microbik.ru
1

Ребенок и семья.

Ребенку в семье должно быть хорошо, безопасно и комфортно. Для ребенка важно, чтобы родители были к нему привязаны, чтобы понимали и любили его,

чтобы признавали и отмечали его успехи, чтобы он мог реализовать и развивать свои способности.

Поэтому ребенку очень важно иметь нормальную самооценку.

Ребенок с заниженной самооценкой боится быть отвергнутым или привыкает к тому, что отвергаем. Если эмоционально себя ребенок осознает со знаком «минус», то не только в семье, но и в школе, в общении со сверстниками, с окружающими, он ощущает свою неполноценность.

В здоровой семье обычно доминирует такой стиль отношений, что взрослые и дети в каждом обращении и словом, и делом, и интонацией, и даже в молчании говорят друг другу и о себе, и о своем отношении к окружающим. Они говорят, слушают, слышат, подкрепляя друг друга.

Я спросила старшеклассников: «Каким должен быть хороший родитель?».

Среди наиболее часто встречающихся ответов были такие:

«Понимающим», «уверенным, доверяющим», «с чувством юмора», «терпеливым», «помнящим себя», «не врущий в делах», «успешный сам, раз требует успешности от ребенка».

Еще один вопрос: «Довольны ли вы тем, как складываются ваши отношения с родителями?». Ответ «да» прозвучал лишь у 15 процентов анкетируемых.

Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций взаимоотношений с ребенком, и что за ними стоит.

^ Ситуация 1. Родитель приказывает и отдает команду.

Это говорит ребенку, что его собственные чувства, нужды не важны, он должен действовать в соответствии с тем, что хочет его родитель. «Мне не важно, что ты собираешься делать, немедленно сделай то, что я сказала». Такие слова сообщают ребенку, что его не принимают таким, какой он есть и часто вызывают страх перед родительской властью. Такие слова могут вызвать детей у детей чувство обиды, злости и сопротивления. Они сообщают ребенку, что родитель не доверяет его суждениям или способностям.

^ Ситуация 2. Родитель предостерегает, угрожает.

Эти слова родителей вызывают чувство боязни и покорности «Если не сделаешь этого, то пожалеешь» Они также могут вызвать сопротивление и враждебность, как приказания и команды. Эти слова сообщают ребенку, что родитель не уважает его желания, чувства. « Если не прекратишь игру, я ее выброшу». Иногда хочется испытать родительскую угрозу, для того, чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

^ Ситуация 3. Родитель дает ребенку готовые решения советы.

Это чаще всего ощущается детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принимать решения. Это может повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращения развития самостоятельности. «Что мне делать? Как помочь, мама? – вопросы, заданные около кучи немытой посуды». Советы передают чувство превосходства родителей над ребенком, в этом случае ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

^ Ситуация 4. Родители долго читают морали и нотации.

Дети обычно ненавидят нотации, повторяя про себя: «Разошелся… надоело…» А мальчишки через минуту отключают слуховой канал и лишь делают вид, что внимают словам. Дети часто отметают родительские аргументы, воспринимают их как догмы. Но хотят попробовать сами или хотя бы услышать рассказ об этом без оценки событий.

Критика – рождает контркритику: «На себя посмотри», «Сам такой».

Обзывание – такой же ответ. Обращение все в шутку со стороны родителей – обиду непонимания и ощущение собственной неполноценности.

Список можно продолжать.


Что же нам, родителям, остается?

Как можно чаще друг другу смотреть в глаза, честно, открыто.

Не бояться и не стыдиться физических прикосновений с ребенком любого возраста.

Иметь и реализовать искреннее желания выслушать ребенка, понять его, помочь ему.

Самое главное, что может и должен сделать родитель – это создать у ребенка банк любви. С его помощью ребенок может выстоять перед трудными жизненными обстоятельствами, а они, к сожалению, будут. С его помощью ребенок научится строить отношения со сверстниками, коллегами, уже в своей семье с собственными детьми. С его помощью ребенок будет идти по жизни уверенно, а значит, будет успешен. А от этого будет пополняться ваш банк любви, и придет ощущение, что вы, как родитель, состоялись.

Давайте зададим себе вопрос: «Сколько раз за последние две недели вы приходили домой и искренне, без какой либо воспитательной задачи, «в трезвом уме и здравой памяти» говорили своему ребенку о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать…». Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, плохой погоде, о «таких – сяких» политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар.