microbik.ru
1

Габелева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №5»


Словарная работа: новый взгляд


Словарная работа всегда определялась нами как важный этап в постижении учащимися русского языка. По окончании начальной школы пятиклассники воспринимают этот вид деятельности как работу со словами, которые нельзя проверить, а нужно непременно запомнить путем бесконечного и скучного механического заучивания. А ведь работа со словами может быть интересной, увлекательной и вместе с тем носить развивающий характер, главное – правильно организовать процесс. В данной статье описывается авторский подход к структуре словарной работы, позволяющий, на наш взгляд, повысить интерес учащихся к этому виду работы. В качестве примера представляем «Словарную работу» в пятом классе.

В структуре словарной работы мы выделяем три этапа – подготовительный, тренажёрный и проверочный.

^ Цель первого, подготовительного этапа – подобрать слова для дальнейшей работы. Этот этап, в свою очередь, состоит из двух частей.

Первая часть – работа с учебником. В Учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской, учебники которого используются нами в процессе преподавания русскому языку (5-9-класс), есть интересное задание – ЗСП. Работа со словами начинается на уроке: слова этой группы рассматриваются с точки зрения Значения, Строения, Правописания. Работа продолжается дома: эти же слова учащиеся должны прописать в тетради для таблиц (т/т), предназначенной для записи правил в виде схем. Схемы зарисовываются на так называемой «лицевой стороне» тетради, а с оборотной стороны тетради учащиеся в два столбика записывают слова, с которыми им предстоит работать самостоятельно.

Вторая часть первого этапа – поиск дополнительного материала. Уровень сложности данной работы зависит от возраста учащихся. Так, в 5-6 классах учащиеся имеют еще одну тетрадь – тетрадь для списывания, которая позволяет решать дополнительные обучающие и развивающие задачи: работа над почерком, развитие зрительной памяти через память тактильную. Данная тетрадь появляется в классе один раз в неделю – в день проверки. Учащиеся на неделю получают задание: списать одну страницу определенного учителем художественного или научного текста из учебников литературы, истории или словесности. Стоит отметить, что учащиеся сами должны определить, в какое время и сколько строк в день они будут списывать. В данных текстах, конечно же, встречаются интересные и незнакомые слова. Во время проверки домашнего задания на уроке русского языка слова сообщаются либо самими учениками, либо акцент на данных словах делает учитель. В 7-9 классах учащиеся выписывают такие слова после чтения текстов по литературе, словесности, а также учителем на доске вывешивается после каждой проверочной «Словарной работы» новый набор слов для самостоятельной работы дома. Самое главное, чтобы такая работа происходила не спонтанно, а систематично. Если учащиеся погружены в систему, то и организационные вопросы решаются автоматически.

^ Второй этап словарной работы – тренажёр. Этот этап определен нами как самостоятельный. В каждом домашнем задании есть запись – «сл/р.», которая определяет следующую структуру заданий:

1) прочитать вслух слова из т/т.;

2) выбрать «непонятные» с точки зрения толкования слова; выписать словарную статью с данными словами из толкового словаря (Примечание: учитель сам определяет количество таких слов, если же по утверждению ученика все слова ему понятны, он выписывает слова, решая другую задачу – отрабатывая точность формулировки);

3) выписать/прописать несколько слов выбирая в первую очередь те, написание которых вызывает неуверенность (Примечание: количество определяет учитель в зависимости от уровня класса, но не менее 10 слов).

^ Третий этап – проверочный. Цель данного этапа – проверить уровень сформированности умений, знаний и мыслительных операций, представленных в таблице.

Умения

Знания

(раздел лингвистики)

Мыслительные

операции

умение определить слово по толкованию

лексика

определение

умение определять часть речи и вычленять по отличительным признакам нужное слово

морфология

анализ, синтез, классификация

умение разобрать слово по составу

словообразование

выделение части

умение составить словосочетание по схеме, где одно из слов дано, другое же надо подобрать по смыслу или выбрать из данных, изменив часть речи

словосочетание

восстановление конструкции

умение подобрать синонимичное словосочетание или фразеологизм

фразеология

аналогия через анализ, тождество


Между первым и третьим этапами словарной работы может пройти некоторое, возможно, продолжительное время (примерно 2-3 недели). Этот временной промежуток учитель определяет в зависимости от уровня подготовки учащихся. Как любая проверочная работа, «Словарная работа» проводится 2-3 раза в четверть.

Из класса в класс уровень сложности работы повышается, добавляются вопросы по разделам лингвистики, которые также требуют систематической работы.