microbik.ru
1

Психолого-педагогическая профилактика ошибок в работе с одаренными детьми.

Многие теоретики и практические работники отмечают неравномерную динамику развития одаренности, а также факты «исчезновения», «затухания» детской одаренности. Реакция педагогов и родителей в этой ситуации чаще всего бывает однотипна – принимаются экстренные меры по усиленному развитию данного вида одаренности: еще больше тренировок, репетиций, упражнений… Источник иссякает. Далее возможны различные индивидуальные пути дезадаптационного развития.

Таким образом, при появлении «остановки» в наращивании  успешности  дальнейшее увеличение нагрузки становится опасным не только для развития одаренности, но и сохранения личности ребенка.

В связи с передозировкой нагрузки на одаренного ребенка резко возрастает вероятность кризиса одаренности. Выделяют три типа кризисов:

1.Кризис креативности, который проявляется в утрате творческого потенциала: ребенок перестает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты. Причиной этого может стать чрезмерная эксплуатация способностей ребенка, его постоянное участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и т.д. В случае  снижения результативности ребенок перестает соответствовать ожиданиям взрослых, что ведет к углублению кризиса.

Дело в том, что творческий акт нуждается в свободе, независимости. Ребенку (а особенно одаренному) необходимо накапливать индивидуальный познавательный опыт, быть  субъектом собственной деятельности. Методические рекомендации в связи с этим – проблемное обучение, диалоговые формы общения и обучения.

2.Кризис интеллектуальности, проявляющийся в исчезновении интеллектуальной продуктивности, снижении интеллектуальной активности ребенка. Эта проблема возникает тогда, когда одаренный ребенок перегружен заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка, его личностных смыслов.  В этом случае интеллект ребенка развивается в ущерб его физическому, эмоциональному, личностному развитию, вследствие чего нарушается равномерность развития ребенка, возникает риск социальной изоляции и невротизации.

Следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для одаренных и обычных детей одни и те же.

Для того, чтобы снизить риск кризиса интеллектуальности, следует учитывать, что диагностика и развитие детской одаренности – это только одна сторона большой проблемы: комплексной диагностики и развития личности одаренного ребенка.

3.Кризис мотива достижений – снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда. Указанная проблема может возникнуть вследствие того, что у одаренных детей уже в шестилетнем возрасте развита рефлексия, они постоянно сравнивают себя с окружающими сверстниками и часто расценивают результаты этого сравнения не в свою пользу, т.к. видят свои недостатки в других, «неодаренных» сферах развития.

У детей может сформироваться комплекс неполноценности «Я не такой, как все, значит, я хуже». Эта нагрузка подчас оказывается непосильной ношей для психики ребенка, она не только деформирует  его личность, но и разрушает одаренность. Таким образом, опережающее развитие личностной рефлексии часто приводит к невротизации одаренного ребенка.

Во избежание кризиса мотива достижений важно создавать условия для всестороннего развития одаренного ребенка (физического, социального, интеллектуального…), больший акцент делать не на развитии способности к самоанализу, а на развитии способности к общению со сверстниками.

Кризисы одаренности, описанные выше, вызываются неблагоприятной внешней обстановкой.  Но есть кризис как естественная закономерная, всеобщая форма смены одного стабильного состояния другим.

Следует иметь в виду, что возрастной подростковый кризис одаренных детей всегда сопровождается той или иной формой кризиса одаренности. Одаренность ребенка в этот период «замирает»,  происходит глубокая перестройка организационных структур одаренности. «Период молчания» может продолжаться от 2 месяцев до 2-3 лет, после этого подросток начинает демонстрировать вполне взрослую одаренность. У некоторых детей такой «период молчания» затягивается на всю жизнь, часто причина этого – интенсификация развития  способностей ребенка.