государственную (итоговую) аттестацию определяется Министерством образования РФ, перечень предметов по выбору учащихся, выносимых на государственную (итоговую) аттестацию определяется педагогическим советом и утверждается приказом директора школы, форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, Единый государственный экзамен, собеседование, защита реферата.

Для качественного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и инструктажа должностных лиц в школе обязанности классных руководителей, членов экзаменационных комиссий и дежурных учителей регламентируются инструкциями. (Приложения 1-4).

2.2. Промежуточная аттестация обучаемых проводится в сроки, определяемыми школой.

Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания.

В начальной школе (со второго класса) и в 5-9 классах промежуточная аттестация осуществляется за каждую четверть и год; в 10-11 классах – за каждое полугодие и год. Разрешается проведение аттестации во 2 – 9 классах по отдельным предметам, где объём теоретического материала, составляет большую часть, а количество часов по учебному плану составляет не более 1 в неделю по результатам полугодия. Данный перечень предметов определяется в начале учебного года зам. директора по учебно-воспитательной работе и утверждается решением педагогического совета школы.

В конце четверти, полугодия, года администрация школы имеет право осуществлять контроль знаний, умений и навыков обучаемых, используя приемлемые формы и методы, в соответствии с планом контроля и графиком, который составляется зам. директора по учебно-воспитательной работе не позднее, чем за 2 недели до начала их проведения. Тексты годовых контрольных работ готовят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, возможно привлечение специалистов из других образовательных учреждений. Для избежания перегрузки обучающихся в конце четверти, полугодия, года разрешается проведение контрольных работ и зачетов не более одних в день, трёх в неделю. Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым заместителем директора по согласованию с учителями.

В конце четверти, полугодия школа предоставляет возможность сдачи зачетов по предметам обучающимся, пропустившим 50% и более занятий по неуважительной причине в данной четверти (полугодии) ввиду невозможности объективной оценки с соблюдением следующих требований:

1.классным руководителям совместно с учителями составляется в 2-х экземплярах график сдачи зачетов для данной категории обучающихся с указанием зачетных тем;

2.классный руководитель знакомит родителей (законных представителей) не позднее, чем за неделю до начала зачётного периода с данным графиком под роспись с указанием даты ознакомления, 1-й экземпляр оставляет у себя, 2-й – передает родителям;

3.количество зачетов по каждому предмету, а также методы и формы проведения аттестации для данной категории учащихся выбирается учителем самостоятельно с учетом программного материала, изученного за пропущенный учебный период;

4.оценки, полученные в ходе зачетов, выставляются учителем в те графы классного журнала, когда изучалась данная тема;

5.в случае неявки учащихся без уважительных причин на зачёт, им выставляется оценка “1”. Информация доводится до сведения родителей

При наличии медицинского заключения, освобождающего обучающегося от обучения по какому-либо предмету, дисциплине по состоянию здоровья на весь учебный период, в классном журнале делается запись “освобожден(а)”. Обучающийся, не аттестованный по данному предмету в связи с медицинским освобождением, не считается неуспевающим.

Восполнение обучающимися знаний материала пропущенного по уважительной причине, производится самостоятельно, на индивидуальных консультациях.

Обучающиеся переводных классов, не освоившие программу по одному предмету, переводятся в следующий класс условно и при ликвидации задолженности, могут быть аттестованными, что фиксируется решением педсовета. Решение педагогического совета доводится до сведения родителей (законных представителей) классными руководителями.

Итоги промежуточной аттестации выставляются в журналы, дневники обучаемых, доводятся до сведения родителей. Годовые оценки по предметам, дисциплинам, запись о переводе (повторном обучении) заносятся классными руководителями в классный журнал и личные дела обучаемых по окончанию учебного года.

2.3. Тематическая аттестация осуществляется преподавателем на основании текущей аттестации, оценки (оценок) полученных обучающимся при проверке усвоения всей темы по окончанию её изучения (если таковая проводилась).

^ 3. Критерии и нормы оценочной деятельности.

3.1. Общедидактические критерии.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

3.1.1Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

3.1.2 Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

3.1.3. Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


3.1.4.Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

3.1.5. Оценка “1”:

Ставится за полное незнание изученного материала.

3.2. Устный ответ.

