microbik.ru
1

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 г. Орла


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружка «Бумагопластика"

Срок реализации программы : 1год

1класс

Учитель Гревцева Г.Г.


г. Орёл 2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками ю бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Основные идеи программы

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой (оригами, квиллинга и др.), как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи:

  • формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;

  • воспитание эстетического вкуса;

  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при

обработке бумаги и других материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы






Дата

Тема

Примечание

1




Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.




2




Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.




3




Плоскостные композиции из бумаги




4,5




Аппликация




6,7




Художественное вырезание




8,9




Мозаика из бумаги




10,11




Оригами.Цветы




12




Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами




13,14




Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами




15,16




Изготовление плоских фигурок в технике оригами




17,18




Изготовление объемных фигурок в технике оригами




19,20




Изготовление модульного оригами




20,21




Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами




22,23




Бумагопластика или объемное конструирование




24,25




Объемные изделия из упаковочных коробок




26,27

28




Конструирование игрушек из цветной бумаги




29,30




Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.




31




Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.




32,33




Основные формы "капля", "треугольник",


















Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 г. Орла


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Клуб «Узнаём сами» 1 класс

Срок реализации программы : 4года

1-4класс

Учитель Гревцева Г.Г.


г. Орёл 2011г.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы - формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи программы:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

  • развитие психических процессов;

  • развитие личности младшего школьника;

  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.



Основные понятия.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 20 Юг определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Календарно тематическое планирование клуба «Узнаём сами»



Дата

Тема проекта

Предмет

Продукт проекта

Примечания


1


2

3,4

5

6-9



7.09


14.09

21.,28.09

5.10

12,19,26.10

9.11


Введение . Что такое проект?

Моя малая Родина.

Мой дом.

Какие бывают дома ?

Сказочные дома



Окружающий

мир



стенгазета




10


11

12


13

16.11


23.11

30.11


7.12

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.

Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

Математика в пословицах.

Математика


Сказка в рисунках




14


15,16


16,17,

18

19-21


22


23-25


26,27

28,29


30-33



14.12


21,28.12


11,18,25.01


1,8,22.02


29. 02


7,14,21.03


4,11.04

18,25.04


2,16,23



Дикие животные. Изделие : «Коллаж»

Украшаем класс к Новому году.

Проектное задание «Украшение на ёлку»

Мир наших увлечений


История праздника

« День защитника Отечества»


История праздника 8 марта


Что означают наши имена?


Моя любимая игрушка

Викторина по теме «Игрушки» .


Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.



Технология


Поделки


Украшение стенгазета


Презентация


Стенгазета , поздравление мальчиков

Стенгазета , поздравление

девочек

устный журнал


поделки

книжка –малышка


сборник






Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №7 г. Орла


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Первые шаги в мире информатики»

1 класс.

Учитель начальных классов

Гревцева Г.Г.


г.Орёл

2011 г.


Пояснительная записка


Данная рабочая программа "Первые шаги в мире информатики" представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

^ системность;

^ гуманизация;

^ междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

^ дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10-15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент {1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-15 мин)

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.

Основные цели и задачи курса 1 года обучения

  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

  • Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач;

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

  • Пропедевтика таких понятий, как множества;

  • Формирование навыков работы с различными исполнителями;

Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности


Поурочное планирование материала





Тема занятия

Дата

1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Введение в предмет. Сказка «Компьютерная школа». Что умеет делать компьютер?

т




2

Компьютер и его основные устройства. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша <Е1ЧТЕК>.




3

Компьютер и его основные устройства. Развитие внимания. Понятия : вверх, вниз, вправо, влево. Пиктограммы. Работа с мышью.




4

Обучение запуску программы. Клавиатура. Работа на клавиатуре . Назначение клавиши <Пробел>. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.




5

Обучаемся, играя. Игровой урок.




6

Клавиатура. Работа на клавиатуре . Развитие внимания. Понятия: вверх., вниз, вправо, влево.




7

Назначение клавиш <Пробел>, <ВАСК5РАСЕ>. Понятие «замкнутая область». Клавиатура. Работа на клавиатуре. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.




8

Повторение назначения ранее изученных клавиш (<Пробел>, <ВАСКSРАСЕ>,,</|\ ф, <-, и понятия «замкнутая область». Клавиатура. Работа на клавиатуре .Развитие внимания, логического и образного мышления.




9

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления.










Раскрашивание компьютерных рисунков . Работа на клавиатуре .

я»







10

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Раскрашивание компьютерных рисунков . Работа на клавиатуре .







11

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Конструирование . Работа на клавиатуре .







12

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Конструирование . Работа на клавиатуре .







13

Обучаемся, играй. Игровой урок.







14

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Понятие «информация». Способы представления и передачи информации. Работа на клавиатуре.







15

Решение задач на развитие внимания. Повторение: информация, способы получения и передачи информации . Работа на клавиатуре







16

Решение задач на развитие внимания. Множества.. Работа на клавиатуре .







17

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества . Вложенность множеств. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное .Работа на клавиатуре .







18

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.

Элементы логики. Сопоставление. Работа на клавиатуре .







19

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выделение существенного признака предмета. План и правила.

Знакомство с графическим редактором Paint.







20

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выделение существенного признака предмета. Рисование в графическом редакторе Paint. . (Рисунок «Снеговик»),







21

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе. (Рисунок «Цветы»).







22

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе. (Рисунок «Домик»).







23

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении преДметов. Рисование в графическом редакторе. (Рисунок «Слоник»),







24

Обучаемся, играя. Игровой урок.







25

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. . (Рисунок «Космос»).







26

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении











































































































предметов. Рисование в графическом редакторе Ра'т1. (Рисунок «Верба»).




27

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Ра'тХ. (Рисунок «Цыплёнок»).




28

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Рат(. (Рисунок «Дворик»).



29

Решение логических задач. Конструирование. Рисование в графическом редакторе РтШ. (Рисунок «Машина»).




30

Решение задач нэ развитие образного мышления. Понятие «Исполнитель». Рисование в графическом редакторе Ро/пГ. (Рисунок «Кораблик»).




31

Решение задач на развитие образного мышления. «Пример исполнителя». Рисование в графическом редакторе РаЫ. (Рисунок «Бабочка»).




32

Обучаемся, играя. Игровой урок.




33

Повторение изученного за год материала.