microbik.ru
1

Интегрированные и совмещённые уроки.


Мы решили использовать такой путь построения учебно-воспитательного процесса, который бы позволил использовать преимущества малочисленных классов.


Работу начали с совершенствования урока. Теперь при знакомстве с новым материалом, мы придерживаемся следующей структуры урока:



  1. Оргмомент.

  2. Актуализация субъективных знаний.

  3. Постановка проблема.

  4. Открытие новых знаний.

  5. Первичное закрепление.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Повторение.

  8. Итог урока, рефлексия.

  9. Домашнее задание.



Во время оргмомента надо включить детей в учебную деятельность, правильно выбрать содержательное направление.

На этапе актуализации знаний предлагаем задания на повторение, которые необходимы для открытия новых знаний. Сначала предлагаем задания, которые дети могут выполнить, а последнее такое, которое вызовет у них затруднение из-за недостатка знаний.

Далее ставится проблема: где возникло затруднение? Почему возникло? Какова тема урока?

На следующем этапе урока дети должны самостоятельно решить проблему. Для этого учитель должен выбрать метод решения проблемы – подводящий диалог или побуждающий.

Если диалог побуждающий, то задаём вопрос: А какие у вас предложения? Дети выдвигают гипотезы, а учитель выбирает правильную. А если диалог подводящий, то ставим такую систему вопросов, которая последовательно подведёт детей к открытию нового знания. Далее составляем алгоритм действия.

При первичном закреплении идёт отработка полученных знаний. Работаем со «слабыми» детьми, т. к. «сильные» усвоили материал ещё на этапе открытия. Далее следует самостоятельная работа учащихся.

После самостоятельной работы пришло время включать новые знания в систему уже накопленных, но необходимо помнить, что ещё не все учащиеся хорошо владеют новыми знаниями.

Следующий этап – итог урока и рефлексия. Учителя обычно задают два вопроса:

-Что нового узнали?

-Где можете применить новые знания?

А вообще существует семь рефлексивных вопросов:

  1. Что делали?

  2. Как это делали?

  3. Что помогло это делать?

  4. Что мешало это делать?

  5. Что новое для себя узнали?

  6. Что из узнанного будете использовать в своей жизни?

  7. Что изменилось в результате деятельности?



Учитывая ограниченные возможности учителя в использовании новых, инновационных форм уроков, мы включаем в учебный процесс интегрированные и совмещенные уроки.

Что такое интегрированные уроки знают все учителя, поэтому подробнее мы остановимся на проведении совмещённых уроков.

Если при проведении интегрированных уроков объединяются один – три предмета, то совмещенные уроки объединяют два – четыре класса для проведения урока по какому-либо одному предмету, например, когда в школе обучается всего 15 – 18 детей, методика обучения которым требует большого числа учеников.

Уроки физической культуры предполагают игры двух команд (пионербол, волейбол, баскетбол), создание которых в классах с малой наполняемостью невозможно. Объединение учащихся, близких по возрасту, на урок позволит учителю организовать две команды хотя бы в неполном составе.

Уроки труда также требуют достаточно большой группы учащихся для обработки земли, посадки растений и уходу за ними. Уроки музыки включают хоровое пение и т. д. В ряде случаев целесообразно периодически объединять учащихся на уроки по литературе, языку, математике. Уроки внеклассного чтения становятся интереснее, если в работе участвуют не 2-3 ученика, а группа, так как рассказчику нужна аудитория слушателей, исполнителям ролей при драматизации произведений – зрители, а проведение викторин, литературных игр просто невозможно, теряет смысл в малой группе учащихся.

Объединение классов становится необходимым: и для эффективного использования на уроке таких средств обучения, как кино и телевидение. При просмотре специально снятых кинофильмов, например о развитии растения из семени, ученики младшего класса знакомятся с новым материалом, а ученики старшего класса повторяют ранее изученное.

Объединение классов целесообразно при организации уроков–зачетов, при тренировочных упражнениях, направленных на закрепление и углубление знаний, при организации занятий по отработке общеучебных умений на уроках развития речи.


Совмещённые уроки мы проводим, объединяя два класса, если тема урока совпадает. Причём у детей, которые изучали эту тему в прошлом году, появляется возможность выступить в роли учителей, объясняя новый материал младшим товарищам. Таким образом, мы решаем несколько задач: развитие коммуникативных навыков, умения действовать в нестандартных ситуациях, совершенствование общеучебных умений и навыков, сплочение школьного коллектива и др. Практика показала, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:

Обучение грамоте и письму.

Математика и природоведение.

Чтение – музыка – рисование.

Математика – труд

Природоведение – английский язык

Природоведение – труд - рисование.

Природоведение – внеклассное чтение.

Для совмещенных уроков удобно соединять 1 и 2 классы, 2 и 3 классы, 3 и 4 классы.


Посмотрите фрагмент совмещённого урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 и 3 классах. Тема урока: 1 класс – «Когда изобрели велосипед?», 2 класс - «Велосипед – как средство здорового образа жизни».


На уроках мы не требуем от учащихся так называемых полных ответов. Неполное предложение – это принадлежность разговорного стиля, оно имеет право на существование. Сам вопрос учителя уже предполагает, каким предложением ответит ребёнок – «полным» или «неполным».

Считаем, что если на уроке всё в порядке «с порядком», можно вообще обойтись без поднятых рук. Сигнал о желании ответить – глаза, мимика, какой-то жест. Но нельзя допускать, чтобы урок превращался в крикливый хор.


При планировании и организации интегрированных и совмещённых уроков мы учитываем следующие условия:


  • В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, а в совмещенном блоки знаний одного предмета по различной трудности. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

  • При планировании урока мы тщательно выбираем тип урока и структуру, методы и средства обучения, а также определяем оптимальную нагрузку различными видами деятельности учащихся на уроке.

  • Для интегрированных и совмещенных уроков характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.



Интегрированные и совмещённые уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенные преимущества:


  • Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся.

  • Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

  • Способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

  • Способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков.

  • Помогают систематизировать знания.

  • Способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.

  • Обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

  • Дают возможность побывать в роли учителя (характерно именно для совмещенных уроков), повторить пройденный материал.

  • Проведение интегрированных и совмещенных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.



Естественно, общее количество уроков, проведенных учителем в объединенных классах, должно совпадать с количеством уроков, которые он провел бы с каждым классом отдельно.


В классах возможен еще один вариант организации учебных занятий - соединений нескольких уроков в единый блок. Цели проведения таких уроков: уменьшение физической нагрузки на учащихся, повышение качественного уровня самого урока.


В начале учебного года мы распределяем, кто из учителей будет преподавать те или иные предметы совмещенных уроков (помимо тех уроков, которые он ведет в своем классе). Специализированные уроки (по музыке, по труду, физкультуре) проводят более подготовленные по данному профилю учителя. При включении в работу интегрированных и совмещенных уроков полезно составить календарно-тематический план на четверть (полугодие, год) и внести данные уроки в расписание.


В свободные урочные часы учителя занимаются методической работой, имеют возможность посетить уроки других учителей.


Но самое главное – в малочисленном классе должен работать хороший учитель. От его мастерства зависит все!


Семушина Елена Владимировна, учитель I категории.