microbik.ru
1

Родительское собрание «Выбор профессии - дело ответственное»


Цель: Расширить представления детей о различных профессиях

Оформление: мультимедийная установка, выставка сочинений "Моя будущая профессия", буклеты и брошюры с ЦЗН, выставка книг о профессиях, презентации профессий на компьютере, слайды.


Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

- Здравствуйте, уважаемые родители, учащиеся! Тема сегодняшнего родительского собрания «Выбор профессии - дело ответственное». Собрание наше необычное. Его мы решили провести вместе с детьми. Для этого мы разделились на 2 группы - на учащихся и на родителей.

Давайте подумаем: что такое профессия? Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Я думаю, что тема нашего разговора будет актуальной, потому что через пять с половиной месяцев девятиклассники покинут стены нашей школы. И перед родителями, и перед учащимися встанет вопрос: куда пойти учиться? Первое, что надо решить, - это какой путь избрать: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникумах, колледжах, профессионально-технических училищах, суворовском или нахимовском училищах и т. д.)?

Недавно девятиклассники писали сочинение на тему: «Кем я хочу стать?» Выяснилось, что многие пока не определились, куда пойдут после 9 класса, в каком учебном заведении дальше будут обучаться и какую профессию хотят выбрать, т. е. они не знают, кем хотят стать. И я думаю, что это родительское собрание поможет больше узнать о мире профессий.

Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «нужно», «смогу», «хочу».

Мир профессий обширен и многообразен. Число профессий неодинаково в разных странах. В России согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более 7000 названий профессий, хотя спросом пользуются несколько сот. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.

Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается:

  • на знаниях о мире профессий;

  • на знаниях о выбираемой конкретной профессии;

  • в изучении своих интересов;

  • в изучении своих способностей;

  • на знании своих сильных и слабых качеств;

  • в состоянии своего здоровья;

  • на учёте материальных условий семьи;

  • на учёте ситуации на рынке труда.


Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

Ошибки при выборе профессии:

  • неумение разбираться в своих способностях.



Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей):

• Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

• Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.

• Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

• Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.

• Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

• Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.

• Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.

• Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.

• Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

• Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.

• Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.

^ II. Информация по профориентации. Беседа с учащимися.

1. Более известные профессии.

а) в ходе беседы объяснение значений профессий: менеджер, дилер, аудитор, маркетолог, дизайнер.

2. Менее известные профессии.

Есть много других профессий, о которых слышали, но мало знаем. (Представление на мультимедийной установке названий профессий: андеррайтер, беби-ситтер, интервьюер, логистик (с рисунками) и разбор их значений).

- Сейчас посмотрим другую презентацию «Выбор профессии», где свои знания о профессиях можно дополнить.


^ III. Тестирование «Склонность к профессии»

- Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

^ 1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл(а) бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

^ 4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

^ 5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской

^ IV. Игра «Характеристика профессий»

- Давайте выясним, насколько вы много узнали о мире профессий. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)

2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)

3. самая волосатая (парикмахер)

4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)

5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)

6. самая смешная (клоун)

7. самая общительная (учитель, журналист)

8. самая серьёзная (атомщик)

9. самая умная (учёный, профессор)

10. самая белая (врач)

11. самая зубастая (стоматолог)

12. самая начитанная (библиотекарь)

13. самая требовательная (тренер)

14. самая высокая (монтажник-высотник)

15. самая быстрая (гонщик)

16. самая техническая (инженер-конструктор)

17. самая свободная (художник)

18. самая смелая (милиционер)

19. самая школьная (учитель)

20 самая опасная ( пожарник, спасатель)


^ V. Игра «Узнай по букве»

- А теперь сменим задание: я прошу вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор).

А - архитектор, артист, аппаратчик, автослесарь, аудитор, агент, адвокат, аллерголог

Н - наладчик, невропатолог, нарколог

Л - литейщик, лесник

С - слесарь, сварщик, сборщик, строгальщик, садовник, судья, строитель

Г - гонщик,

К - кондитер, крановщик, клоун, кузнец

Р - риэлтер, рабочий

VI. Заключительное слово учителя.

- Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!

На память о нашей встрече я хочу раздать вам, уважаемые родители, «Памятки родителям» и «Советы родителям».