microbik.ru
1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ


Психолого – педагогическое сопровождение детского отдыха


Психологическое сопровождение развития культуры субъектов образовательного процесса подразумевает внедрение человековедческих дисциплин, повышение психоло­гической грамотности и компетентности педагогов и родителей, развитие системы взаимоотношений между детьми, их родителями и учителями. Важным направлени­ем в работе психологов является участие их в организации летнего отдыха учащихся. Психологи активно использует ресурсы летнего отдыха на природе в целях обеспечения психологического здоровья воспитанников, летом в школах работают кружки юных психологов, проводятся психологические игры, тренинги, другие мероприятия.

^ Цель такой работы - обеспечение полноценного психического и личностного развития каждого ребенка. Включение в личностную сферу - это особый вид содержания образования. В широком смысле слова со­держание образования - это различные виды опыта, ко­торый надлежит освоить человеку: знаниевый, операциональный, творческий, социальный и др. Опыт дейс­твовать и проявлять себя как личность тоже должен войти в содержание образо­вания (а не быть «побочным продуктом» педагогической деятельности). Этот опыт существует как переживание, которое надо отрефлексировать, смыслить, сделать из него вывод. Такой вид содержания образования не может возникнуть вне личности ребенка и быть задан для всех одинаковым образом, обрести для всех одинаковый смысл.

Основные психологические условия эффективной деятельности психолога, работающего в детском оздоровительном лагере:

• реализация возможностей каждого возраста, с учетом индивидуальных особенностей;

• развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей;

• создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Для того чтобы все это срабатывало эффективно, необходимо включаться в работу во все периоды подготовки и завершения разработки программы детского оздоровительного лагеря. К основным видам деятельности в лагере можно отнести следующие направления:

1) консультирование индивидуальное и групповое;

2) диагностика, проводимая в целях констатации изменений в процессе реализации программы.

На первом этапе смены организационного периода происходит адаптация детей к условиям детского коллектива. Нам необходимо знать, с каким багажом познавательной и социальной активности, с какими ценностными ориентациями и нормами прибыл к нам каждый ребенок. Кроме того, необходимо знать уровни эмоциональной устойчивости, тревожности, агрессии, которые могут проявиться у ребенка и на этапе адаптации, и на других этапах, даже за тот короткий промежуток времени, который он находится в детском оздоровительном лагере.

Сама процедура диагностики носит кратковременный характер и включена в те ви­ды деятельности, которыми заняты дети. Диагностический блок позволяет исследовать динамику социального и личностного развития ребенка, осмыслить условия и факты этого роста, обеспечить корректировку и поддержку общения и взаимодействия подростков как ведущего средства реализации идей групповой деятельности (социометрия, выявление коммуникативных и организаторских способностей у детей).

Результаты диагностики служат для ориентира в деятельности педагогического состава на начало смены и при подведении ее итогов. Любой результат обозначает наличие проблем, касающихся психологического и социального развития детей. Это и предоставляет возможность внесения корректив в деятельность педагога, вожатого. В процессе работы вожатского отряда с психологом были решены такие задачи, как формирование способностей студентов к саморазвитию, самопознанию, самоосознанию, самореализации. Были сформированы умения принимать другого человека таким, какой он есть, со всеми его проблемами и недостатками.

Другое направление деятельности психолога в лагере – психопрофилактическая работа. Главная ее цель - предупреждение возможных проблем, которые могут возникнуть в будущем. Поэтому в процессе подготовки вожатых идет блок лекций по возрастной психологии: вожатые должны очень четко понимать, для какого возраста характерны те или иные особенности развития познавательных процессов. В соответствии с ними мы предлагаем и формы деятельности. Кроме того, в каждом возрасте идет процесс формирования личности, возможны его кризисные периоды. В этот период необходимо сделать так, чтобы младшему школьнику, подростку или юноше было достаточно комфортно в условиях лагеря.

Важным всегда остается обеспечение баланса между различными видами деятельности, формами работы, технологиями педагогического воздействия. Эти проблемы могут вызвать перенапряжение, эмоциональную неустойчивость. Не менее серьезной проблемой является и учет специфических особенностей контингента. Так, возможно объединение детей успешно социализируемых и дезадаптивных. В сложных ситуациях общения необходима консультативная помощь и детям, и взрослым, работающих с ними. Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями; не контролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью; переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентацией, социальных установок.

Психологом проводятся коррекционные и развивающие занятия

  • индивидуальные;

  • групповые (тренинги).

Тренинг - это интенсивное обучение, базирующееся на личном практическом опыте участников. В психологическом тренинге используются проблемные ситуации из реальной жизни участников, которые проигрываются и анализируются группой в рамках психологии отношений и развития личности.

Тренинги личностного роста используют различные методы практической психологии. Тренинги личностного роста позволяют выявить особенности и характеристики личности, факторы развития личности, стили общения и поведения, различные «комплексы» индивида.

^ Индивидуальная психологическая помощь подразумевает посещение психолога с целью получить совет и консультацию психолога по поводу существующей у вас ситуации, в которой вы уже, вроде бы созрели до решения, но сомневаетесь в нем.