3.2.1Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

3.2.2.Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


3.2.3.Оценка “3” ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

3.2.4.Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

3.2.5.Оценка “1” ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Отметка немедленно выставляется учителем – предметником в дневник учащегося.

3.3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

3.3.1.Оценка “5” ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

3.3.2.Оценка “4” ставится, если ученик

  1. выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  2. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух недочетов.

3.3.3.Оценка “3” ставится, если ученик

правильно выполнил не менее половины работы

или допустил: не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

3.3.4.Оценка “2” ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

или если правильно выполнил менее половины работы.

3.3.5.Оценка “1” ставится, если ученик показал полное незнание изученного материала.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

3.4. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

2.4.1.Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

3.4.2.Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

или было допущено два-три недочета;

или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

или эксперимент проведен не полностью;

или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

3.4.3.Оценка “3” ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

3.4.4.Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

3.4.5.Оценка “1” ставится, если ученик:

  1. полностью не сумел начать и оформить опыт;

  1. не выполняет работу;

  2. показывает отсутствие экспериментальных умений;

  3. не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание.

1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке. Отметки выставляются в журнал и дневник ученика

3.4. Оценка умений проводить наблюдения.

3.4.1.Оценка “5” ставится, если ученик:

  1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

3.4.2.Оценка “4” ставится, если ученик:

    1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

    2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

    3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

3.4.3.Оценка “3” ставится, если ученик:

1) допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2) при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

3.4.4.Оценка “2” ставится, если ученик:

1) допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2) неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3) допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

3.4.5.Оценка “1” ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

Примечание.

Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта. 

^ 3.5. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

2) незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

4) орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

4. Правила выставления оценок при аттестации.

4.1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимого учителем.

4.2. Тематическая аттестация: оценка по теме не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки. Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы. Если проверка осуществлялась каких-либо отдельных направлений видов деятельности (например: умений решать задачи, выполнять чертежи, знаний материала и др.), то в этом случае важную роль имеют и оценки, полученные обучающимся при изучении темы за другие виды деятельности (для того чтобы стимулировать серьезное отношение к занятиям).

4.3. Оценка при промежуточной (четвертной, полугодовой) аттестация.

Эта оценка так же не может быть просто средним арифметическим оценок тематических и (или) текущих аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Выставляется на основании оценок, полученных обучающимся при тематической аттестации и оценки за четвертную (полугодовую) проверку усвоения нескольких тем (если такая проверка проводится). Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Однако, во избежание возможных конфликтов и непониманий необходимо, чтобы эта оценка была достаточно убедительно обоснована. Возможная оценка сообщается учащемуся на предпоследнем уроке данной четверти (полугодия, года) по этому предмету. В случае спорной оценки учителю необходимо предпринять меры для того, чтобы более явно выявить уровень знаний и умений учащихся. Учитель вправе предложить в этой ситуации учащемуся комплексную проверку знаний по своему усмотрению (семинар, зачет, тест и т.п.) в урочное время. В результате итоговая оценка должна быть не меньше среднеарифметической. Учитель вправе поставить положительную оценку по теме, за которую у обучаемого была неудовлетворительная оценка, если обучаемый при выполнении итоговой работы за четверть (полугодие) выполнил задание(я) по данной теме, включённое(ые) в работу.

4.4. Оценка при промежуточной годовой аттестации. Определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются четвертные (полугодовые) оценки и оценка за зачёт контрольную работу и др. по проверке знаний, умений и навыков обучающегося за год (если таковые проводились).

Если обучающийся в конце четверти (полугодия), года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на четвертную (полугодовую), годовую, так как к этому времени его знания изменились.

Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему может не быть выставлена хорошая оценка за тему, четверть (полугодие), год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении, когда выделяется самое главное в теме (разделе, за четверть, полугодие, год) и формируются умения применять знания в новой ситуации, творчески.

4.5. Оценка при завершающей аттестации. Данная оценка выставляется после окончания изучения предмета (дисциплины). Она может совпадать с оценкой четвертной, полугодовой, годовой, если данный предмет (дисциплина) изучались в течение соответствующего учебного периода. Если предмет (дисциплина) изучались в течение двух и более учебных лет, то оценка при завершающей аттестации выставляется с учётом всех годовых и экзаменационной (зачётной) по всему курсу (при проведении экзамена, зачёта). И в этом случае учитывается, прежде всего, (по критериям указанным выше) фактическое знание материала и сформированность умений на момент выставления оценки.

