microbik.ru
1


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ /

Протокол № _____ от

«___»____________ 2012 г.


«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МБОУ «ЛСОШ№2»

п.Лиман

_____________ / Аитова А. И. «___»___________ 2012 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «ЛСОШ№2»

п.Лиман

_____________ / Лепёхина Л. С.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2012 г.




Рабочая программа

к курсу «Математика»»

2 класс


рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2012 г.


2012 – 2013 уч. год

Пояснительная записка к курсу «Математика»

Преподавание математики во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.Ф.Виноградова.
Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных
стандартов начального общего образования (2009 г.).

Программа по математике разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 обеспечение интеллектуального развития младших школьников:

формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

 предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений:

решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

 умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений: узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

 реализация воспитательного аспекта обучения:

воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки

рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.


Общая характеристика предмета «Математика»


В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника- формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения. Вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний—понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Место учебного предмета «Математика» в учебном плане


В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Во втором классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»


Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Формирование универсальных учебных действий.


Личностными результатами обучения учащихся являются:

 самостоятельность мышления;

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

 готовность и способность к саморазвитию;

 сформированность мотивации к обучению;

 способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

 заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

 готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в

повседневной жизни;

 способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

 способность к самоорганизованности;

 высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

 владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).


Метапредметными результатами обучения являются:

 владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

 понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

 планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

 выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

 создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

 понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

 адекватное оценивание результатов своей деятельности;

 активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

 готовность слушать собеседника, вести диалог;

 умение работать в информационной среде.


Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

 овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

 умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

 овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

 умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Содержание программы.

Числа и величины.

Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) , вместимости ( литр), времени ( секунда, минута, час).Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины ( половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).


^ Арифметические действия.

Сложение, вычитание, умножение, деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях ( перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).


^ Работа с текстовыми задачами.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др.


^ Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ­ниже, слева - справа, снизу - сверху, ближе - дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия ( кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.


^ Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).


Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.


Логико-математическая подготовка

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов).


Планируемые результаты.

К концу обучения во втором классе ученик научится:

называть:

— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

— единицы длины, площади;

— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;

— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);

— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

сравнивать:

— числа в пределах 100;

— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);

— длины отрезков;

различать:

— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

— компоненты арифметических действий;

— числовое выражение и его значение;

— российские монеты, купюры разных достоинств;

— прямые и непрямые углы;

— периметр и площадь прямоугольника;

— окружность и круг;

читать:

— числа в пределах 100, записанные цифрами;

— записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;

воспроизводить:

— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

приводить примеры:

— однозначных и двузначных чисел;

— числовых выражений;

моделировать:

— десятичный состав двузначного числа;

— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;

распознавать:

— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);

упорядочивать:

— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

характеризовать:

— числовое выражение (название, как составлено);

— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать:

— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

классифицировать:

— углы (прямые, непрямые);

— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

конструировать:

— тексты несложных арифметических задач;

— алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать:

— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— записывать цифрами двузначные числа;

— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;

— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;

— вычислять значения простых и составных числовых выражений;

— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

— строить окружность с помощью циркуля;

— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;

— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения во втором классе ученик может научиться:

формулировать:

— свойства умножения и деления;

— определения прямоугольника и квадрата;

— свойства прямоугольника (квадрата);

называть:

— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;

— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);

— центр и радиус окружности;

— координаты точек, отмеченных на числовом луче;

читать:

— обозначения луча, угла, многоугольника;

различать:

— луч и отрезок;

характеризовать:

— расположение чисел на числовом луче;

— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

— выбирать единицу длины при выполнении измерений;

— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);

— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;

— составлять несложные числовые выражения;

— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.


Литература

1. Учебник « Математика», часть первая, 2 класс. Авторы: Кочурова Елена Эдуардовна, Рудницкая Виктория Наумовна, Рыдзе Оксана Анатольевна.

2. Учебник « Математика», часть вторая, 2 класс. Автор Рудницкая Виктория Наумовна.

З. Тетради на печатной основе: №1 , №2. Автор В. Н. Рудницкая

4. Тетрадь на печатной основе для дифферецированного обучения и коррекции трудностей при изучении математики. Автор Е. Э, Кочурова

5. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

6. Методическое пособие «Математика. Методика обучения». Авторы: В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе.


