microbik.ru
1

Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа» «Школа здоровья» №855


Утверждаю

Директор ГОУ СОШ №855 _____ _ Н.В.Сергеева

«___ »_____________2011 г   


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике 10 класс

(общеобразовательный уровень)

Михайловой Светланы Анатольевны, учителя математики и информатики, высшей квалификационной категории


 Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__»_________2011г.

председатель ШМО__________________________( __________________________)

 

2011 год


Пояснительная записка

^ Настоящая рабочая программа основана на:

  • стандарте среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2004 г,

  • примерной программе среднего (полного общего образования) по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г,

Рабочая программа для 10 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 10» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.), а также дополнительных пособий
для учителя:

  • «Информатика и ИКТ. Практикум» под ред. Н.В. Макаровой (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.),

  • «Практикум по информатике и ИКТ» под ред. Н.В. Макарова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.

  • Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»,

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004;

для учащихся:

  • Сборник задач под ред. И. Семакина в 2-х частях (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.);

  • Изобретения. Энциклопедия для детей М.: АСТ – 2000.

Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учение, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе имеет две ярко выраженных составляющих.
Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Согласно учебному плану лицея изучение курса «Информатика и ИКТ» в 10 «А», «В», «Г» и «Ф» классах старшей школы предусматривается в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
Основой целеполагания при изучении курса «Информатика и ИКТ» является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информационных технологий.
Дидактическая модель обучения (ДМО) и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование практических навыков обработки информациибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе использования шаблонов информационных объектов различных типов (текстовых, графических, мультимедийных, структурных) и разных уровней сложности (элементарные и комплексные шаблоны, реализованные в общедоступных программных пользовательских средствах). Для компетентностного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свое информационное пространство и познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в программе это является основой для целеполагания.
На ступени старшей школы задачи учебных занятий (в схеме — планируемый результат)  определены следующим образом: основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.При выполнении творческих работ формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения творческих и жизненных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации.
Для реализации компетентностного подхода принципиально важная роль в рабочей программе отведена участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
^ Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме::

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;

  • осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;

  • осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания; лабораторные работы, алгоритмы и задания для выполнения практических работ и организации проектной деятельности.
Для реализации данной рабочей программы система информационно-методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • операционной системы Widows XP Professional, графических редакторов Corel Photo Paint, Corel Draw, Adobe Image Ready, текстового процессора Microsoft Word, табличного процессора Microsoft Excel, системы управления базами данных Microsoft Access, файловыми менеджерами Проводник и Free Commander, Internet Explorer, Web-редактора Front Page, антивирусными программами AVP Касперского;

  • дидактических материалов к урокам.

В таблично-графической схеме программы в каждой теме указаны практические работы. Настоящая рабочая программа предусматривает усвоение программы «Информатика и ИКТ» по следующим уровням:
^ Базовый уровень – уровень знаний и умений, соответствующих стандарту общего образования по информатике и информационным технологиям, который должен быть усвоен всеми учащимися. Предполагает узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной и типовой деятельности с опорой и по памяти.
^ Продвинутый уровень – это целостная функциональная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала теоретического и практического характера). Предполагает самостоятельное выполнение типовой деятельности, а также создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
^ Творческий уровень –уровень знаний и умений творческого характера, выходящий за предметные рамки и используемый не только в учебной, но и в жизненной практике. Предполагает самостоятельное создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности, умение самостоятельно выстроить технологическую цепочку для получения требуемого результата.
Деление уровней усвоения на базовый, продвинутый и творческий позволяет дифференцировать требования к учащимся, обеспечив при этом обязательное овладение учащимися базовыми знаниями в соответствии с федеральным образовательным стандартом.
^ В результате обучения по программе учащиеся 10 класса:
должны знать/понимать:

  •  различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);

  • назначение и функции операционных систем;

должны уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);

    • создавать рисунки с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    • создавать гипертекстовые информационные объекты;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

    • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;

    • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;

    • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    • передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм для автоматизации коммуникационной деятельности




п/п

Система уроков (количество часов)

 

^ Дидактическая  модель обучения

Педагогические средства
(вид деятельности уч-ся)


Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

^ Информационно-методическое обеспечение

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Творческий уровень

1. Раздел программы: Повторение – 2 часа
Цель:  вспомнить требования техники безопасности, основные навыки работы в программах-приложениях Microsoft Office, полученные в 9 классе

1.1
1.2

Повторение
Техника безопасности при работе за компьютером

проблемная поисковая

проблемная беседа, организация совместной учебной деятельности;

индивидуальная,
групповая

Умеют: следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникативных технологий, (репродуктивный уровень).
Знают: назначение и основные возможности программ пакета MS Office; типовую структуру интерфейса и назначение его элементов
(репродуктивный уровень).