4.6. Оценка при итоговой аттестации выставляется в аттестат с учётом всех годовых и экзаменационной по всему курсу (при проведении экзамена) на основании решения экзаменационной комиссии. Критерии и нормы оценок при итоговой аттестации определяются нормативными документами или экзаменационной комиссией. И в этом случае учитывается, прежде всего, фактическое знание материала и сформированность умений на момент выставления оценки.

4.7. В случае несогласия обучающего с оценкой выставленной учителем по итогам всех видов аттестации обучающийся имеет право подать в установленном порядке (Устав школы, Права учащегося школы) апелляцию и пройти аттестацию в виде сдачи экзамена (зачёта) комиссии или пересмотра членами комиссии письменной экзаменационной работы.


Приложение №1

ИНСТРУКЦИЯ

классному руководителю на период подготовки и прове­дения государственной (итоговой) аттестации выпускников

Классный руководитель при подготовке класса к экзаменам от­вечает за разъяснение учащимся задачи экзаменов. В целях обеспе­чения успешной подготовки и сдачи учащимися экзаменов он обя­зан:

/. При подготовке к экзаменам

Довести до сведения учащихся и их родителей нормативно-правовые акты по организации и проведению ГИА;

  • следить за ходом повторения, опросом учащихся своего класса по всем предметам путем посещения уроков, бесед с учителями и учащимися, просмотра классных журналов и дневников учащихся, бесед с родителями;

  • взять под особое наблюдение работу неуспевающих учащихся и учеников с неустойчивыми знаниями, оказать помощь учителю по организации для них индивидуальных занятий;

  • ознакомить учащихся и их родителей с правилами и порядком подготовки и проведения экзаменов;

  • помочь учителям своего класса в деле ознакомления учащихся с программой повторения и с экзаменационными билетами.

  • обеспечить каждому ученику возможность иметь учебники и разрешить пользоваться школьными наглядными пособиями и приборами школьного кабинета при подготовке к экзаменам;

  • собрать все данные для комплектования экзаменационных дел;

  • подготовить классный журнал к экзаменационному периоду;

• собрать все данные для заполнения аттестатов.


//. Во время экзаменов

• в дни экзаменов следить за тем, чтобы учащиеся приходили в школу в установленное время, имели опрятный внешний вид;

  • поддерживать постоянную связь с учителями и ассистентами, проводящими экзамены;

  • знать ход экзаменов по каждой группе;

  • обеспечивать явку учащихся на экзамены.

///. После экзаменов

  • по окончании экзаменов за­полнить ведомости экзаменационного дела класса

сводную ведомость успеваемости учащихся по результа­там экзаменов в классном журнале;

сводную ведомость итоговых отметок, выставляемых в аттестат по предметам;

  • внести все данные в личные дела учеников

• составить характеристику на каждого ученика.


Приложение № 2

.

ИНСТРУКЦИЯ

председателю экзаменационной комиссии

Председатель экзаменационной комиссии назначается из администрации школы (директор, заместители директора по УВР и МР) и председателей методических объединений (заве­дующих кафедрами).

Председатель комиссии отвечает за правильное ведение протокола экзамена, объективное выставление отметок, выпол­нение инструкции об экзаменах.

Председатель экзаменационной комиссии обязан:

/. Перед началом экзамена

  • за 1 час до начала экзамена проверить наличие экзаменацион­ного материала (списки групп, билеты, номера к билетам, прото­кол, бумагу, классный журнал и т.д.);

  • проверить готовность помещения к проведению экзамена; за 15 минут до начала экзамена проверить явку всех членов комиссии и напомнить им порядок проведения экзамена требования к выставлению отметок и обязанности членов экзаме­национной комиссии;

• проверить явку учащихся на экзамен, в случае неявки учащих­ся через классного руководителя выяснить причину отсутствия ученика.

//. В ходе проведения экзамена

  • Контролировать проведение экзамена (своевременное начало, ход, окончание экзамена);

  • Участвовать в обсуждении и выставлении оценок


///. После проведения экзамена

  • проверяет правильность заполнения экзаменационных дел, журналов, анализа результатов экзамена и сдает все материалы по проведению экзамена директору.



