microbik.ru
1


Рождественский вертеп.


«Ходил месяц с зарей по небу.

Святой вечер! Святой вечер!

Добрым людям на здоровье!

Заходил к пану, говорил ему:

«Накрывай столы, жди троих гостей!»

Святой вечер! Святой вечер!

Добрым людям на здоровье!»

Закончилась вереница новогодних праздников, прошли зимние каникулы. Кто-то провел их дома у телевизора, кто-то вел активный образ жизни, ну а кому-то эти праздничные дни подарили дополнительную возможность совершить путешествие, посетить дальние страны. Вот и наша семья решила не отсиживаться дома, а совместить приятное с полезным: и родственников навестить, и отснять старинный обряд колядования.

Путь наш лежал в село Раздоловка Артемовского района Донецкой области. Не буду скрывать, что это село – моя родина, здесь я родился и окончил школу. И именно здесь я собирался записать уникальный на сегодняшний день фольклорно-этнографический материал. Почему я не сделал этого раньше, спросите вы? Причина весьма банальна. С тех пор, как у меня появилось чудо техники – видеокамера, никак не удавалось вырваться из всем хорошо знакомого замкнутого круга: работа – дела – заботы – работа. В эти новогодние праздники повезло! И вот я у цели, камера настроена, фотоаппарат тоже, можно приступать! Но…

«С Рождеством Христовым!» Светлый праздник пришел в каждый дом 7 января и охватил духовной радостью
Введите текст
каждого из нас. Рождество в наши дни многие люди ждут с нетерпением. Ну а кому-то очень хочется принять участие в старинном, заново возрождаемом действе – колядовании. Святки! Святые вечера! Сколько шума, веселья, игр, забав, гаданий! Колядки, щедровки, вертепы – явление в современном мире не рядовое, а для городского жителя сродни музейному экспонату. И все же, сказать, что такое коляда, смогут многие. А вот что такое вертеп? Ответ на этот вопрос почти всегда повисает в воздухе. Мне, наверное, очень повезло родиться в селе, где эта традиция не угасала ни на один год, и я с малых лет имел возможность видеть каждый рождественский праздник в родительском доме колядующих, разыгрывающих вертеп! В моем родном селе празднование Рождества проходит с особым размахом. Дело в том, что местные жители в большинстве своем - переселенцы с Западной Украины села Лисковатое Дрогобичской области (ныне это территория Польши). Вместе с небольшим скарбом они привезли на донецкую землю огромный пласт своей культуры, частью которой и был вертеп. Возьму на себя смелость рассказать читателям краткую историю древнего народного театра.

Вертеп – это народный кукольный рождественский театр, пришедший на территорию Украины, России и Белоруссии из Польши, и был известен под разными названиями — вертеп, шопка, батлейка. Первоначальное значение слова вертеп – пещера, потаенное место. Наибольшее распространение он получил в XVII-XIX вв. Классический вертеп представляет собой переносной деревянный ящик. В полу сделаны прорези, по которым водили деревянных кукол. Излюбленным сюжетом народной драмы стали трагические события, происходившие, согласно христианской мифологии, в римской провинции Иудее. Узнав от волхвов о том, что в Вифлееме родился истинный царь иудейский — Иисус Христос, мнительный и жестокий правитель Ирод решил избавиться от божественного соперника. Но, не зная, в каком доме родился сын божий, «...послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Вертепные домики делали прежде, как правило, двух-, а то и трехэтажными, что как бы отражало ярусное деление мира на подземный, земной и небесный. Соответственно в верхнем этаже, или на «балкончике», игралась мистериальная часть представления, а в нижнем — светская: комическая или сатирическая. В XVIII веке во многих странах, в том числе и в России, из-за комической светской части представлений стали запрещать кукольный вертеп. Но люди, под видом колядующих, стали облачаться в одежды персонажей-кукол и продолжать разыгрывать сцены рождественской тематики. Так на свет появился живой вертеп, который в отличие от кукольного, просуществовал до наших дней. В России в XX веке в связи с уничтожением церковных традиций были забыты тексты живых вертепных представлений (с 1917 до 1980 не было опубликовано ни одного текста) и практические принципы вождения кукол. Казалось, что живой народный вертеп потерян навсегда, и только в музеях Москвы, Ленинграда и Киева сохранились его следы – ящики и комплекты кукол.

Но, как я уже говорил выше, мне посчастливилось родиться в селе, где традиция рождественского вертепа не только не угасла, а существовала и продолжает существовать поныне. Даже во времена страшных репрессий и гонений на церковь вертеп в Раздоловке жил своей жизнью. Люди шили костюмы, разучивали тексты, передаваемые из поколения в поколение, рискуя свободой. Приятно видеть, что традиция вертепа поддерживается молодым поколением. Все участники спектакля не старше 20 лет, а самому молодому участнику 14 лет. С давних времен считалось дурной приметой, если вертеп обходил чей-то дом стороной, а посему люди тщательно готовились к празднику. Пастыри, волхвы, Царь Ирод и его воины, еврей-шинкарь, еврей-мудрец, старец и, конечно же, ангел – все они из года в год 7 января в день Светлого Рождества Христова приносят в каждый дом «Благую Весть».


Погорелов В.В.

педагог дополнительного образования

МОУ «Гимназия №4»