microbik.ru
1 2 3

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2011г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекса:

  1. учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.

  2. Дополнительная литература для учителя: Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-6 класса, автора Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.


Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ - 6 часов

  • практических работ –13 часов

Изучение информатики в 6 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие идеи и задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.


Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного

из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.


Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

6 класса

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


^ Учебно-тематический план.

6 класс

Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практикум

Контроль

ЗУН

Компьютер и информация (12 ч).

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5




2

Файлы и папки.

^ Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»

1

0,5

0,5




3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

0,5

0,5




4

Двоичное кодирование числовой информации.

1

0,5

0,5




5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор

1

0,5

0,5




6

Тексты в памяти компьютера.

^ Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

1

0,5

0,5




7

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»

1

0,5

0,5




8

^ Практическая контрольная работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word»

1




0,5

0,5

9

Растровое кодирование графической информации

^ Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

1

0,5

0,5




10

Векторное кодирование графической информации.

^ Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»

1

0,5

0,5




11

Единицы измерения информации. ^ Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4)

1

0,5

0,5




12

^ Контрольная работа по теме Компьютер и информация

1







1

Человек и информация (13 ч).

13

Информация и знания. ^ Практическая работа №6 (задания 1-2)

1

0,5

0,5




14

Чувственное познание окружающего мира.

^ Практическая работа №6 (задания 3-4)

1

0,5

0,5




15

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7

1

0,5

0,5




16

Как образуются понятия. ^ Практическая работа №8 (задания 1-2)

1

0,5

0,5




17

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

1

0,5




0,5

18

Содержание и объем понятия. ^ Практическая работа №8 (задание 3)

1

0,5

0,5




19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

^ Практическая работа №8 (задания 4-5)

1

0,5

0,5




20

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

^ Практическая работа №9 (задания 1-2)

1

0,5

0,5




21

Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6)

1

0,5

0,5




22

Классификация. ^ Практическая работа №8 (задания 7-8)

1

0,5

0,5




23

Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2)

1

0,5

0,5




24

Умозаключение как форма мышления.

^ Практическая работа №10 (за­дания 3-4)

1

0,5

0,5




25

Контрольная работа по теме «Человек и информация»

1







1

Элементы алгоритмизации (9 ч).

26

Что такое алгоритм. Практическая работа №11

1

0,5

0,5




27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

0,5

0,5




28

Формы записи алгоритмов. Практи­ческая контрольная работа

1




0,5

0,5

29-30

Линейные алгоритмы. Практическая работа № 12,13

2

0,5

0,5




31-32

Алгоритмы с ветвлениями. ^ Практическая работа № 14,15

2

0,5

0,5




33

Циклические алгоритмы. Практическая работа №17

2

0,5

0,5




34

Контрольная работа по теме «Алгоритмизации»

1







1


следующая страница >>