Умеют: создавать, редактировать и форматировать любые тексты, владеть основными приемами создания и заполнения электронных таблиц и баз данных, создания и оформления сайтов и печатных продуктов (продуктивный уровень).

Знают: санитарные правила и нормы, предъявляемые к помещению и рабочему месту специалиста, работающего с ЭВМ.
Умеют: создавать любые информационные объекты в среде программ пакета MS Office
(продуктивный уровень).

Инструктаж по ТБ
Кодекс законов об охране труда, СанПиН от 2003 г.
Программы пакета MS Office (Word, Excel, Access, Publisher, Front Page)

2

Вводный контрольный тест (1 час)
Цель: оценить уровень знаний, полученных в 9 классе

поисковая

упражнения, проблемные задания;

индивидуальная

Знают: устройство компьютера, понятия компьютерная графика, её виды, редактирование, форматирование текста, электронные таблицы, базы данных, элементы окна Word

Умеют: работать с пакетом программ MS Office, выполняя различную обработку информации

Умеют: применять нестандартные решения, исходя из имеющихся алгоритмов действия

Тесты для проверки знаний

3. Раздел программы: Информация и информационные процессы – 9 часов
Цель: научиться измерять и кодировать различного вида информацию, оперировать числами в различных системах счисления

3.1

Информация. Свойства информации. Количество информации

поисковая

организация совместной учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знают: понятие информация,
свойства и единицы измерения информации
Умеют: измерить количество информации

Знают: основные определения информатики; как компьютер обрабатывает информацию
Умеют: привести примеры информации, различных свойств

Умеют: рассчитать количество информации с помощью разных формул

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.2

Представление и кодирование информации

проблемное изложение

Проблемные беседа, задачи

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знают: принцип дискретного представления информации
Умеют: кодировать информацию различными способами

Знают: способы кодирования
Умеют: кодировать и раскодировать информацию,

Знают: принципы кодировки
Умеют: составлять собственные кодировки

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.3

Системы счисления

объяснительно-иллюстративная проблемное изложение

лекция, проблемные задачи

Фронтальная, индивидуальная

Знают: понятия система счисления, позиционная, непозиционная системы счисления

Понимают: отличие позиционной системы счисления от непозиционной

Умеют: привести пример систем счисления, могут создать алфавит своей системы счисления

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.4

Перевод чисел, арифметические операции в позиционных системах счисления

объяснительно-иллюстративная
проблемная

Практикум, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

Умеют: осуществлять перевод целых чисел из десятичной системы в другую и обратно.

Умеют: осуществлять перевод целых и дробных чисел из десятичной системы в другую и обратно.

Умеют производить арифметические действия с числами различных систем счислений

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.5

Представление чисел в компьютере. Двоичное кодирование

объяснительно-иллюстративная

Беседа, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

Знают: важнейшие основания деления информации и её виды, как представляется информация в компьютере

Знают: способы определения минимальной длины кода
Умеют: пользоваться таблицами кодировки

Знают: представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.6

Аналоговый и дискретный способы представления информации

проблемная
поисковая

Проблемные задания, организация совместной учебной деятельности

Фронтальная

Знают: основные носители информации, их свойство, формы передачи и восприятия информации

Знают: отличие аналоговых и дискретных сообщений.

Умеют: характеризовать и приводить примеры аналоговых и дискретных сообщений

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

3.7

Двоичное кодирование текстовой, звуковой и графической информации

объяснительно-иллюстративная,
поисковая

Беседа,  Практикум

Фронтальная, индивидуальная

Знают: понятия пространственной дискретизации, растр, глубина кодирования, частота дискретизации

Умеют: рассчитывать объемы памяти, занимаемой текстом, звуком, изображением

Знают: зависимость объема информации от типа файла
Могут создать мультимедийный информационный объект

3.8

Кодирование звуковой информации

проектная

Исследование, проектирование

Групповая

Знают: характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов. (репродуктивный уровень).
Умеют редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. (Продуктивный уровень).

Умеют: выбрать графический редактор для создания или редактирования  графического документа (Продуктивный уровень).
Умеют проводить оценку качества оцифрованного звука (Продуктивный уровень

3.9

Зачетное занятие

Поисковая, эвристическая

Проблемные задания, упражнения

Индивидуальная

Знают: основные понятия по теме: «Информация, информационные процессы»

Умеют: производить расчеты и кодирование информации

Умеют: работать с аналоговыми и дискретными сообщениями

Тесты для проверки знаний

Раздел программы: Компьютер и программное обеспечение – 10 часов
Цель: Познакомиться с программным и аппаратным обеспечением персонального компьютера, сформировать понятия магистрально-модульного принципа построения компьютера, операционной системы. Научиться основам работы со служебными и стандартными программами.

