microbik.ru
1


РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению авторских программ

дополнительного образования детей


В настоящее время опубликован ряд рекомендаций по разработке авторских адаптированных, модифицированных программ.

К предложенному ниже материалу необходимо относиться, как к одному из вариантов технологии разработки авторской программы дополнительного образования детей.


Образовательную программу дополнительного образования детей можно рассматривать как:

- основной нормативный документ, обеспечивающий организацию качественного учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании;

- модель учебного курса, отражающую процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования.


Создание программы – процесс творческий и сложный требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа – наглядный показатель профессионального мастерства.

Приступая к созданию программы, следует исходить из того, что процесс разработки программы должен включать определенные этапы:

- поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы, выявлено, какой она должна быть;

- этап создания проекта программы;

- этап экспериментального преподавания, имеющий целью проверить правильность основных задач и частичных решений, отраженных в программе, откорректировать – в случае необходимости – ее элементы и отработать хотя бы в первом приближении методику работы;

- этап массового обучения.

Определив проблему, на решение которой будет направлена образовательная программа, автор предлагает путь ее разрешения, т.е. рождается замысел программы.

Необходимо учесть, что дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист;

  2. Пояснительную записку;

  3. Учебно-тематический план;

  4. Содержание изучаемого курса;

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

  6. Список литературы.

Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых, рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки дополнительной образовательной программы.


Чтобы работа педагога над главным документом превратилась в творческий процесс и носила научно-исследовательский характер следует обратиться к литературе.

Начиная работу с литературой, нужно приступить к составлению библиографии. Искать необходимые педагогические, научно-исследовательские источники следует, в первую очередь, в библиотечных каталогах и в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей опубликованных в текущем году. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в конце монографии, и списки цитируемой литературы в исследованиях по интересующим вопросам.

Таким образом, будет разработан один из разделов авторской программы – литература, в котором приводится список рекомендуемой и используемой литературы для педагога и детей (два списка). Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год изданий, номинация, иллюстрации.

^ Название программы – это ее лицо, визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким, привлекательным, отражающим содержание всей программы. Следует помнить, что через прочтение названия образовательной программы начинается знакомство с ней и с позицией автора.


^ Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.


В качестве цели программы обычно формулируется в самом обобщенном сжатом виде тот результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Цель программы может быть: глобального масштаба, общепедагогического, дидактического плана.

Основной целью программы может стать:

- удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей;

- создание возможностей творческого развития детей;

- приобщение детей к культурным ценностям и т.д.


Следующим шагом в работе над программой является определение задач, как путей достижения цели. Формулируя задачи, необходимо ответить на вопрос: «Как достичь цели?»

Их может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного, они должны соответствовать содержанию и методам предполагаемой деятельности.

При оформлении задач необходимо оперировать ключевыми словами, определяющими действие, например: оказать, развить, отработать, помочь, освоить, организовать и другими.

Важное место в авторской программе занимает разработка пояснительной записки.

^ Пояснительная записка должна раскрывать:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую, целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).


Следующий ответственный момент – составление учебно-тематического плана.

^ Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

- перечень разделов тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.


Оформить его рекомендуется в виде таблицы, в которой указываются:


№ п/п

Тема

Общее

количество часов

в том числе

Теоретический

Практический




например

16

6

10

В нижней части таблицы часы суммируются




Итого:

216

72

144

В программах сроком реализации более 1 года обучения тематический план составляется на каждый год, все остальные разделы программы могут быть общими.

Представляется целесообразным в объединениях по профилю которых проводятся достаточно регулярные тематические экскурсии, выделить последние отдельной графой в таблице.

Содержание программы дополнительного образования должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психологического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


и соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и т.д.);

- современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения индивидуальности, доступности, преемственности (результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).


Содержание дополнительной образовательной программы должно раскрываться через краткое описание тем (теории и практики) в том порядке, в котором они определены в тематическом плане.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов.

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.

По окончанию темы предусматривается итоговое занятие или часть занятия отведенного для подведения итогов.


^ Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, подход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.


^ Список используемой и рекомендуемой литературы:


1. Л.Н. Буйлова. Проектирование общеобразовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей – М.: ГОУ ЦРСДОД,
2003 г.

2. В.В. Белова. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования – М.: 2000 г.

3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

4. Б.А. Кирмасов. Технология подготовки авторских программ дополнительного образования – М.: МИРОС, 2003 г.

5. Методика проведения аттестации учреждений дополнительного образования детей (Приложение к журналу «Внешкольник»). Под редакцией Бруднова А.К. Выпуск 4. М., 1997 г.

6. Из опыта научно-методического обеспечения образовательного процесса – СПб., 1997 г.