Когда человек обращается к психологу за психологической помощью, он стремится преодолеть свои отчетливо осознаваемые трудности. Обычно это трудности его самореализации: в достижении целей, удовлетворении тех или иных потребностей, разрешении противоречий, принятии решений. Работа психолога-консультанта во время консультации психолога помогает человеку самому преодолеть свои трудности, изменить что-то в реальности, в которой они возникают.

Работая с детским коллективом и для его развития, необходимо помнить о том, что каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями: темпераментом, характером, интересами, способностями, эмоциями и т.д. Что, конечно, учесть в усло­виях работы кратковременного действующего коллектива очень сложно.

Самый эффективный способ помощи психолога - это психологическое консультирование. Индивидуальная работа психолога с ребенком может способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами и эмоциями. Для выполнения перечисленных направлений деятельности психолог должен уметь владеть специфическими формами работы, например терапии кризисных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций, снятия стрессов у детей и взрослых, игротерапии, арттерапии, музыкотерапии и т.д. Главное - пробудить интерес к использованию психологических знаний в деятельности вожатого. Каждый вожатый при подготовке к работе в лагере приобретает умения и навыки проведения индивидуальной и групповой работы с разного возраста детьми. Ежедневное подведение итогов на планерке дает возможность скорректировать направление усилий вожатого.

Программа работы лагерного актива обеспечивает каждому подростку психологическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией. Содержательная часть, суть которой в создании атмосферы доверия, способствует совместной продуктивной деятельности. Групповая коммуникативная деятельность должна представлять собой своеобразные пространства, специально организованные взрослыми, как культурный образец коллективных отношений и взаимодействия.

Экспертный опрос успешно работающих членов педагогических отрядов, которым удалось добиться устойчивого отношения со своими детьми во время смены, показал, что на первое место среди факторов воспитательного воздействия, они ставят доверительность, эмоциональный контакт в отно­шениях вожатого и детей. Далее – осуществление помощи в деятельности, авансирование доверием подростка. Большое внимание успешно работающие вожатые оказывают на установление позитивных отношений в детском коллективе. Важны также аспекты: совместная деятельность; наличие перспектив развития, стимулирующих активность коллектива и его членов; детское самоуправление; чувство защищенности и радостный мажорный тон; игровые элементы; воспитатель как центр и основной двигатель всей системы коллективных отношений.

Подросток, в отличие от детей младшего школьного возраста, активно усваивает нравственные нормы и ценности в условиях группового общения. Кодекс чести подростка представлен такими благородными качествами, как смелость, честность, верность в дружбе, однако при этом он часто не распространяется за рамки группового общения. Подросток понимает, что нужно всту­питься за друга, проявлять уважение к матери, быть галантным со своей девушкой, но это не мешает ему порой совершать безнравственные поступки по отношению к другим людям. И здесь важно преодоление группо­вого эгоизма, формирование представлений о нравственных ценностях и нормах общечеловеческой морали, предполагающих уважение личности всех людей, независимо от их групповой принадлежности к общности «мы».

Для школьников мотивы приезда в лагерь также разнятся в зависимости от того, в который раз они участвуют в программах. В первый раз школьники приезжают на смену лагеря, узнав о нем от сверстников либо, что родители купили путевку. Появилось и новое явление: определенное число родителей отправляет своих детей именно в тот лагерь, в котором они сами были детьми или же педагогами. Иное дело - это второй, третий приезд на смену: он обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско- взрослое сообщество в пространстве и времени обеспечило реализацию потребностей подростка. В этом случае подростки уже пытаются влиять на родителей, иногда готовы зарабатывать деньги, чтобы оплатить стоимость путевки.

Еще одна черта лагеря в том, что участники педагогического коллектива выступают как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучения новым педагогическим технологиям во время подготовки к проведению программ лагеря. Здесь осуществляется работа на заказ, существование в деловом режиме (организация и проведение мероприятий). Педагоги детского лагеря моделируют воспитательное пространство, в котором каждый ребенок выстраивает поле своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности и опираясь на личностные ресурсы, стремясь овладеть теми или иными видами деятельности в новых масштабах, с новыми целями, что дает ему дополнительные предпосылки к самореализации. Педагогическое взаимодействие осуществляется ради достижения социально и личностно значимого результата. В детской среде этот результат чаще всего размыт и не очень ясен подросткам. Поэтому первым шагом взрослых - организаторов групповой деятельности - становится информационная работа, которая должна дать ребенку ответ на следующие, значимые для него вопросы: «Зачем я приехал в лагерь? Что и как будем делать? Что приобрету для себя?».

Таким образом, обеспечивается мотивационное самоопределение подростка, формирование его интереса к предстоящему взаимодействию. В то же время возникает ситуация выбора и принятия решения об участии с позиции добровольности и ответственности за принятое решение. Тем самым задается комплекс условий, определяющих субъектность подростка в предстоящей смене в лагере. В этом-то и состоит основная цель подготовительного информационного этапа, который начинается для педагога-вожатого еще до приезда ребят в лагерь. Перечисленные особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка в лагере позволяют педагогам предусмотреть отдельные сложные моменты, которые появятся в ходе взаимодействия, и помогут им построить предварительную схему будущей работы. При этом еще раз подчеркнем, основным видом совместной деятельности с детьми будет общение, во всех его проявлениях и многообразии.