microbik.ru
1

Рекомендации по организации и проведению в 2012 году

государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий


1. Характеристика структуры экзаменационной работы по информатике и ИКТ

Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит 6 заданий: 4 задания базового уровня сложности и 2 задания повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 содержит 12 заданий: 7 заданий базового уровня сложности и 5 заданий повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 3 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; учащийся должен выбрать один из вариантов задания.

Задания с выбором ответа и кратким ответом используются для оценки достижения базового уровня. С помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом проверяется достижение уровня повышенной подготовки. Задания с развернутым ответом в экзаменационной работе используются для проверки достижения высокого уровня подготовки.

Таблица 1

Распределение заданий по уровням сложности


Уровень

сложности

заданий

Число заданий


Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Базовый

11

11

50%

Повышенный

7

7

32%

Высокий

2

4

18%

Итого

20

22

100



Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации».

Часть 2 включает задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».

Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 20 дается в двух вариантах: задание 20.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 20.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке программирования. Учащийся самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания в зависимости от того, изучал ли он какой-либо язык программирования.


Таблица 2


Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части

работы

Число

заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за

всю работу, равного 22

Тип заданий


Часть 1

6

6

27%

С выбором ответа

Часть 2

12

12

55%

С кратким ответом


Часть 3

2

4

18%

С развернутым

ответом

Итого

20

22

100%






В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информатики и ИКТ.

Распределение заданий по разделам приведено в таблице 3.

Таблица 3



Название раздела

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального

первичного балла за всю работу, равного 22

1

Представление и передача информации

4

4

18,3%

2

Обработка информации

8

9

40,9%

3

Основные устройства ИКТ

2

2

9,1%

4

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов

1

1

4,5%

5

Проектирование и моделирование

1

1

4,5%

6

Математические инструменты, электронные таблицы

2

3

13,6%

7

Организация информационной среды, поиск информации

2

2

9,1%




Итого

20

22

100%


2. Продолжительность проведения экзамена по информатике и ИКТ


На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

После решения 1 и 2 частей экзаменационной работы учащийся сдает работу и приступает к решению части 3.

Время, отводимое на решение частей 1 и 2, не ограничивается, но рекомендуется на выполнение заданий части 1 и части 2 отводить 1 час 15 минут (75 минут). На выполнение заданий части 3 рекомендуется отводить 1 час 15 минут (75 минут).


3. Дополнительные материалы и оборудование


Части 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается. Также нельзя использовать справочную литературу.

Часть 3 выполняется учащимися на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые учащимся программы.

Для выполнения учащимися задания 19 необходима программа для работы с электронными таблицами. Допускается использование любых возможностей электронных таблиц.

Задание 20 на составление алгоритма дается в двух вариантах по выбору учащегося. Первый вариант задания (20.1) предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 20.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir) или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот».

При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания 20.1 записывается в простом текстовом редакторе.

Второй вариант задания (20.2) предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования (если изучение темы «Алгоритмизация» проводится с использованием языка программирования). В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.

Решением каждого задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе.

Кроме того, необходимо предусмотреть для выполнения экзаменационной работы:

- листы со штампом МОУО для черновиков;

- место для вещей обучающихся;

- место для размещения общественных наблюдателей за ходом проведения экзамена.


4. Требования к организаторам экзамена


На экзамене в аудиторию не допускаются преподаватели информатики и ИКТ из числа работавших с данными учащимися. В компьютерном классе должен присутствовать специалист, способный оказать учащимся помощь в запуске необходимого программного обеспечения и сохранении файлов в необходимом формате, каталоге и с необходимым именем.

Проверку ответов на задания части 3 осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.

Рекомендуемый состав специалистов, занятых непосредственно в проведении ГИА (в новой форме) по информатике ИКТ:




Специалист

Кол-во на ППЭ

Функционал / необходимая квалификация



Организатор в аудитории

2 на аудиторию

Организация проведения экзамена в аудитории / Компьютерная грамотность



Технический специалист

1 на компьютерный класс

Техническая поддержка участников ГИА при работе на компьютерах, устранение технических неполадок / Знание устройства и принципов работы компьютера, опыт системного администрирования.



