microbik.ru
1

Смоленская область

Хиславичский район

МОУ «Большехуторянская ООШ»





Материал подготовила:

Кухаренкова Светлана Вячеславна

учитель начальных классов,

высшей категории


2011

ЦЕЛЬ: формирование ценностных ориентаций учащихся в выборе жизненной позиции в условиях прогрессирующей наркомании

ЗАДАЧИ:

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

  • продолжить воспитание отрицательного отношения детей к наркотическим веществам;

  • выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ;

  • показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ;

  • выработать у учащихся негативное отношение токсикомании;

  • учить учащихся находить у одноклассников положительные качества личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Плакат со словами: “Умей сказать: “Нет!;

  • Плакаты “Воздействие наркотиков на человека”;

  • Выставка детских рисунков на тему: “За здоровый образ жизни”;

  • Мультимедийный проектор;

  • Музыкальная запись “Планета детства”.

УЧАСТНИКИ: учащиеся, родители

Ход классного часа

^ I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

( Заранее проводится анкетирование учащихся «Твоя жизненная позиция»)

II. ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП

  1. Организационный момент

а) Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

б) Определение эмоционального состояния присутствующих:

Ребята, Вам предлагаю жетоны разного цвета (красный, желтый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

^ 2. Введение в тему

Учитель:

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди  перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.
Л. Н. Толстой

- Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления.

- Ребята, что такое наркотики?

- Считаете ли вы, что использование наркотиков не приводит ни к чему плохому? Почему?

- Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь?

- Как вы думаете, почему подростки склонны к вредным привычкам?

- Ребята, а как вы думаете, можно ли наркоманию и токсикоманию назвать болезнью?

Наркомания – это тяжелая болезнь, неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека (особенно подростка) и оканчивающаяся преждевременной смертью.

^ 3. Просмотр плакатов о воздействии наркотиков на человека.

(Звучит музыка “Планета детства”)

4. Беседа после просмотра плакатов.

  • Когда Игорь впервые познакомился с действием наркотиков?

  • В какой ситуации появилось желание употребить наркотическое вещество снова?

  • Какие причины подтолкнули Игоря к этому?

  • Когда вам плохо, что вы делаете для улучшения самочувствия?

  • Трудно ли вам отказать кому-либо, если вас просят о чём-то? (Ответы детей)

5. Наша почта

- В адрес нашей школы прислали письма. Наша задача помочь разрешить возникшую проблему.

Письмо №1

«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась.  Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу.  Я вынуждена прятаться, сижу дома.

Что мне теперь делать?»

Письмо №2

«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними.

Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»

Письмо №3

«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.

Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»

^ 6. Сценка “Два персонажа”.

(Один ученик уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться).

Затем происходит обсуждение ситуации. Учащиеся предлагают свои варианты отказа. Делается запись на классной доске:

Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

^ 7. Обсуждение проблемы: “Самооценка, как регулятор поведения”.

Вначале проводится тестирование, причём учащимся не сообщается, что целью его является определение самооценки.

На экране предложены следующие качества:

  • беспечность

  • вспыльчивость

  • жизнерадостность

  • застенчивость

  • капризность

  • медлительность

  • мнительность

  • настойчивость

  • нервозность

  • осторожность

  • пассивность

  • смелость

  • терпеливость

  • увлекаемость

  • упрямство

  • уступчивость

  • холодность

  • нерешительность

  • энергичность

  • энтузиазм

(значение непонятных терминов разбираем)

Учащимся даётся такая инструкция: приведён ряд положительных и отрицательных качеств личности. Разделите страницу на три колонки следующим образом:

А) Идеал.

Б) Антиидеал.

В) Я – реальное

В первую колонку выпишите из написанного на экране списка те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют идеальной личности.

Во вторую колонку выпишите отрицательные качества, которыми идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.

В третью колонку выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы сами.

Теперь в третьем списке обозначьте знаком “+”, те качества, которые совпадают с идеалом, и знаком “ - ” те качества, которые совпадают с антиидеалом. Подсчитайте следующие значения:

Н – количество качеств, совпадающих с идеалом “+”.

М – количество слов в столбике “Идеал”.

Вычислите коэффициент К по формуле: К=Н:М.

Затем учащимся сообщается, что с помощью этого теста они определили свою самооценку, и предлагается проанализировать результаты, руководствуясь следующими критериями:

если К > 0.5 – самооценка завышена

если К< 0.5 – самооценка занижена.

Пределы нормы К от 0,45 до 0,55 - в этом случае самооценка считается адекватной.

