microbik.ru
1



МБОУ « Заревская ООШ»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании РМО зам. директора по УВР директор

школы


«__»_______2013г. «__»________2013г. «__»_______2013г.

_______________ _______________ _______________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

3 класс


Составитель:

учитель начальных классов

Костенкова Наталья Николаевна


2013-2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» на основе «Примерной программы по окружающему миру» и авторской программы А.А. Плешаков (УМК «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

^ Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

^ Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

^ Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

^ Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

● овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

● проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

● формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

● целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

● уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

● формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

● внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

● осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

● эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

● этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

● способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

● установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

● мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


^ Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

● понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

● сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

● выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

● планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

● планировать свои действия в течение урока;

● фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

● оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

● соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

● контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

● в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные

Обучающийся научится:

● понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

● выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

● использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

● анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

● классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

● сравнивать объекты по различным признакам;

● осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

● устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

● строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

● проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

● моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

● включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

● формулировать ответы на вопросы;

● слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

● высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

● проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

● признавать свои ошибки, озвучивать их;

● употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

● понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

● строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

● готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

● составлять рассказ на заданную тему;

● осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

● продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

^ Обучающийся научится:

● находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

● осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

● находить на карте страны — соседи России и их столицы;

● определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

● осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

● различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

● различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

● проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

● исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

● классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

● соблюдать правила безопасного поведения в природе;

● понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

● находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

● осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

● находить на карте страны — соседи России и их столицы;

● определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

● осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

● различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

● различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

● проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

● исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

● классифицировать объекты живой природы

● пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

● обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

● приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

● использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

● устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

● использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

● оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

● вырабатывать правильную осанку;

● выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

● понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

● правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

● соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

● понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

● соблюдать правила безопасного поведения в природе;

● понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

● раскрывать роль экономики в нашей жизни;

● осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

● различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

● понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

● объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

● понимать, как ведётся хозяйство семьи;

● обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

● рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

● приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

● использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

^ Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3классе отводится 2 часа в неделю-68ч в год.

Для реализации программы используется УМК «Школа России:

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, программы А.А.Плешакова

Окружающий мир. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь. Плешаков А. А.

^ Содержание курса

В содержание курса «Окружающий мир» внесены изменения: в разделе «Чему учит экономика» на изучение темы «Защита прав потребителей» по требованию прокурора Хиславичского района выделен 1 час, в связи с этим уменьшено количество времени на изучение темы «Экономика и экология» на 1 час.

^ Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проект: «Богатства, отданные людям»

^ Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

^ Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

^ Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

^ Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Права потребителя. Защита прав потребителей.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

^ Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Проект «Музей путешествий».

№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Практические работы, экскурсии

Кол-во часов

Дата

Как устроен мир (6 ч)

1

Природа

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.




1




2

Человек

Учащиеся должны знать/понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.




1




3

Проект №1 «Богатства, отданные людям»







1




4

Общество

Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.




1




5

Что такое экология

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.




1




6

Природа в опасности!

Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Экскурсия

№1

1




Эта удивительная природа (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества.

Практическая работа №1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

1




8

Разнообразие веществ

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.

Практическая работа №2 «Умение определять наличие крахмала в продуктах»

1




9

Воздух и его охрана

Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха.




1




10

Вода

Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Практическая работа №3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

1




11

Превращения и круговорот воды

Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.




1




12

Берегите воду!

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.




1




13

Как разрушаются камни

Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел.




1




14

Что такое почва

Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы.

Практическая работа №4 «Состав почвы»

1




15

Разнообразие растений

Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, знать основную классификацию растений.




1




16

Солнце, растения и мы с вами

Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

Практическая работа №5 «Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

1




17

Размножение и развитие растений

Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Практическая работа №7 «Рассматривание плодов и семян растений»

1




18

Охрана растений

Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими.




1




19

Разнообразие животных

Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки.




1




20

Кто что ест?

Проект №2 «Разнообразие природы родного края»







1




21

Размножение и развитие животных

Учащиеся должны знать способы размножения животных.

Практическая работа №8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки»

1




22

Охрана животных

Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.




1




23

В царстве грибов

Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба, знать правила сбора грибов.




1




24

Великий круговорот жизни

Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.




1




Мы и ваше здоровье (10 ч)

25

Организм человека

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.




1




26

Органы чувств

Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.




1




27

Надёжная защита организма

Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

Практическая работа №9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи»

1




28

Опора тела и движение

Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.




1




29

Наше питание.

Проект №3 «Школа кулинаров»







1




30

Дыхание и кровообращение

Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

Практическая работа №10 «Подсчет ударов пульса»

1




31

Умей предупреждать болезни

Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.




1




32

Здоровый образ жизни

Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.




1




33

Проверь себя







1




34

Презентация проектов №1«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»







1




Наша безопасность (7 ч)

35

Огонь, вода и газ

Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.




1




36

Чтобы путь был счастливым

Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.




1




37

Дорожные знаки

Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.




1




38

Проект№4 «Кто нас защищает»

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.




1




39

Опасные места

Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.




1




40

Природа и наша безопасность

Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.




1




41

Экологичес-кая безопасность

Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности.




1




Чему учит экономика (12 ч)

42

Для чего нужна экономика

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.




1




43

Права потребителя. Защита прав потребителей

Учащиеся должны

познакомиться с правами потребителя.




1




44

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики.




1




45

Полезные ископаемые

Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Практическая работа №11 «Растениевод-ство»

1




46

Растениевод-ство

Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.




1




47

Животновод-ство

Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных.




1




48

Какая бывает промышлен-ность

Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Практическая работа №12 «Различие отраслей промышлен-ности»

1




49

Проект №5

«Экономика родного края»







1




50

Что такое деньги?

Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.




1




51

Государственный бюджет

Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.




1




52

Семейный бюджет

Учащиеся должны знать основы семейного бюджета.




1




53

Экономика и экология

Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.




1




Путешествия по городам и странам (15 ч)

54-56

Золотое кольцо России

Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте.




3




57

Проект №6 «Музей путешествий»







1




58

Наши ближайшие соседи

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.




1




59

На севере Европы

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.




1




60

Что такое Бенилюкс

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.




1




61

В центре Европы

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.




1




62

Путешествие по Франции




1




63

Путешествие по Великобритании




1




64

На юге Европы




1




65

По знаменитым местам мира

Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой.

Практическая работа №13 «Ознакомление со знаменитыми местами мира»

1




66

Проверь себя







1




67-68

Презентация проектов №2 «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешест-

вий»







2