microbik.ru
1


Психологическое сопровождение одаренных детей


ОДАРЕННОСТЬ

  • ОДАРЕННОСТЬ

  • 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие  способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

  • 2. Общие способности  или общие моменты  способностей, обусловливающие широту возможностей человека,  уровень и своеобразие его деятельности.

  • 3. Умственный потенциал,  или интеллект;  целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

  • 4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

  • 5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности



Способность - ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НОРМАТИВА. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются ОДАРЕННОСТЬЮ, так как под этим подразумевается нацеленность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.

  • Способность - ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НОРМАТИВА. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются ОДАРЕННОСТЬЮ, так как под этим подразумевается нацеленность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.





Типы одаренности

  • Интеллектуальная

  • Академическая

  • Художественная

  • Креативность

  • Лидерская или социальная

  • Психомоторная или спортивная

  • коммуникативная



Особенности развития одаренных детей

  • Любознательность

  • Сверхчувствительность к проблемам

  • Высокий уровень развития логического мышления

  • Повышенный интерес к дивергентным задачам

  • Оригинальность мышления

  • Гибкость мышления



Продуктивность мышления

  • Продуктивность мышления

  • Легкость ассоциирования

  • Способность к прогнозированию

  • Высокая концентрация внимания

  • Отличная память

  • Способность к оценке особенности склонностей и интересов



Стремление к самоактуализации

  • Стремление к самоактуализации

  • Перфекционизм

  • Самостоятельность

  • Социальная автономность

  • Эгоцентризм

  • Лидерство

  • Соревновательность

  • Особенности эмоционального развития

  • Творческое восприятие развития

  • Юмор



Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

  • психодиагностика,

  • психопрофилактика,

  • психокоррекция,

  • развитие,

  • психологическое консультирование,

  • психологическое просвещение.



Методики для выявления одаренности

  • Методики для выявления одаренности

  • Диагностика одаренности

  • Тесты творческого мышления Торренса

  • Тесты креативности Туник

  • Креативные тесты Гилфорда

  • Карта интересов Савенкова

  • Опросник креативности Джонсона

  • Опросник креативности Рензулли



Шкала Стефорд-Бине

  • Шкала Стефорд-Бине

  • Шкала Векслера

  • Тест Слоссона

  • Тест Равенна

  • Тест Розенцвейга

  • Тест Гудье

  • Методика А.Л. Гройсмана



Модель работы по психологическому сопровождению одаренных детей

  • Создание банка данных на основе наблюдения и диагностики учащихся, родителей и педагогов;

  • Разработка программы по работе с одаренными детьми;

  • Определение индивидуального маршрута развития;

  • Психологическая помощь учащимся и их родителям при возможных проблемах;

  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса;

  • Создание условий для развития возможностей детей



Результаты диагностики по выявлению одаренных детей Всего опрошено: 200 чел.



Проблемы одаренных детей

  • 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  • 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  • 3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.



4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  • 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  • 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  • 6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  • 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение



  • «Одаренность требует мужества»: «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становиться «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными... Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным».

  • Эрика Ландау