“Самооценка как регулятор поведения”

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От неё зависит отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

Если самооценка занижена, то человек:

  • склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;

  • хуже приспосабливается к условиям жизни;

  • трудно сходится со сверстниками;

  • неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;

  • слишком критичен к себе;

  • имеет повышенный уровень тревожности.

При заниженной самооценке наркотические вещества могут стать для человека возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.

Если самооценка завышена, то человек:

  • слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;

  • не проявляет критичности и требовательности к себе;

  • ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;

  • теряет внутренний стимул для развития личности.

К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотических веществ.

Самый низкий риск употребления наркотических веществ у учащихся с адекватной самооценкой.

Если самооценка адекватна, то человек:

  • делает ошибки и учится на них;

  • принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;

  • исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;

  • пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;

  • с уважением относится к другим;

  • заботится о своём физическом здоровье.

^ 8. Выставка детских рисунков

Учащиеся показывают свои рисунки на тему: “За здоровый образ жизни” (о вреде наркотических веществ). Подводятся итоги. Называются лучшие детские рисунки.

^ 9. Музыкальный номер “Частушки”



Наркоманы, наркоманы,
Девочки и мальчики,
У вас красные глаза,
И трясутся пальчики.

Вы попробуйте, ребята,
Ни курить, ни выпивать,
А не то наши девчонки
Вас не будут уважать.

Пели, пели петухи,
Потом запели курицы,
Не пора ли, наркоманы,
Вам убраться с улицы.

Полюбила мальчика,
Думала приличный,
Оказался наркоман,
Хоть и симпатичный

Дядя Вова, наш сосед,
Выпил рюмку на обед,
Сел за руль своей машины
И наделал много бед.

Мы не любим наркоманов,
И курящих тоже,
Будут дети страшные,
Так на них похожи.


^ 10. Рассказ «Что же такое наркомания – болезнь или преступление?»

Разные ученые неодинаково отвечают на этот вопрос. Многие придерживаются золотой середины, признают, что чаще всего наркомания – и болезнь и преступление. Все наркоманы одновременно и больные и преступники! Наркоманы – новички чаще всего еще не преступники, но рано или поздно ими станут.

За последние 10 лет число наркоманов в России увеличилось в 9 раз.

В России регулярно употребляют наркотики 4 миллиона человек.

Хорошо ли этим людям? Я приведу вам несколько строк из дневника наркомана: « Я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей……… смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Больше не могу, и вот сейчас уколол себя. Вздох. Еще вздох. Легче! Вот…..вот…. мятный холодок под ложечкой. Этого мне хватит до полуночи. Потом рвота. Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество. Внешний вид: худ, бледен. Взвесился на больничных весах. Испугался, взглянув на стрелку. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы.

Так значит это болезнь? Но раб не будет бороться. Раба пугает сама мысль о необходимости борьбы. Он оправдывает свое бездействие тысячами аргументов. Многие убеждены, что нужно чуть ли не с детского возраста воспитывать у детей презрение и ненависть к тем, кто потребляет наркотики и алкоголь. [ 4, с. 59]

Токсикомания также относится к вредной привычке.

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Важным фактором в развитии зависимости является окружающая среда (социальная (особенно семья с характерным для нее стилем воспитания ребенка). Среди подростков – наркоманов велик процент тех, кто рос в неполных семьях или подвергался в детстве жестокому обращению.
^

Признаки употребления наркотических веществ


  • Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию

  • Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;

  • Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;

  • Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

  • Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положение сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;

  • Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз;

  • Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;

  • Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

  • Изменение речи: её ускорение, подчёркнутая выразительность или же замедленность, невнятность, нечёткость речи.

Как в нашей стране наказываются люди, способствующие наркомании. Приведу статьи из УК РФ:

Статья 224 Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических веществ. Срок до 15 лет.

Статья 225 Посев или выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Срок от 3 до 8 лет.

Разорвать прочный круг наркомании трудно. Но нужно разорвать – иного выхода нет. Как бы там ни было, нужно стоять за самую решительную борьбу с торговцами и наркоманами, самую беспощадную! [4, с.26]

^ 10. Звучит музыка “Планета детства”. На фоне музыки дети читают стихи.

Глупость ошибку повторит не раз,
Сделает это всем напоказ,
Глупость себя подведёт и друзей,
Пусть поумнеет она поскорей.

 Печально, коль тебе в делах
Вдруг без причин мешает страх,
Но может страх от бед сберечь,
Тогда ему ты не перечь.

В беду попасть совсем несложно
Тем, кто забыл про осторожность.
Ты осторожностью своей
Спасёшь себя, спасёшь друзей.

Внимание – друг наш надёжный, прекрасный,
Оно помогает заметить опасность,
Внимание доброе всем нам знакомо,
И наше внимание нужно любому.