.

Приложение № 3

ИНСТРУКЦИЯ

учителю, ведущему экзамен

Учитель, ведущий экзамен, отвечает за оборудование отве­денного для экзамена помещения, готовность всех необходимых документов и учебных пособий.

^ Он обязан:

Составить экзаменационные билеты и практическую часть к ним согласно нормативным актам;

Выставить все оценки за год не позднее педсовета о допуске к экзаменам;


/. Перед началом экзамена


  • явиться за 1 час до начала экзамена;

  • проверить готовность всех необходимых документов и учеб­ных пособий для проведения экзаменов и оборудовать отведенное помещение для экзаменов;

  • на устных экзаменах учитель должен иметь на руках следую­щие документы:

а) ведомость успеваемости учащихся, составленную классным руководителем, с проставленными в ней годовыми отметками по всем предметам;

б) бланки протокола экзамена;

в) наглядные пособия, необходимые по содержанию билетов;

г) списки групп учащихся;

д) практические задания к билетам, утвержденные директором школы;

е) бумагу со штампом школы;

ж) запасные ручки.

//. В ходе проведения экзамена

  • экзамены начинать только в присутствии председателя и асси­стентов;

  • во время проведения экзаменов создавать деловую, спокойную обстановку для учащихся;

  • оценивать знания экзаменуемого, задавать дополнительные вопросы с целью объективного выставления оценки

  • проводить устные экзамены не более 6 часов.

///. После проведения экзамена

  • письменные работы проверять в помещении школы вместе с ассистентами;

  • согласовать отметки, поставить их в протокол и с подписями ассистентов;

  • заполнить ведомости по итогам экзамена в экзаменационных делах;

  • подготовить письменный анализ результатов экзамена.



Приложение № 4

ИНСТРУКЦИЯ

ассистенту при проведении экзаменов

Ассистентами при проведении экзамена назначаются учите­ля, ведущие данный предмет или смежные дисциплины из од­ной образовательной области.

Учитель, назначенный ассистентом, отвечает за объективное выставление отметок и выполнение инструкции об экзаменах. До начала экзаменов он обязан посетить уроки учителей тех классов, в которые назначен ассистентом.


^ Ассистент обязан:

I. Перед, началом экзамена

  • ознакомиться с программой, её выполнением, качеством зна­ний учащихся, нормами оценок знаний по данному предмету и классу;

  • вместе с учителем-экзаменатором подготовить всё необходи­мое для успешного проведения экзаменов;

  • явиться за 30 минут до начала экзамена;

  • за 10 минут до начала экзамена провести линейку с учащимися, сверить по списку, отвести их в класс, где будет проходить экзамен;

  • доложить об отсутствии учащихся председателю комиссии.

//. В ходе проведения экзамена

  • присутствовать на экзамене в течение всего времени опроса учащихся;

  • оценивать устные ответы учащихся, задавать учащимся до­полнительные вопросы,

  • участвовать в проверке и оценке письменных работ;

  • подписать письменные работы учащихся, протокол экзамена и письменные рецензии учителей;



После проведения экзамена

  • участвует в обсуждении отметок учеников;

  • оформляет и сдает все материалы по проведению экзамена председателю экзаменационной комиссии (заполняет протокол экзамена и ведомости по итогам экзамена).

  • участвовать в подготовке анализа результатов экзамена



Приложение № 5

ИНСТРУКЦИЯ

дежурному по коридору


Дежурный по коридору назначается из учителей-пред­метников. Он отвечает за порядок и тишину во время экзаменов, обеспечивает нормальное проведение экзаменов и следит за вы­полнением правил внутреннего распорядка, установленного на время экзаменов.

Дежурный по коридору обязан:

  • знать расписание экзаменов;

  • являться в школу за 30 мин до начала экзаменов;

  • не допускать пребывания во время экзаменов учащихся и посторонних лиц в коридоре;

  • о всех происшествиях немедленно докладывать директору или заместителям директора;

  • в случае возникновения споров или неразрешенных вопро­сов обращаться за разъяснениями заместителям директора или директору школы.