microbik.ru
1

М.П. Сергеева, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

ГОУ СПО «Марксовское училище искусств (техникум)»

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На протяжении нескольких лет существует проблема набора студентов в средние профессиональные образовательные учреждения на исполнительские специальности. Возможно, это связано с недостаточным вниманием государства к проблемам культуры и искусства. Внешние факторы, такие как, низкая заработная плата педагогов и деятелей искусств, необходимость преподавателей зачастую работать на собственном энтузиазме, снижают престиж профессии музыканта-преподавателя сферы культуры и искусства.

Чтобы выполнить контрольные цифры приема, учебные заведения музыкального профиля вынуждены несколько снижать планку вступительных испытаний для абитуриентов исполнительских специальностей. Это приводит к приему обучающихся с разной базовой музыкальной подготовкой, неоднородному составу учебных групп студентов на занятиях музыкально-теоретического цикла. Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при работе с первокурсниками – это и различный уровень подготовки, и различная степень адаптации к новым условиям, и различный уровень самостоятельной деятельности. Также у каждого студента различный уровень способностей, свои индивидуальные особенности.

Сегодня перед образованием в среднем профессиональном звене стоят серьезные задачи подготовки высокопрофессионального, компетентного специалиста в сфере культуры и искусства, поэтому в учебном и воспитательном процессе необходимо в первую очередь уделять внимание личности обучаемого, его индивидуальным особенностям и познавательной деятельности, то есть применять личностно-ориентированные технологии обучения, осуществлять дифференцированный подход к каждому студенту.

Реализация поставленной задачи эффективно осуществляется через технологию разноуровневого обучения, которая предусматривает:

- развитие индивидуальных способностей, личностных качеств, познавательных интересов студентов;

- гарантированный результат освоения базовых знаний с учетом индивидуальных особенностей студентов;

- усиление практической направленности обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин.

Таким образом, при изучении курса музыкально-теоретических дисциплин необходимо ориентироваться на:

  • уровень базовой музыкальной подготовки студента, уровень его общего развития, культуры;

  • особенности психического развития личности студента: памяти, мышления, восприятия;

  • особенности характера, темперамента;

  • обучаемость студента, его способность к усвоению знаний.

Разноуровневое обучение – одна из личностно-ориентированных технологий организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет каждому студенту овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Целью данной технологии является достижение всеми студентами базового уровня подготовки по предметам; а также создание условий для студентов, проявляющих интерес и способности к учебной дисциплине для усвоения материала на более высоком уровне.

Разноуровневое обучение дает возможность учитывать познавательные интересы, развивать каждого студента в меру его сил и способностей, контролировать учебную загруженность студентов; создавать психологический комфорт в учебном процессе.

При обучении нельзя ставить студентов в абсолютно одинаковые условия: у каждого свой темп, одному от природы дано много, другому мало, кто-то пришел с хорошей подготовкой, у кого-то знания по предмету минимальны.

Проведение занятия с ориентиром на сильного студента, приведет к тому, что слабый не справиться с поставленными задачами, что впоследствии может привести к утрате стимула к занятиям, снижению его самооценки. Если же ориентироваться на студента с низким потенциалом, то сильный студент потеряет интерес к уроку, и в целом к учебной дисциплине.

Содержание курса должно позволять студенту любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Студентам предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального (базового) и творческого (повышенного). Базовый уровень знаний должен быть освоен всеми студентами, в процессе обучения необходимо предупредить, а не наказать незнание; студента необходимо мотивировать на получение качественного знания, итогом которого станет учебный успех. Такой подход к обучению помогает студенту адекватно оценить себя, не занизив уровня самооценки.

Разноуровневое обучение учитывает индивидуализацию обучения; дифференцированный уровень требований; материал дается всем студентам на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на разных уровнях; от студента требуется то, что он в состоянии усвоить. За критерий оценки деятельности студента принимаются его усилия по овладению учебным материалом, творческому его применению.

В результате, студенты могут реально оценивать свои возможности; у них повышается интерес к предмету; между преподавателем и студентами устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение студентов на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих студентов, исчезает страх перед проверкой знаний.

Реализация разноуровневого обучения предусматривает четкое планирование учебного процесса:

  • уроки объяснения;

  • уроки тренировочные;

  • уроки помощи и взаимопомощи;

  • уроки проверки обязательных результатов обучения;

  • уроки проверки усвоения темы в виде тематических зачетов.

На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в ёмкой, компактной форме, которая обеспечивает перевод основной части группы на самостоятельную проработку материала. Для остальной части возможно повторное объяснение темы с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый студент по мере усвоения изучаемой информации включается в работу группы, дает устные ответы, выполняет практические задания.

Эта работа может проходить как в группах, так и в парах, где к слабому студенту прикрепляется сильный, который помогает ему усвоить материал, контролирует выполнение самостоятельной работы. Таким образом, главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

Для разноуровневого обучения на уроках по дисциплинам «Элементарная теория музыки» и «Сольфеджио» целесообразно использовать таблицы, карточки, оказывающие помощь студенту. Интерес к предмету можно вызвать путем повышения доступности материала, установления межпредметных связей.

Студентам с низким уровнем подготовки чаще всего предлагаются репродуктивные задания, а студентам со средним и высоким уровнем - творческие задания. Также осуществляется дифференциация учебных классных и домашних заданий по уровню сложности: объем изучаемого материала (количество пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению), дополнение к основному заданию. Это обусловлено разным темпом работы студентов. Студенты с низким базовым уровнем обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех.

В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания в виде карточек, кроссвордов, тестов.

Также возможно выполнение одинаковых заданий, но одни студенты это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

В результате повышается активность студента на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

Основные принципы технологии разноуровневого обучения:

1. Каждый студент овладевает учебной дисциплиной в меру его потребностей, сил и желания, не требуется дотягивать всех студентов до единого уровня.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. Доброжелательность, взаимопомощь, право на собственное мнение и ошибку.

Уровень обязательной подготовки должен быть известным студентам и понятным им. Только в этом случае можно рассчитывать на их познавательную активность, на заинтересованность в результатах своего труда.


Список литературы

  1. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе. Статья: МТШ ОРТ, 1994.

  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005.

  3. Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.