 В дождь, в ураган, в нелёгкий час
Спасёт товарищество нас.
И вам запомнить с детства нужно:
Ведёт товарищество к дружбе.

^ III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. (Подведение итогов)

а) А теперь подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ?

Ответы детей:

  • внутренний самоконтроль

  • целеустремлённость

  • умение постоять за себя

  • умение обращаться за помощью к другим

  • умение прогнозировать последствия своих поступков

  • Умение сказать: “Нет!”

  • “Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности использования. Наркомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и новые более крупные дозы”.

  • “Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливается ни перед чем”.

  • “Наркомания ведет к понижению работоспособности, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подростки теряют ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация”.

  • Наркомания – это ловушка.

  • Наркомания – это самообман.

  • Наркомания – это медленное самоубийство.

  • Наркомания – это тюрьма.

  • Наркомания – это тяжёлые болезни.

  • Наркомания – это больной мозг.

  • Наркомания – это предательство.

  • Наркомания – это потеря всего.

  • Наркомания – это смерть.

В заключении мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.

Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.

Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист – в нем есть средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».

Купцы обрадовались старцу и улыбаясь повернулись к нему.

- Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?

Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»

Отошли люди от чужеземных купцов, задумались…

- Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас.  Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет.  И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.

б) Просмотр презентации

В качестве итога нашего мероприятия мне хотелось бы предложить вам просмотр презентации о наркомании и видеоролика.

Для родителей я подготовила памятки и буклеты (см. Приложение).

^ IV. Определение эмоционального состояния присутствующих:

Выберите себе жетон соответствующий вашему настроению.


Список литературы

  1. Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика. 1995

  2. Логинова Н.А. Детская тайна. – М.: Педагогика. 1999

  3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение. 2002

  4. Учебно – методическое пособие / под ред. профессора Костюченкова В.Н. Смоленск, 2005. – 118 с.






Анкета “Твоя жизненная позиция”

Мне 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 лет.

Пол: муж., жен. (подчеркнуть)



Вопрос

Да

Нет

Не знаю

1

Как ты считаешь, является ли наркомания распространенным явлением?

 

 

 

2

Знаешь ли ты какие-нибудь лекарственные (или иные) препараты, вызывающие наркоманию?

 

 

 

3

Приходилось ли тебе принимать наркотики?

 

 

 

4

Считаешь ли ты, что прием наркотиков приводит к крушению жизненных планов?

 

 

 

5

Нужно ли усиливать разъяснительную работу в этом направлении?

 

 

 

6

Помогает употребление алкоголя, сигарет, наркотиков налаживанию взаимоотношений с противоположным полом?

 

 

 

7

Пиво и сигареты являются наркотиками?

 

 

 

8

Следишь ли ты за своим здоровьем?

 

 

 

9

Что бы ты хотел узнать от специалистов о сохранении собственного здоровья? (Напиши свой вопрос)



^ Памятка родителям

«Десять заповедей любящих родителей»


1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он должен отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь – то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь, уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимание на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучайся, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.

9.Умей любить чужого ребенку. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

^

Памятка для родителей
«Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребёнок употребляет наркотики»


  1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Если вы уловили подозрительный запах, это ещё не означает, что теперь ваш ребёнок стал наркоманом. Найдите в себе силы спокойно во всём разобраться. Решите для себя, сможете ли вы справиться с ситуацией или вам необходима помощь. И постарайтесь с первых минут стать для своего ребёнка не врагом, от которого нужно скрываться, а союзником, который поможет справиться с надвигающей бедой.

  2. ^ Сохраняйте доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребёнком на равных, обратиться к взрослой части его личности.

  3. ^ Оказывайте моральную поддержку. «Мне не нравится то, что ты делаешь, но я всё же люблю тебя и хочу помочь», - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить внимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребёнка. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий и ещё помните, что сильнее всего на вашего ребёнка будет действовать ваш пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым сомнительным вещам, например, табаку, алкоголю. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими сильными, как наркотики.

  4. ^ Обращайтесь к специалисту. Если вы убедились, что у подростка ещё не выработалось зависимость, можно начать с психолога, которому вы доверяете. Стоит обсудить, какое поведение взрослого может помочь преодолеть кризис, а какое, наоборот, лишь будет способствовать наркоции подростка. Если вы почувствуете, что у вашего ребёнка уже сформировалась стойкая зависимость, не теряйте времени – обращайтесь к наркологу.
    Но для того, чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание самого подростка освободиться от зависимости. Наркомания – тяжёлое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребёнка может потребовать от вас серьёзных и длительных усилий.