4.1

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Репродуктивная,  поисковая, объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

Знают: основные модели архитектуры компьютера, сущность магистрально-модульного принципа, принципы работы и пользовательские характеристики устройств компьютера

Умеют: определить основные характеристики важнейших устройств компьютера

Умеют: «расшифровать» сведения о компьютере, данные в рекламных и прайс-листах.

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

4.2

Аппаратная реализация компьютера

Поисковая,
проектная

Организация совместной учебной деятельности, исследование

Фронтальная, Групповая.

Понимают: принципы устройства ПК, основные тенденции развития аппаратного обеспечения ПК
Умеют: объяснять схему устройства ПК

Понимают: основные технологические проблемы совершенствования, аппаратного обеспечения ПК

Умеют: подготовить доклад (интерактивную лекцию) по материалам компьютерной периодики об устройствах ПК

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова, сайт «Устройства компьютера»

4.3

Операционная система: назначение и состав

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: назначение и функции операционных систем (ОС) и операционных оболочек
Умеют: определять тип ОС, с которой работают

Знают: особенности настройки BIOS и загрузки ОС

Знают: разновидности операционных систем

Сайт «Операционные системы: назначение и состав»

4.4

Тестирование компьютера (практическая работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями).

проектная

Исследование

Индивидуальная, групповая

Знают: виды, назначение и функции сервисных программ
Умеют: анализировать возможности сервисных программ, настраивать графический интерфейс Windows

Умеют: работать со служебными программами (производить дефрагментацию и тестирование дисков).

Знают:  назначение служебных программ

Задания практической работы

4.5

Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

Поисковая

Упражнения, практикум

Индивидуальная, групповая

Знают логическую структуру дисков.
Умеют: производить основные операции над файлами, работать с файловыми менеджерами

Знают: особенности программ-менеджеров
Умеют: выбирать программы работы с файловой системой

Знают: принципы организации файловой системы (FAT)

 

4.6

Файловые менеджеры и архиваторы (практическая работа).

проектная

Исследование

Индивидуальная, групповая

Умеют: работать в Проводнике и Free Commander, WinRaR, WinZip
Знают: принципы работы, «горячие» клавиши

Умеют: создавать многотомный архив, самораспаковывающийся архив, производить операции над папками в среде Проводник

Знают: отличие и особенности архиваторов WinRAR, WinZip.

Задания практической работы

4.7

Программное обеспечение компьютера

Проблемное изложение

Проблемная лекция

Фронтальная

Знают виды и назначение ПО

Знают подробное описание каждого вида ПО

Умеют работать с основными утилитами

 

4.8

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Проектная, поисковая

Создание продукта, организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знают: понятие компьютерного вируса, его виды, способы защиты и профилактики

Знают: правила поиска и устранения сбоев в работе программ; виды диагностических программ

Умеют: избирательно относиться к полученной информации.

 

4.9

Антивирусные программы (практическая работа).

проектная

Проектирование

Индивидуальная, групповая

Умеют: использовать стандартные антивирусные программы: находить, удалять, «лечить» зараженную информацию

Умеют: работать с различными антивирусными и диагностическими программами, диагностировать и «лечить» поврежденные файлы.

Умеют: выходить из режимов сбоя, диагностировать причины сбоя.
Имеют навыки использования диагностических программ и методов защиты информации в повседневной жизни.

Задания практической работы

4.10

Зачетное занятие

Поисковая, проектная

Исследование, организация совместной учебной деятельности

Индивидуальная, групповая

Знают основные понятия темы «Компьютер и программное обеспечение»

Знают технологические этапы работы программ-утилит.

Умеют проводить анализ основных устройств компьютера

Тесты для проверки знаний

5 Раздел программы: Информационные технологии – 15 часов
Цель: Научиться использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания графических объектов, электронных таблиц, текстовых документов различной сложности, в том числе и гипертекстовых, презентации результатов познавательной и практической деятельности

5.1

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов

Проблемное изложение

Проблемная беседа

Фронтальная

Знают: общие сведения о программах компьютерной   графики, виды графики
Знают: виды, назначение, применение и принципы работы программ растровой и векторной графики. Основные команды и функции
Знают: формы представления графической информации; характеристики растрового изображения (репродуктивный уровень).
Знают: в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками (продуктивный уровень).

Знают: как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета.
Умеют: выбрать графический редактор (растровый или векторный) для выполнения или редактирования  графического документа (продуктивный уровень).

Знают: как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB, форматы графических файлов

Графические редакторы CorelDraw, PhotoShop, примеры изображений, полученных в этих редакторах

Информатика и информационные технологии Учебник для 10 кл./ Н.В. Макарова

5.2

Интерфейс графических редакторов. Панели инструментов.

