microbik.ru
1

  • Сделаешь добро, добро найдешь - говорят удмурты.

  • Добро и собака не забывает - говорят мари.

  • Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары.

  • Доброта рождает доброту - говорили персидские мудрецы.

  • Добрый человек несет мир - говорят  русские.



  • Помни, что ты только человек!



  • Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.
    Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Человек не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Это особенно актуально для многонационального государства, каким является Россия.

  • Все мы разные . Мы даже здороваемся по разному:

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

  • помахать рукой;

  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).

  • Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

  • Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?

Эти и другие вопросы интересуют сегодня ученых, педагогов, психологов, родителей. Их решением мы займемся на заседании нашего “круглого стола”.

  • ^ Работа в микрогруппах

  • Класс делится на группы по 4-5 человек и каждой группе предлагается выработать своё определение толерантности, включая в него то, что, по их мнению, является сущностью понятия. Определение должно быть кратким.

  • ^ Подведение итогов дискуссии в классе

  • Представитель каждой группы знакомит с определением всех учеников. В процессе обсуждения ученики имеют возможность высказать своё отношение к полученным формулировкам (краткие формулировки записываются на доске представителем каждой группы).



  • Толерантность это:


  • 1. Сотрудничество, дух партнерства
    2. Уважение человеческого достоинства
    3. Уважение прав других
    4. Принятие другого таким, какой он есть
    5. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению
    6. Признание многообразия,
    бумага, фломастеры, маркеры.

  • - Что отличает каждое определение?
    - Есть ли в них что-то общее, что объединяет их?
    - Какое определение более удачное?
    - Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"
    Рекомендации для учителя:
    В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
    - Понятие "толерантность" имеет множество сторон
    - Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.



  • Определение слова «толерантность»

  • В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

  • Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).



  • Упражнение «Я подарок для человечества…»

  • Рассматривая слова А. де С. Экзюпери, написанные на доске, дети делают вывод, что каждый человек уникальная личность, что в чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. Учитель предлагает ученикам подумать над тем, что каждый из них действительно является «подарком» для человечества. Каждый ученик аргументирует своё утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я…» – и так каждый…


Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?


^ Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:

  1. ^ Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

  2. ^ Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

  3. ^ Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

  4. ^ Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.

  5. ^ Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур

  • Мир начинается с тебя -
    Об этом помни.
    В тебе живет цветок добра -
    Его не скомкай,
    Взрасти его сквозь ложь обид
    И слез ненастья
    И подари ему свою
    Любовь и счастье.
    И это чудо ты взрасти
    На благо людям.
    Одаришь радостью сполна
    Тех, кого любишь.
    Все, что сегодня приобрел,
    Возьмешь ты в завтра.
    Мир начинается с тебя -
    И это правда!




^ Задание «Эмблема толерантности»

Обобщение "Пишем поэму о толерантности"Все учащиеся получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый ученик на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: "толерантность - это уважение и уверенность в том, что у меня есть друзья во всем мире; "толерантность - это дружба и т.п.)
Затем все листы вывешиваются одним под другим на доске. Учитель зачитывает их один за другим как поэму.


Рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место….

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот  выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)

  • Как хорошо, что мы понимаем, что толерантности, как и математике, русскому языку, физике, рукоделию, приготовлению пищи и т. д., надо учиться.

  • Учиться понимать другого, не такого как мы. Учиться принимать иного, другого вероисповедания, цвета кожи, возраста. Выстраивать взаимоотношения, понимать другую культуру, хотя и пришедшую из разных религий, но основанную на самых главных общечеловеческих ценностях.