Календарно-тематическое планирование по математике.



^ Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Общеучебные умения и навыки

1



Числа 10, 20, 30, …, 100.



2

Знакомство с новым материалом.

Чтение и запись цифрами двузначных чисел.

2

Числа 10, 20, 30, …, 100.

Комбинир. урок.

3



Двузначные числа и их запись.



3

Знакомство с новым материалом.

Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек.

4


Двузначные числа и их запись.


Комбинир. урок.

5

Двузначные числа и их запись.

Урок – закрепление.

6



Луч и его обозначение.



3

Знакомство с новым материалом.

Ознакомление с понятием луча как бесконечной фигуры. Показ луча с помощью указки. Изображение луча с помощью линейки и обозначение луча

буквами.

7


Луч и его обозначение.


Комбинир. урок.

8

Луч и его обозначение.

Урок – закрепление.

9



Числовой луч.



3

Знакомство с новым материалом.

Понятие о единичном отрезке на числовом луче. Координата точки на луче. Построение точек с заданными координатами.

10


Числовой луч.


Комбинир. урок.

11

Числовой луч.

Урок – закрепление.

12



Метр. Соотношения между единицами длины.


3

Знакомство с новым материалом.

Измерение длин и расстояний с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки. Соотношения между единицами

длины: метром, дециметром и сантиметром.

13


Метр. Соотношения между единицами длины.




Комбинир. урок.




14

Метр. Соотношения между единицами длины.

Урок – закрепление.

15



Многоугольник и его элементы.



3

Знакомство с новым материалом.

Введение понятий о многоугольнике, его вершинах, сторонах и углах. Обозначение многоугольника буквами.

16


Многоугольник и его элементы.


Комбинир. урок.

17

Многоугольник и его элементы.

Урок – закрепление.

18



Сложение и вычитание вида 26±3; 65±30.


3

Знакомство с новым материалом.

Частные и общие приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, основные на поразрядном сложении и вычитании. Практическое выполнение

действий с помощью цветных палочек. Последующая запись вычислений столбиком.

19


Сложение и вычитание вида 26±3; 65±30.

Комбинир. урок.

20

Сложение и вычитание вида 26±3; 65±30.

Урок – закрепление.

21



Запись сложения столбиком.



3

Знакомство с новым материалом.

Частные и общие приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, основные на поразрядном сложении и вычитании. Практическое выполнение

действий с помощью цветных палочек. Последующая запись вычислений столбиком.

22


Запись сложения столбиком.


Комбинир. урок.

23

Запись сложения столбиком.


Урок – закрепление.

24



Запись вычитания столбиком.



3

Знакомство с новым материалом.

Частные и общие приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, основные на поразрядном сложении и вычитании. Практическое выполнение

действий с помощью цветных палочек. Последующая запись вычислений столбиком.

25


Запись вычитания столбиком.


Комбинир. урок.

26

Запись вычитания столбиком.

Урок – закрепление.

27


28



Сложение двузначных чисел (общий случай).


Сложение двузначных чисел (общий случай).


4

Знакомство с новым материалом.

Комбинир. урок.

Частные и общие приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, основные на поразрядном сложении и вычитании. Практическое выполнение

действий с помощью цветных палочек. Последующая запись вычислений столбиком.


29


Сложение двузначных чисел (общий случай).




Урок – закрепление.




30

Сложение двузначных чисел (общий случай).

Урок – обобщение.

31


Вычитание двузначных чисел (общий случай).

3

Знакомство с новым

материалом.

Частные и общие приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, основные на поразрядном

сложении и вычитании. Практическое выполнение действий с помощью цветных палочек. Последующая

запись вычислений столбиком.

32


Вычитание двузначных чисел (общий случай).

Комбинир.

урок.

33

Вычитание двузначных чисел (общий случай).

Урок – закрепление.

34



Периметр многоугольника.



3

Знакомство с новым материалом.

Введение термина «периметр». Вычисление периметров любых многоугольников.

35


Периметр многоугольника.


Комбинир. урок.

36

Периметр многоугольника.