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

5.3

Создание растровых изображений (практическая работа).

проектная

создание продукта

индивидуальная,
групповая

Умеют: создавать, редактировать, оформлять, графические файлы различного вида в среде графических редакторов

Умеют сохранять графические файлы в различных форматах, работать с импортируемыми изображениями, полученными с помощью сканера или цифрового фотоаппарата

Умеют: пользоваться периферийными устройствами: сканером, плоттером, графическим планшетом

Задании для п/р

5.4

Создание векторных изображений (практическая работа)

проектная

создание продукта

индивидуальная,
групповая

5.5

Зачетное занятие: защита проекта

имитационное моделирование

Исследование

Групповая, фронтальная

Знают основные понятия компьютерной графики и критерии оценивания созданных изображений

Знают технологию создания векторного или растрового изображение

Умеют: осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

Критерии оценивания рисунков

5.6

Форматирование документов (параметры страницы, абзацы, списки, таблицы)

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

групповая, индивидуальная

Знают: роль буфера промежуточного хранения;  технологию форматирования документов (репродуктивный уровень).
Умеют: осуществлять поиск и замену; оформлять текст в виде нескольких колонок; оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей; структурировать текст, используя нумерацию страниц; списки, ссылки, оглавления; использовать технологию создания и форматирования таблиц; создавать и использовать формулы, гиперссылки в документе; размещать графические объекты в документах; Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, переходить от одного представления данных к другому; пользоваться сканером и программами распознавания печатного текста (продуктивный уровень)..

Знают: возможности окон текстового процессора; минимальный набор типовых операций любого текстового процессора. Дополнительные возможности Word. Издательские возможности процессора Word (продуктивный уровень).
Умеют: интегрировать объекты из других программных приложений; пользоваться автозаменой (продуктивный уровень).
Умеют работать с текстовой информацией и организовывать собственную информационную деятельность.

Упражнения на редактирование и форматирование текста

5.7

Создание, редактирование и форматирование документа (практическая работа)

Поисковая

Проблемные задания

индивидуальная, групповая

Карточки с заданием

5.8
5.9

Гипертекст. Создание гипертекстового документа (практическая работа).

Проектная

Создание продукта

индивидуальная, групповая

Карточки с заданием
Реферат, доклад

5.10
5.11

Электронные таблицы. (Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки)

Проблемное изложение

Проблемная беседа, проблемные задания

Фронтальная, индивидуальная

Знают: назначение электронной таблицы; (репродуктивный уровень).
Знают: сходство и различие элементов рабочих окон Excel и  Word (продуктивный уровень).
Знают: типы данных, которые могут содержаться в ячейках; способы объединения данных нескольких электронных таблиц в одну (репродуктивный уровень).
Умеют: заполнять ячейки с помощью маркера заполнения; использовать формулы; вставлять формулы с помощью мастера функций (репродуктивный уровень)..
Знают: определение  и способы задания относительных и абсолютных адресов ячеек электронной таблицы (репродуктивный уровень).
Знают: графические возможности табличных процессоров для представления данных (репродуктивный уровень).
Умеют обрабатывать числовую информацию средствами Excel;

Знают: основные технологические этапы работы с данными в среде любого табличного процессора (продуктивный уровень).
Знают: форматы представления числовых и символьных данных; правила автоматического изменения относительных адресов, действующие при копировании и перемещении формул; назначение основных типовых команд табличного процессора (продуктивный уровень).
Умеют: решать задачи с использованием абсолютной и относительной адресацией ячеек (продуктивный уровень).
Умеют обрабатывать числовую информацию средствами Excel;

Умеют: работать с  листами и книгами в целом; создавать таблицы и вводить в них исходные данные; представлять данные в виде разнотипных диаграмм (продуктивный уровень).
Знают:  понятия моделирование, формализация, визуализация;
Умеют: приводить примеры моделирования в различных областях деятельности; основные этапы (репродуктивный уровень

Табличный процессор Excel, разноуровневые задания по Excel, примеры решенных задач и смоделированных ситуаций различной степени сложности

5.12
5.13

Встроенные математические и логические функции.

объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, лекция, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

5.14

Построение графиков функций. Диаграммы.

Проблемное изложение

Проблемная беседа, лекция, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

5.15

Зачетное занятие

исследовательская

самостоятельное планирование и проведение исследования

 

Знают: основные понятия текстового и табличного процессоров, назначение, технология обработки текста и чисел

Умеют: обрабатывать текстовую и числовую информацию по заданию

Умеют: применить нестандартные алгоритмы обработки текста и чисел

Тестовые задания по вариантам и уровням сложности, электронный тест

Всего – 34 часа