Дежурный организатор на входе в аудиторию

1 на аудиторию

Организация перемещения участников ГИА между аудиториями (если предполагается использовать аудитории разных типов), обеспечение порядка вне аудиторий.


Необходимо обеспечить организаторов и технических специалистов бейджами, с указанием вида деятельности: «организатор», «технический специалист».


5. Особенности процедуры проведения экзамена в новой форме по обществознанию


В аудиториях для проведения экзамена по информатике и ИКТ должны быть:

  • рабочие места (столы, парты) для выполнения частей 1 и 2 (1 человек за партой);

  • компьютеры (по количеству участников плюс один резервный) для выполнения части 3.

Рекомендуется использовать аудитории двух типов («обычный» и компьютерный классы): в одной (обычной) аудитории учащиеся выполняют задания частей 1 и 2, учащиеся сдают работы и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения заданий части 3.


Подготовка аудитории и оборудования

Технический специалист не позднее, чем за сутки до проведения экзамена по информатике и ИКТ готовит для каждого участника экзамена индивидуальное рабочее место, в том числе:

- освобождает рабочий стол компьютера от программ и ярлыков, не используемых на экзамене;

- создает директорию для размещения материалов экзамена (файлов заданий и файлов ответов участника экзамена) – рабочую директорию. Место расположения и название папки должны быть выбраны исходя из возможностей используемого на экзамене программного обеспечения.

Устанавливает программное обеспечение в составе:

-электронные динамические таблицы для выполнения задания 19 (например, Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc);

- среда учебного исполнителя «Робот» для выполнения задания 20.1 (например, Кумир – если такая среда использовалась при обучении);

- среда программирования для выполнения задания 20.2 (например, Free Pascal, КуМир).

Примечание: версии используемого программного обеспечения должны быть привычны для участников экзамена. При необходимости следует установить несколько различных систем программирования.

Настраивает программное обеспечение так, чтобы файлы по умолчанию сохранялись в рабочую директорию.

Создает на «рабочем столе» ярлыки (ссылки) для запуска всех элементов программного обеспечения и перехода в рабочую директорию.

Технический специалист готовит 2 носителя информации (CD, DVD, USB-накопители) для записи результатов экзамена и передачи их в территориальную предметную комиссию.

После завершения подготовки техники и программного обеспечения не позднее, чем за сутки до проведения экзамена, технический специалист в присутствии руководителя ОУ-ППЭ проводит проверку готовности техники и программного обеспечения на каждом рабочем месте. Для этого необходимо запустить все элементы программного обеспечения, используемые на экзамене, и провести пробное сохранение созданных файлов.

По итогам проверки готовности технический специалист и руководитель ОУ-ППЭ составляют акт готовности аудитории и приобщают его к документам экзамена.


Проведение экзамена


Перед началом экзамена технический специалист блокирует на физическом уровне выход в Интернет и в локальную сеть.

После вскрытия экзаменационных материалов технический специалист копирует файлы, необходимые для выполнения практической части, на компьютеры в аудитории в рабочую директорию. Рекомендуется копировать на каждый компьютер только те файлы, которые необходимы конкретному участнику ГИА.

Для выполнения заданий части 3 участникам экзамена выдается инструкция (приложение 1).

Файл с результатами выполнения каждого задания части 3 участник экзамена сохраняет в рабочую директорию, дав ему имя в формате1: <№задания>_<№варианта>_<Идентификатор участника ГИА>. <расширение>. Например, 19_124_5321.doc, где 19 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор участника ГИА, doc – стандартное расширение. Если невозможно создать такое имя файла средствами системы программирования, следует переименовать файл средствами операционной системы.

При возникновении технических сбоев участник экзамена обращается к организатору в аудитории. Если технический сбой не устраним за короткое время (3-5 минут), то участнику должен быть предложен резервный компьютер. При этом работоспособность компьютера, на котором произошел сбой, должна быть восстановлена для возможного использования его в качестве резервного. При необходимости организатор в аудитории привлекает для решения проблемы технического специалиста. Если вынужденный перерыв в работе участника составляет более 5 минут, то данный участник вправе принять решение об аннулировании своих результатов и переносе экзамена на резервный день.

