microbik.ru
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 класс


Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Учебник: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс Вентана-Граф, 2010

^ Приоритетными виды общеучебной деятельности:

  1. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

  2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  3. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
^

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся V класс

Учащиеся должны знать:


общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и на­резки овощей;

правила санитарии и гигиены при санитарной обработке про­дуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудовани­ем, горячими жидкостями;

способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

виды бутербродов и горячих напитков, технологию их при­готовления, правила сервировки стола к завтраку;

правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пря­жи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной ма­шины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

виды декоративно-прикладного искусства народов на­шей страны, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособле­ния, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­ния, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о сис­темах конструирования одежды, правила построения и оформ­ления чертежей швейных изделий, особенности строения жен­ской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;

назначение, конструкция, условные графические обозначе­ния и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, наклад­ного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом.
^

Учащиеся должны уметь:


работать с кухонным оборудованием, инструментами, горя­чими жидкостями; определять качество овощей, проводить пер­вичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку ово­щей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутер­броды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаноч­ную сторону ткани;

включать и отключать маховое колесо от механизма маши­ны, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и ниж­нюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее ско­рость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лап­ки), регулировать длину стежка;

переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, вы­полнять простейшие ручные швы;

читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записы­вать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;

выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабаты­вать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать кар­маны, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и опреде­лять качество готового изделия.


Должны владеть:

ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

– вести экологически здоровый образ жизни;

– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

– планировать и оформлять интерьер комнаты;

– проводить уборку квартиры;

– ухаживать за одеждой и обувью;

– соблюдать гигиену;

– выражать уважение и заботу к членам семьи;

– принимать гостей и правильно вести себя в гостях; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.


^ Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 5-8 класс

1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

Учебники

2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

Учебные пособия

1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

Методическое обеспечение

1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

2. Предметные недели в школе 5-11 класс

3. Журнал «Школа и производство»


^ Календарно-тематическое планирование 5-й класс.


Дата






Наименование раздела

Тема урока


Кол- во час


Тип урока


^ Элементы содержания


Практическая работа


Требования подготовки


Вид контроля

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9




1

Материаловедение

Классификация текстильных волокон. &1 стр.5-8.

4


2



Урок комбинированный.



Классификация текстильных волокон. Производство ткани.

Свойства х\б и льняных тканей.

Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения.

Макет полотняного переплетения.

Знать: классификацию текстильных волокон, изготовление тканей и нитей в условиях прядильного и ткацкого производства, ассортимент х/б и льняных тканей.

Работа с учебником, выполнение практической работы.




2

Получение ткани.

&2 стр.8-13.

2

Урок комбинированный.

Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани. Направление основы и утка.

Изучение свойств нитей основы и утка, определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны.

Уметь: определять лицевую и изнаночную сторону ткани, направление долевой нити, выполнять образец полотняного переплетения ткани.

Выполнение практической работы.




3

^ Выполнение ручных швов

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.&3 стр.14-20.

4

2


Урок комбинированный.

Организация рабочего места. Соблюдение правил БТ при использовании инструментов. Терминология ручных работ.

Организация рабочего места для ручных работ.

Подбор инструментов и приспособлений для ручных работ.

Знать: организацию рабочего места для ручных работ, подбор инструментов и материалов, выполнение ручных стежков и строчек.

Работа с учебником и наглядными пособиями.




4

Технология выполнения ручных стежков и строчек.

&4 стр.21-25.

2

Урок практикум.

Выполнение ручных работ. Классификация ручных стежков.

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Уметь: выполнять ручные стежки и строчки, организовывать рабочее место, соблюдать правила БТ

Выполнение практической работы.





5

Проект.

Проектирование полезных изделий с использованием текстильных и поделочных материалов.

&41 стр.174-188.

10


2



Урок практикум.

Проектирование полезных изделий с использованием текстильных и поделочных материалов.


Заполнение дизайн- папки.


^ Знать: проект, история, цель проекта;

этапы выполнения.

Уметь: выполнять дизайн – листов.


Выполнение практической работы.




6

^ Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка.

Технологическая последовательность вышивания.

& 20,21стр 97-108.

2


Урок- практикум

Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Закрепление рабочей нитки на ткани. Уход за вышивкой.

«Выполнение швов – вперед иголку, шнурок, стебельчатый, за иголку»,

«Выполнение швов: тамбурного, петельного, узелки

^ Знать: способы перевода рисунка на ткань, правила выполнения ручных швов, правила заправки нити перед вышивкой.

Уметь: выполнять вышивку по технологическим картам.

Выполнение практической работы.




7-9


Технология выполнения простейших ручных швов. &22, стр. 108-114.

6

Урок- практикум

Различные сочетания вышивальных швов. Применение бисера, пайеток. Отделка вышивкой изделия.


