microbik.ru
1

МОУ Пушновская средняя общеобразовательная школа

МО Кольский район Мурманской области


«УТВЕРЖДАЮ»

________________

Директор школы

Л.А. Садкова

«___»____201__г.


Рабочая программа по

географии

6 класс

2010-2011 учебный год


Разработчик:

учитель географии

Косинец Т.Г.


«Обсуждена и согласована на «Принята на

методическом объединении» педагогическом совете»

Протокол № _____ Протокол № _____

от «__»___20__ г. от «__»___20__ г.


2010 г.


Пояснительная записка


Курс «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный курс географии должен не только cформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Главная цель курса
заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем;  влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

  • научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

  • продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;


Курс рассчитан на 68 учебных часов с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение части учебного материала в контексте изучения географических объектов своего региона.


Исходными документами для составления рабочей программы явились:


  1. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);

  3. Примерная программа основного общего образования по географии;

  4. Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06. 2006 № 811

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;


Количество часов: всего 68 часов, в неделю – 2 часа.


Основная литература: УМК: «География. Планета Земля»: учебник, учебный атлас, тетрадь-тренажер (А.А. Лобжанидзе); тетрадь-практикум


Дополнительная литература для обучающихся и педагога:

  1. Возница В.М. География Мурманской области. – Мурманск, 2007

  2. Данилова Е.А. География: схемы и таблицы. – СП.: Тригон, 2008

  3. Климанова О.А. География в таблицах. – М.:Дрофа, 2007

  4. Климанова О.А. География в цифрах. – М.: Дрофа, 2006


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  1. Петрова Н.Н. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» 6 класс. М.: 2001

  2. Атлас. География Мурманской области (электронная версия). М.: 2008

  3. География. Мир. Электронное картографическое пособие. М.: Просвещение, 2009

  4. Карты мира, материков, их частей и океанов, карты России

  5. Мультимедийный компьютер,

  6. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет)

  7. Мультимедиапроектор, экран

  8. Принтер

  9. Сканер

  10. Видеомагнитофон

  11. Телевизор

  12. Видеофильмы и видеофрагменты

  13. Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)

  14. Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

  15. Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)


Уровень и направленность рабочей программы:

Основная общеобразовательная программа, базовый уровень


Данная рабочая программа может быть реализована при использовании современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, тестовый контроль знаний и др., а также традиционных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся.


Организация учебного процесса: классно-урочная


При изучении географии используются межпредметные связи с биологией, физикой, математикой, историей, химией, ОБЖ


Организация текущего и промежуточного контроля знаний предусматривает проведение практических работ и итоговых работ по темам как в традиционной, так и тестовой форме


^ Тематическое планирование по географии, 6 класс

Базовый уровень (2 ч. В неделю, всего 68 ч.)





^ Наименование темы

Всего,

час.

Из них

практ.

работы

1.

Введение

1

-

2.

Изображения земной поверхности и их использование

8

3

3.

Развитие географических знаний о Земле

6

1

4.

Земля – планета Солнечной системы

5

2

5.

Литосфера

8

2

6.

Гидросфера

11

3

7

Атмосфера

10

4

8

Биосфера — оболочка жизни

6

1

9

Географическая оболочка Земли

10

2

10

Человек и географическая оболочка

1

-

11

Методы изучения Земли

2

-




Итого

68

18



В результате изучения географии ученик должен


Знать/понимать:

  • Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

^ Уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существующие признаки географических объектов и явлений;

  • Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

  • Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации;

  • Определять географические координаты и местоположение географических объектов;

  • Сопоставлять географические карты различной тематики.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих ситуаций и событий;

  • Нахождения и применения географической информации на местности из разных источников.