microbik.ru
1

Психологические аспекты

выздоровления

Происходящие в организме под влиянием психических процессов биохимические изменения неоднократно исследовались учеными. Данные лабораторных и клинических исследований подтверждают, что психика человека способна помочь преодолеть болезнь.

В настоящее время всё больше специалистов говорят об ответственности за своё здоровье, о возможности самому воздействовать на него. Но это о взрослом. А что же ребенок? Ведь уровень его саморегуляции не такой как у взрослого.

Психологи утверждают, что близкий взрослый, к которому у ребенка сформирована надежная привязанность (это, как правило, мать), может облегчить течение болезни и способствовать скорейшему выздоровлению ребенка.

Итак, попробуем разобраться, чем же может помочь заболевшему ребенку мама, даже если она не доктор? На первый взгляд – всё очень просто. Во-первых, необходимо как можно чаще брать ребенка на руки, поглаживать его. Конечно, интуитивно это делает каждая мама, стараясь облегчить страдания малыша. Теперь же этому существует и научное объяснение. Помимо того, что прикосновения и легкие поглаживания поддерживают иммунную систему, кроме того, они имеют и много других позитивных эффектов. Это еще важнейший стимулятор центральной нервной системы. Учеными проводился интересный эксперимент. Новорожденных крысят изолировали от матери. Когда мать не вылизывала их, они переставали расти, были чувствительны к различного рода инфекциям, у крысят прекращалось или резко замедлялось вырабатывание гормонов роста. Когда же такое вылизывание сымитировали при помощи влажной кисточки, уровень гормонов поднялся и рост возобновился. Эксперименты показали, что тактильная терапия воздействует на увеличение массы тела и у детей. Легкий нажим стимулирует веточку мозгового нерва, известного под названием блуждающего. Выделяя гормоны типа инсулина, он активизирует деятельность желудочно-кишечного тракта. Благодаря более высокому уровню инсулина пища лучше усваивается и ребенок быстрее выздоравливает. Тактильная терапия также снимает стрессовые состояния: в моче больных детей, получавших частые прикосновения и поглаживания, ниже содержание кортизола — гормона стресса, — который в определенной концентрации способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты.

Так что, обнимайте и гладьте своего ребенка чаще, на здоровье, и для здоровья!

Во время болезни у ребенка, как и у взрослого, часто доминирует негативное настроение. Оно соответствует тому, что думает человек, каковы его мысли. Но не только ход мыслей сказывается на настроении, но и характер текущей деятельности. Именно благодаря деятельности можно изменить ситуацию, в которой находится больной ребенок. Полезно помочь ему выбрать то, что он любит делать, и заниматься этим. Занятие любимым делом повышает качество жизни, способствует здоровью. Творчество, получение удовольствия от самого процесса жизни повышают настроение. Вмешательство мамы помогает привить интерес к таким делам, которые ребенок в данный момент в состоянии делать. Тем самым сохранив ему движущую силу психики, а значит и здоровья – творчество.

Творчество, как проявление воли к жизни, является источником важных импульсов, образующихся в мозге и стимулирующих гипофиз, а это в свою очередь, воздействует на всю эндокринную систему. Гипофиз выделяет гормоны эндорфины, некоторые из них действуют как наркотические препараты – притупляют или снимают боль.

Так что творите с ребенком, на здоровье, и для здоровья!

Современная медицинская наука в унисон с психологией вторит о том, что необходимо лечить больного, и не симптомы болезни, от которых он страдает. Ученые настаивают на учете особенностей индивидуальности больного в процессе диагностики и лечения. Было даже введено понятие «внутренней картины болезни», под которым подразумевалось всё то, что испытывает и переживает больной, всю массу ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, представление о своей болезни. У ребенка внутренняя картина болезни основывается, как правило, на отношении ближайшего окружения к болезни.

У родителей может возникать чувство вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с плохим прогнозом, безразличное отношение к болезни или ее отрицание. Переживания родителей чаще всего вызывают у детей аналогичные чувства, которые и ложатся в основу внутренней картины болезни. Родительский гнев усиливает и без того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, «вызвавшее болезнь». При тревожно-мнительном отношении родителей к болезни ребенка и их чрезмерной заботе, как правило, у последнего возникает нереалистичная внутренняя картина болезни с ипохондрией и неверием в выздоровление.

Итак, формирование адекватной внутренней картины болезни во многом способствует выздоровлению!

Иногда случается так, что, несмотря на все старания родителей и медиков, ребенок, даже выздоровев, испытывает дискомфортно психологическое состояние. И это неудивительно, ведь болезнь является для него сильным психотравмирующим событием.

Если у вашего ребенка, по истечении болезни, все еще отмечается присутствие нижеописанных симптомов, то ему необходима психологическая помощь.

  • Болезнь воспринимается, как сильный стрессогенный фактор.

  • Ребенок расстраивается при мыслях о болезни.

  • Боится повторения болезни.

  • Пугается, когда думает о болезни.

  • Избегает того, что напоминает о болезни.

  • У ребенка возникают навязчивые мысли по поводу болезни.

  • Ребенок видит плохие сны, отмечаются нарушения сна.

  • У ребенка возникают негативные фантазии о болезни, которые вмешиваются в повседневную жизнь.

  • Ребенок потерял интерес к раннее значимой деятельности.

  • У ребенка возникают трудности с концентрацией внимания.

  • Ребенок проявляет отстраненность (увеличение межличностной дистанции с собеседником).

  • Ребенок имеет негативный образ своего будущего.

  • У ребенка актуализировано чувство вины.

В заключении хотелось бы отметить, что на ситуацию, возникающую в связи с болезнью ребенка, очень влияют взаимоотношения родителей с медперсоналом. Доверие к врачу делает родителя не только незаменимым сотрудником в лечебном процессе, но и создает атмосферу надежды и веры в благополучный исход болезни.

В перерывах между крестовыми походами и религиозными распрями с римским папой император Священной Римской империи Фридрих II успел провести небольшой эксперимент над новорожденными детьми. «Контрольную группу» младенцев забрали у матерей и передали нянькам, которым было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними — кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали звуков человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Эксперимент провалился — все дети умерли. Как объяснил один историк XIII века: «Фридрих напрасно старался... Ребенок не может жить без ласки». Тактильная терапия, или лечение с помощью прикосновений и поглаживаний помогает ребенку быстрее расти и меньше болеть.