Вышивание изделия по выбору учащихся.

^ Знать: правила БТ ОРМ, последовательность выполнения вышивки.

Уметь: выполнять различные швы, применять бисер, для художественного оформления вышивки. Оценивать свою работу

Выполнение практической работы.




10

Машиноведение.

История создания швейной машины.Назначение и устройство бытовой швейной машины.

&5,6 стр.26-31.

8

2


Урок изучения нового материала.


История создания швейной машины.

Устройство бытовой швейной машины.

Подготовка швейной машины к работе. Регулировка длины стежка.

^ Знать: историю швейной машины, виды машин, устройство бытовой швейной машины.

Уметь: распознавать в шв. машине устройств


Работа с учебником, наглядными пособиями.




11

Правила работы на швейной машине. Выполнение машинных швов.

&7 стр.31-39.

2

Урок комбинированный.

Порядок подготовки шв. машины к работе. Правила ТБ. Выполнение строчек. Терминология.

БТ и ТБ при работе на шв. машине. Заправка машины верхней и нижней нитей.

Знать: безопасные приемы труда при работе на швейной машине, заправка верхней и нижней нити.

Выполнение практической работы.




12-

13

Классификация машинных швов. Выполнение влажно-тепловой обработки.

&8,9 стр.40-45.


4

Урок практикум

Виды и характеристика машинных швов. Технологическая последовательность выполнения. ВТО. Терминология

Выполнение машинных строчек на ткани. ВТО образцов.

Уметь: подготовить швейную машину к работе, выполнять машинные строчки.

Производить ВТО после каждой операции.

Работа по технологическим картам. Практикум.






14

^ Конструирование и моделирование простейших видов швейных изделий..

Снятие мерок для построения чертежа выкройки &11 стр.46-48.

8


2



Урок комбинированный.



Краткие сведения из истории одежды. Ткани применяемые для изготовления рабочей одежды. Измерение параметров фигуры человека..



Снятие мерок и запись результатов измерений.

^ Знать: виды рабочей одежды, фартуки в национальном костюме, фигура человека и ее измерения.

Уметь: снимать мерки и записывать результаты измерения фигуры.


Работа с учебником, выполнение практической работы




15

Построение и оформление чертежа фартука и косынки в М 1:4. и

&12 стр.65-67.

2

Урок практикум.

Правила построения чертежа. Расчетные формулы.

Построение чертежа фартука и косынки в М 1:4

Знать: общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий, понятие о масштабе.

Практическая работа.




16

Чертеж фартука и косынки в натуральную величину.

&12стр.65-67.

2

Урок практикум.

Построение чертежа фартука и косынки в натуральную величину.

Построение чертежа в натуральную величину по своим меркам.

Уметь: строить чертеж фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину.

Выполнение практической работы.




17

Моделирование фартука с нагрудником.

&14 стр.68-69.


2

Урок комбинированный.

Моделирование простейших видов швейных изделий фартука с нагрудником. Художественное оформление и отделка изделий.

Моделирование фартука выбранного фасона.

^ Знать: понятие о форме симметрии, использование цвета, фактуры материала, характеру отделки.

Уметь: моделировать фартук выбранного фасона.

Выполнение практической работы.






18

^ Проектирование и технология изготовление швейных изделий.

.Подготовка выкройки и текстильных материалов к раскрою. Копирование готовых выкроек. Рациональный раскрой фартука.

&13,14 стр.53-54,71.

20


2



Урок комбинированный.



Подготовка выкройки и текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.



Подготовка выкройки к раскрою.

Раскрой деталей фартука.

^ Знать: требования к раскрою швейного изделия, условиями настила ткани и рациональной раскладке деталей выкройки.

Уметь: раскраивать изделие, экономно расходуя ткань.



Выполнение практической работы.




19

Подготовка деталей кроя к обработке.

&13 стр.55-56.


2

Урок комбинированный.

Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Перенос контурных и контрольных линий на детали кроя.


^ Знать: свойство материалов при работе с кроем, разновидности стежков.

Уметь: выполнять швы на деталях кроя.

Выполнение практической работы.




20

Технология соединения деталей в швейном изделии.

Обработка бретелей и концов пояса.

&14 стр.72-73.

2

Урок комбинированный.

Технология соединения деталей бретелей и пояса обтачным швом.

Выполнение обработки бретелей и пояса.

^ Знать: последовательность обработки бретели и концов пояса.

Уметь: выполнять обработку срезов обтачным швом.

Выполнение практической работы.




21

Обработка нагрудника и соединение с бретелями.

&14 стр.74-76.

2

Урок комбинированный.

Технология соединения деталей нагрудника с бретелью обтачным швом.

Выполнение соединения нагрудника с бретелями.