Закончив работу над практической частью экзамена, участник ГИА заполняет «Перечень файлов с результатами выполнения заданий» 2, предъявляет организатору в аудитории перечисленные в таблице файлы, после чего организатор в аудитории заверяет подписью все заполненные строки таблицы (Приложение 2).


Сбор и передача результатов практической части экзамена


После окончания экзамена технический специалист в присутствии организатора в аудитории копирует из всех рабочих директорий файлы, сохраненные участниками, на носитель информации, делает его резервную копию. Для копирования данных возможно использование локальной сети.

Совместно с организатором в аудитории технический специалист убеждается в том, что информация записана корректно. Один носитель информации запечатывается в пакет с результатами экзамена для передачи в пункт проверки экзаменационных работ. Второй носитель информации запечатывается в пакет и хранится в сейфе у руководителя ОУ-ППЭ вплоть до получения окончательных результатов экзамена (не менее 30 дней).

Место проверки экзаменационных работ по информатике и ИКТ должно быть оборудовано компьютерной техникой для просмотра результатов выполнения экзаменуемыми практических заданий.


Руководитель центра

информационно-коммуникационных

технологий ГБОУ ДПО ЧИППКРО Ольга Борисовна Дударева,

8(351)264-05-08


Приложение 1

Инструкция

по выполнению практической части экзамена по информатике и ИКТ


1. Задания практической части предназначены для выполнения на компьютере. Ярлыки тех программ, которые нужны для выполнения заданий, расположены на рабочем столе. Также на рабочем столе находится ярлык рабочей директории, в которой хранятся файлы заданий.

2. Файл с результатами выполнения каждого задания сохраните в рабочую директорию, присвоив этому файлу имя в формате: <№задания>_<№варианта>_<Идентификатор участника ГИА>. <расширение>. Например, 21_124_5321.doc, где 21 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор участника ГИА, doc – стандартное расширение. Если невозможно создать такое имя файла средствами системы программирования, следует переименовать файл средствами операционной системы.

3. По окончании работы над практической частью экзамена заполните «Перечень файлов с результатами выполнения заданий» (Приложение 2). Предъявите файлы организатору в аудитории.

4. При возникновении технических сбоев обратитесь к организатору в аудитории.

5. При выполнении практической части экзамена по информатике и ИКТ запрещается осуществлять любые действия, не связанные с выполнением заданий практической части экзаменационной работы, а также направленные на нарушение работоспособности компьютера.

Приложение 2

Перечень файлов

с результатами выполнения заданий

Сведения об участнике ГИА


Фамилия ____________________________

Имя ____________________________

Отчество ____________________________

Идентификатор ____________________________

Номер варианта ____________________________


Имена файлов с результатами выполнения заданий участником ГИА


Впишите имя файла, соответствующего заданию. Если задание не выполнялось, напишите слово «нет» или поставьте прочерк. Сведения, указанные в колонке «Имя файла» для каждого задания, заверьте своей подписью в колонке «Подпись участника ГИА».

Вы можете сдать решение только одного из двух заданий 20.1 или 20.2 по своему выбору.

Номер задания

Имя файла3

Подпись участника ГИА

Подпись ответственного организатора

19










20.1










20.2













1 Предложенный формат кодировки файлов не является обязательным. Может быть использован любой другой формат, позволяющий однозначно определить для каждого участника ГИА, в каких файлах сохранены результаты выполнения заданий данным участником.

2 Могут быть использованы и другие формы фиксации связи между участником ГИА и списком имен файлов с результатами выполнения заданий этим участником. При этом рекомендуется сохранить процедуру заверения перечня имен файлов одной или несколькими подписями участника ГИА.

3 <№задания>_<№варианта>_<Идентификатор ученика>. <расширение>.
Например, 21_124_5321.doc, где 21 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор ученика, doc – стандартное расширение