microbik.ru
1



Муниципальное образовательное учреждение

«Корликовская общеобразовательная средняя школа»


Разработка урока по математике в 5 классе

по теме «Проценты»

Урок проводился в рамках Экологического месячника


Провела: Плотникова Клавдия Николаевна,

учитель математики


с. Корлики, 2010


Цель: создание условий для решения практических задач на проценты.

Цели:

Образовательные закрепление практических умений и навыков вычисления процентов; развитие познавательного интереса к вычислению процентов;

Развивающие расширение знаний о растениях нашего края, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни;

Воспитательные выработка с помощью вычислений умений использования местных растений в питании человека.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование урока: компьютер, карточки-рецепты с заданиями, карточки-рецепты с ответами, рисунки растений, гербарий, таблица о домашних цветах.

^ Ход урока

I. Подготовительный этап

Сообщение учителя. «Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» . Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Ученые установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зелени растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения.


^ II. Устный счет (с использованием презентации)

Задание 1. Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов




 








 


 Задание 2. Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100 цветков



 


Задание 3 (по рядам). Выразите обыкновенной дробью :



 


^ III. Сообщения учащихся


« Из истории исследования полезных растений»


Изучение и применение полезных свойств растений на территории Средней Азии началось с древнейших времен. Сведения о растениях, произраставших в Средней Азии, мы встречаем в трактатах известных ученых, живших много веков тому назад.


Абу Райхон Беруни в труде « Китоб Ас-Сайдана фит-тибб», посвященном врачеванию, оставил сведения о многих лекарственных растениях, произрастающих и сейчас в нашей стране.


Абу Али Ибн Сино в трактатах « Китоб ал конун фит-тибб» и «Кито буш-шифо», изучая множество лекарственных растений Туркестана, указал на их лечебные свойства.


Растения - источник жизни. Невозможно представить жизнь всего живого на Земле без растительного мира.

Как сказано в Хадисе: «….. благодаря растениям мир зелен и прекрасен».


Листья зеленых растений задерживают пыль. Установлено, что 100 кустов молодого тополя в течении лета задерживают 75 кг пыли. На листьях чинара, клена, тюльпанного дереава и яблони оседает пыль в очень большом количестве. Поэтому деревья называются «стражами здоровья».


С целью защиты редких, исчезающих и уменьшающихся видов растений в 1984 г в Узбекистане впервые издана Красная книга, в которой занесено 163 названия таких растений. В последующие годы она была дополнена новыми названиями и теперь содержит 301 название видов растений.


Задание 4. Вычислите процент от числа, используйте ключ к ответу и назовите фамилию нашего великого предка, который оставил неизгладимый след в науке. Его произведения и поныне используется во многих странах мира в качестве учебного пособия.

Задание каждый выполняет индивидуально.

(Ответ: Авиценна



1


6% от12

2


95% от 10


3

30% от 25


4

25% от 38

5


15 % от 60

6


5 % от 72

7


2% от 200

8


70% от 350

^ Ключ к ответу :

9,5

9

0,72

4

7,5

3,6

245

В , Ц

Е

А

Н

И

Н

А



^ IV. Самостоятельная работа в группах

Информация учителя. О важности правильного питания уже 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна (Ибн Сина). В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало: овощей в 3 раза меньше нормы, фруктов – в 4 раза. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить уже ранней весной.

Для работы учащиеся объединяются в группы по 4 человека (две соседние парты). группе дается один рецепт-карточка, все выполняют по одному заданию; задания в карточках 5 и 6 делают вместе; старший в группе проводит проверку (находит сумму всех ингредиентов и сверяет с числом из рецепта), проставляет в своей карточке ответы (против фамилии ученика, выполнявшего задание), свою оценку каждому из группы за выполненную работу и сдает учителю.


Задание 5. Определите массу каждого компонента в рецепте (карточки 1–6).

 

 

 

 

 

 








^ V. Сообщения учащихся о растениях из рецептов

Осот огородный – однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до одного метра. Молодые листья и стебли используют для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в солевом растворе 25–30 минут. В некоторых районах нашей страны употребляют и корни осота. Вареными они напоминают топинамбур – земляную грушу.

Щавель кислый – растение высотой 30–100 см. Листья сочные, кислые на вкус. Листья щавеля содержат витамин C, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как в сыром виде, так и для приготовления щей, супов, зеленых борщей, приправ к мясным блюдам, начинок для пирогов и пельменей.

Одуванчик лекарственный – растет на лугах, в полях и садах, около дорог. Цветет в апреле–мае. Листья одуванчика содержат витамины C и E, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи, более старые употребляют как шпинат. Чтобы удалить горечь, их вымачивают в соленой воде 20–30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.

Крапива двудомная – многолетнее растение высотой до 1 метра с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины C, A, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступают бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, ботвиний, соусов и пюре. Молодые нежные соцветия заваривают вместо чая.




Лопух паутинистый – многолетнее растение высотой до 1,5 м. Молодые листья и стебли содержат витамин C, эфирные масла и дубильные вещества. Использую для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов, ботвиней. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.


Рогоз широколистный – многолетнее растение высотой до 2 метров. Растет у водоемов и на заливных лугах. Народное название – «пухалки», его цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и другими специями, маринуют и сушат.

^ VI. Самостоятельная работа (эстафета по рядам)

Вы узнали много нового о пользе растений, которые растут на улице. А что вы знаете о домашних растениях и цветах? Есть ли от них какая-нибудь польза? Конечно, растения и цветы не только создают уют и украшают наши квартиры, но и очищают воздух.

Задание 6. Выполните вычисления и вы узнаете, на сколько процентов снижается количество микробов в комнате от летучих фитонцидов комнатных растений



 


VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание

Узнайте у бабушки или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашего края. Составьте рецепт этого блюда.