Урок – закрепление.

37



Окружность, её центр и радиус.



3

Знакомство с новым материалом.

Ознакомление с понятием «окружность». Введение терминов «центр», «радиус окружности». Построение окружности с помощью циркуля.

38


Окружность, её центр и радиус.


Комбинир. урок.

39

Окружность, её центр и радиус.

Урок – закрепление.

40



Взаимное расположение фигур на плоскости.


2

Знакомство с новым материалом.

Понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах. Решение практических задач.

41

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Комбинир. урок.

42



Умножение и деление на 2. Половина числа.


3

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 2. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления. Подготовка к введению понятия площади фигуры (пересчитывание квадратов,

на которые разделена фигура, с использованием таблицы умножения).


43


Умножение и деление на 2. Половина числа.

Комбинир. урок.

44

Умножение и деление на 2. Половина числа.

Урок – закрепление.

45



Умножение и деление на 3. Треть числа.


4

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 3. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления. Подготовка к введению понятия площади фигуры (пересчитывание квадратов,

на которые разделена фигура, с использованием таблицы умножения).

46


Умножение и деление на 3. Треть числа.

Комбинир. урок.

47


Умножение и деление на 3. Треть числа.

Урок – закрепление.

48

Умножение и деление на 3. Треть числа.

Урок – обобщение.

49



Умножение и деление на 4. Четверть числа.


4

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 4. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления. Подготовка к введению понятия площади фигуры (пересчитывание квадратов,

на которые разделена фигура, с использованием таблицы умножения).

50


Умножение и деление на 4. Четверть числа.

Комбинир. урок.

51


Умножение и деление на 4. Четверть числа.

Урок – закрепление.

52

Умножение и деление на 4. Четверть числа.

Урок – обобщение.

53



Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.


5

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 5. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления. Подготовка к введению понятия площади фигуры (пересчитывание квадратов,

на которые разделена фигура, с использованием таблицы умножения).

54


Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Комбинир. урок.

55


Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Урок – закрепление.

56


Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Урок – закрепление.

57

Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Урок – обобщение.

58



Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.


6

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 6. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления. Подготовка к введению понятия площади фигуры (пересчитывание квадратов,


59


Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.

Комбинир. урок.

60


Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.




Урок – закрепление.

на которые разделена фигура, с использованием таблицы умножения).

61


Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.

Урок – закрепление.

62


Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.

Урок – закрепление.

63

Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.

Урок – обобщение.

64



Площадь фигуры. Единицы площади.


4

Знакомство с новым материалом.

Введение понятия «площадь фигуры». Ознакомление с единицами площади (квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром) и

их обозначениями - м², дм², см².

65


Площадь фигуры. Единицы площади.

Комбинир. урок.

66


Площадь фигуры. Единицы площади.

Урок – закрепление.

67

Площадь фигуры. Единицы площади.

Урок – обобщение.

68



Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.


5

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 7. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления.

69


Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.

Комбинир. урок.

70


Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.

Урок – закрепление.

71


Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.

Урок – закрепление.

72

Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.

Урок – обобщение.

73



Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа.


5

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 8. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления.

74


Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа.

Комбинир. урок.

75


Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа.

Урок – закрепление.

76


77

Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа.

Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа.

Урок – закрепление.

Урок – обобщение.

78



Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.


5

Знакомство с новым материалом.

Табличные случаи умножения и деления на 9. Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. Нахождение доли

числа действием деления.

79


Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

Комбинир. урок.

80


Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

Урок – закрепление.

81


Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

Урок – закрепление.

82

Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

Урок – обобщение.

83



Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?


5

Знакомство с новым материалом.

Кратное сравнение чисел. Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего данного в несколько раз. Практические приёмы сравнения

чисел.

84


Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

Комбинир. урок.

85


Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

Урок – закрепление.

86


Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

Урок – закрепление.

87

Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

Урок – обобщение.

88



Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.


6

Знакомство с новым материалом.

Кратное сравнение чисел. Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего данного в несколько раз. Практические приёмы сравнения

чисел.

89


Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Комбинир. урок.

90


Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Урок – закрепление.

91


Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Урок – закрепление.

92


Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Урок – закрепление.

93

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Урок – обобщение.

94



Нахождение нескольких долей числа.