^ Знать: последовательность обработки соединения нагрудника с бретелями.

Уметь: выполнять обработку срезов обтачным швом.

Выполнение практической работы.




22

Обработка накладных карманов.

&13 стр.57-58.


2

Урок комбинированный.

Технология соединения деталей верхнего, нижнего и боковых срезов карманов краевым швом.

Выполнение обработки накладных карманов .


Знать: последовательность обработки накладных карманов и нижней части фартука.


Выполнение практической работы.




23

Обработка нижней части фартука.

&13 стр.60-61.


2

Урок комбинированный.

Технология обработки НЧФ краевым швом.

Выполнение обработки НЧФ.

Уметь: выполнять обработку срезов фартука швом вподгибку.

Выполнение практической работы.




24

Соединение НЧФ с карманами.

&13 стр.59.

2

Урок комбинированный.


Технология обработки накладного шва.


Выполнение соединения НЧФ с карманами.

Знать: последовательность обработки соединения деталей фартука.

Выполнение практической работы.




25


Соединение деталей фартука.

&14 стр.76-78.

2

Урок комбинированный.

Технология соединения деталей фартука.


Выполнение соединения деталей фартука.

Уметь: выполнять соединение деталей настрочным швом.

Выполнение практической работы.




26

Обработка косынки.

&13 стр.61.

2

Урок комбинированный.

Технология обработки косынки краевым швом.

Выполнение обработки косынки.

Уметь: выполнять обработку срезов косынки швом вподгибку.

Выполнение практической работы.




27

Выполнение влажно- тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Художественное оформление и отделка фартука и косынки.

&14 стр.78.

2

Урок комбинированный.

Выполнение влажно- тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани.

Выполнение ВТО изделия.


^ Знать: последовательность выполнения ВТО, правила ТБ при работе

Уметь: выполнять утюжильные работы.

Выполнение практической работы.




28


Кулинария.

Вводное занятие.

Правила безопасной работы. Правила поведения в кабинете технологии

12


2



Беседа

Содержание и задачи курса. Санитарные требования к помещению кухни. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке продукт.

Работа в рабочей тетради.



^ Знать: правила поведения в кабинете, организацию труда.

Уметь: соблюдать правила гигиены.



Фронтальная беседа.




29

Общие сведения о питании Пищевые продукты как источник витаминов.

&26 стр.122-124.

2

Урок изучения нового материала.

Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник витаминов.

«Витамины - сила жизни». Работа по составу и кол-ву витаминов в различных продуктах.

^ Знать: о процессе пищеварения, классификацию витаминов и их роль в обмене веществ.

Уметь: сохранять витамины при обработке

Фронтальная беседа.




30



Приготовление холодных блюд. Блюда из свежих овощей.

&29,30 стр.131-138.

2

Урок комбинированный.

Приготовление холодных блюд. Первичная обработка овощей. Виды салатов. Сервировка стола.

Приготовление салата из капусты.

^ Знать: об овощных растениях, правила составление салатов.

Уметь: нарезать овощи, готовить и оформлять блюда.

Выполнение практической работы.




31

Блюда из вареных овощей.

&31



2

Урок комбинированный.

Оформление блюд и правила их подачи к столу.

Приготовление винегрета.

^ Знать: приемы ТО определять готовность вареных овощей.

Уметь:готовитьблюда из вареных овощей.

Выполнение практической работы.




32

Кулинарная обработка продуктов. Бутерброды. Приготовление горячих напитков.

&33,34 стр.150-156.


2

Урок комбинированный.

Кулинарная обработка продуктов. Приготовление блюд.

Приготовление бутербродов,

Приготовление горячих напитков.

^ Знать: значение хлеба, соли и воды в питании человека, технологию приготовления и оформления блюд.

Уметь: готовить холодную закуску и горячие напитки.

Выполнение практической работы.




33

Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Правила этикета.

Проект «Сервировка стола к завтраку».

2

Урок комбинированный.

Правила сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Правила этикета.

Сервировка стола к завтраку. Складывание тканевых салфеток.

^ Знать: столовые приборы и правила пользования ими, оформление стола, правила поведения.

Уметь: сервировать стол, складывать салфетки.

Выполнение практической работы.




34



^ Технология ведения дома.

Эстетика и экология жилища.

Рациональное размещение оборудования кухни. Кухонная посуда и уход за ней.

&37-39 стр.163-172.


2


2




Урок изучения нового материала.


Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении. Подбор средств интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи. Использование декоративных растений для оформления жилых помещений.



Выполнение эскиза интерьера кухни.

Знать: рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним, создание интерьера, разделение на зоны, отделка, уход.

Уметь: выполнять эскиз интерьера кухни, различать разновидность посуды и уход за ней.



Фронтальная беседа







итого

68