microbik.ru
1


Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности

  • Познавательно-исследовательская деятельность в применении к дошкольнику – это активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.


Проект ( реализация проекта)

  • Предполагает участие двух и более участников образовательного процесса и осуществление ими комплекса мероприятий и действий, направленных на достижение цели по созданию проекта. Имеет разную продолжительность во времени ( день, неделя, месяц, сезон, год) и осуществляется в разных местах ( в группе, на участке, в музыкальном зале и др.)



Проектная деятельность

  • Развитие познавательной инициативы ребенка ( любознательности)

  • Освоение ребенком причинно-следственных, классификационных, пространственных и временных отношений

  • Активные действия по поиску связей вещей и явлений

  • Освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений



Типы исследований

  • Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами

  • Коллекционирование ( классификационная работа)

  • Путешествие по карте

  • Путешествие по «реке времени»



Опыты ( экспериментирование)

  • Освоение причинно-следственных связей и отношений ( представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.

  • Состав и свойства почвы, песка, глины и др. Условия жизни растений

  • Движение воздуха ( ветер, осадки)

  • Движение воды ( состояния и превращения )

  • Металлы ( свойства магнита)

  • Свет и цвет в природе и др.



Коллекционирование ( классификация)

  • Времена года ( сезоны)

  • Мир растений

  • Мир животных

  • Виды минералов ( камни)

  • Виды местности ( природные ландшафты)

  • Виды транспорта

  • Виды строительных сооружений

  • Виды профессий

  • Виды спорта



Путешествия по карте (пространство мира)

  • Поверхность Земли и стороны света

  • Океаны и их обитатели ( подводный мир)

  • Северные земли и их обитатели

  • Наша страна Россия

  • Африка

  • Австралия

  • Антарктида

  • Америка

  • Азия

  • Европа



Путешествия по «реке времени» ( историческое время)

  • История моей семьи

  • История жилища и бытоустройства

  • История огня ( освещение и тепло)

  • История сухопутного транспорта

  • История мореплавания и воздухоплавания

  • История коммуникации ( почта, интернет)

  • История профессий и др.



Пути выстраивания деятельности

  • Принять позицию заинтересованного, любознательного партнера

  • Актуализация проблемы, темы ( вызывающих вопросы детей)

  • Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникающих вопросов, проблем

  • Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей

  • Предложение детям материала для дальнейшего исследования в свободной деятельности или дома с родителями



Уровни развития проектной деятельности дошкольников

  • Подражательно-исполнительский ( 3,5-5 лет) Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок заказчик проекта через свои интересы и потребности

  • Развивающий ( 5-6 лет) Ребенок принимает проблему, уточняет цель, способен выбрать необходимые средства, самостоятельно находит проблему и т.д.

  • Творческий ( 6-7 лет) Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельного определения цели и содержания деятельности, выбор способа работы над проектом





Лишь тот зажжет, кто сам горит!

  • «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь может лишь тот, кто сам горит» Плутарх- филосов древней Греции