4

Знакомство с новым материалом.

Использование действий деления и умножения для нахождения нескольких долей данного числа или величины. Решение обратной задачи.

95


Нахождение нескольких долей числа.

Комбинир. урок.

96


Нахождение нескольких долей числа.

Урок – закрепление.

97

Нахождение нескольких долей числа.

Урок – обобщение.

98



Нахождение числа по нескольким его долям.


4

Знакомство с новым материалом.

Использование действий деления и умножения для нахождения нескольких долей данного числа или величины. Решение обратной задачи.

99


Нахождение числа по нескольким его долям.

Комбинир. урок.

100


Нахождение числа по нескольким его долям.

Урок – закрепление.

101

Нахождение числа по нескольким его долям.

Урок – обобщение.

102



Название чисел в записях действий.


3

Знакомство с новым материалом.

Введение названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. Понятия о числовом выражении и его значении. Составление числовых

выражений из чисел и знаков действий. Вычисление значений числовых выражений.

103


Название чисел в записях действий.

Комбинир. урок.

104

Название чисел в записях действий.

Урок – закрепление.

105



Числовые выражения.



3

Знакомство с новым материалом.

Введение названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. Понятия о числовом выражении и его значении. Составление числовых

выражений из чисел и знаков действий. Вычисление значений числовых выражений.

106


Числовые выражения.


Комбинир. урок.

107

Числовые выражения.

Урок – закрепление.

108



Составление числовых выражений.


3

Знакомство с новым материалом.

Введение названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. Понятия о числовом выражении и его значении. Составление числовых

выражений из чисел и знаков действий. Вычисление значений числовых выражений.

109


110

Составление числовых выражений.

Составление числовых выражений.




Комбинир. урок.

Урок – закрепление.

111



Угол. Прямой угол.



2

Знакомство с новым материалом.

Ознакомление с понятием угла. Введение терминов «прямой угол», «непрямой угол». Практический способ определения и построения прямого угла с

помощью: а) модели; б) чертёжного угольника.

112

Угол. Прямой угол.

Комбинир. урок.

113



Переменная.



2

Знакомство с новым материалом.

Формирование понятия о переменной, а также о выражении, содержащем одну переменную. Обозначение переменных буквами латинского

алфавита. Нахождение значений выражений с переменной при заданном наборе значений этой переменной. Решение задач.

114

Переменная.

Комбинир. урок.

115



Выражение с переменной.



3

Знакомство с новым материалом.

Формирование понятия о переменной, а также о выражении, содержащем одну переменную. Обозначение переменных буквами латинского

алфавита. Нахождение значений выражений с переменной при заданном наборе значений этой

переменной. Решение задач.

116


Выражение с переменной.


Комбинир. урок.

117

Выражение с переменной.

Урок – закрепление.

118



Решение задач, содержащих переменную.


3

Знакомство с новым материалом.

Формирование понятия о переменной, а также о выражении, содержащем одну переменную. Обозначение переменных буквами латинского

алфавита. Нахождение значений выражений с переменной при заданном наборе значений этой

переменной. Решение задач.

119


Решение задач, содержащих переменную.

Комбинир. урок.

120

Решение задач, содержащих переменную.

Урок – закрепление.

121



Прямоугольник. Квадрат.



3

Знакомство с новым материалом.

Введение определений прямоугольника и квадрата (как прямоугольника с равными сторонами). Ознакомление со свойствами противоположных

сторон и диагоналей прямоугольника.

122


Прямоугольник. Квадрат.


Комбинир. урок.

123

Прямоугольник. Квадрат.

Урок – закрепление.

124


125

Свойства прямоугольника.


Свойства прямоугольника.

2

Знакомство с новым материалом.

Комбинир. урок.

Введение определений прямоугольника и квадрата (как прямоугольника с равными сторонами). Ознакомление со свойствами противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.

126



Площадь прямоугольника.



3

Знакомство с новым материалом.

Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата). Решение задач.

127


Площадь прямоугольника.


Комбинир. урок.

128

Площадь прямоугольника.

Урок – закрепление.

129

130

131

132

133

134

135

136

Повторение.


8

Урок – повторение.

Решение задач по основным содержательным линиям курса.