microbik.ru
1

Совместная работа семьи и школы

в воспитании чувства патриотизма у школьников.

В современных условиях с особой остротой встала проблема воспитания у молодого поколения чувства патриотизма, гражданского долга, умения и готовности защищать Родину в минуту опасности. Перед самой молодежью время рождает новые задачи, ей предстоит освоить опыт «отцов» - старшего поколения и определить свою гражданско-патриотическую позицию в новых условиях. Учитывая эти факторы, муниципальной средней общеобразовательной школой №6 г. Азнакаево РТ была разработана программа воспитания и развития личности учащихся «Я – патриот». Целью программы является формирование и развитие патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли РФ и РТ в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Таким образом, стержнем деятельности нашего педагогического коллектива является формирование у подростков морально-психологических качеств, определяющих понятие патриот. Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту. В этом нелегком труде нам, учителям, было бы в двойне тяжелей без поддержки родителей. Только в содружестве с семьей школа может достичь определенных успехов. Как сказал Ш. Монтескье: «… лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

Семья и школа - два главных центра влияния на ребенка. И главным, конечно, является семья, родители. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательном процессе школы важное место. Она не ограничивается проведением родительских собраний. Цель работы с родителями в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь к организации жизнедеятельности класса, школы.

Вот уже более десяти лет в нашей школе проводится митинг, посвященный памяти выпускников-афганцев Н.Кандаурова и Е.Иванова. Ежегодно на митинге присутствуют

старшеклассники, учителя, родители Н.Кандаурова и Е. Иванова, родители – ветераны афганской войны, ветераны ВОв и другие уважаемые гости.

Кто-то мне скажет: «Нашли на чем воспитывать! Сколько невинных душ искалечила эта война! Какие же это герои и какую Родину они защищали?»

Да, у этих войн еще нет истории. И мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Ведь подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги.

Суровые испытания выпали на плечи многих юношей 80-х годов. Судьба их забросила в объятия войны, в объятия пламени. Они достойно выдержали эти испытания, проявив самые высокие черты человеческого характера: мужество, отвагу, любовь к Родине, любовь к родителям, чувство долга, чести, товарищества.

Вот я читаю строки: «…14 декабря. Банда душманов пыталась прорваться горными тропами через перевал… Оценив обстановку, командир роты вывал к себе разведчиков и поставил перед ними задачу: разведать подступы к более выгодному рубежу, чтобы с наступлением темноты захватить его.

Разведдозор, в котором был и пулеметчик Николай Кандауров, ушел на выполнение боевого задания. Внезапно на горной тропе завязался бой. Десантники сражались стойко, но силы были слишком неравными, кончались боеприпасы, ранен командир разведдозора.


Командование группой принял Н.Кандауров.

- «Всем быстро отходить»,- приказал он,- «я вас прикрою, ребята!». Рискуя собственной жизнью, он спасал жизнь боевых товарищей…

Перед атакой душманы открыли яростный огонь. Николая ранило в ногу. Каждое движение вызывало пронзительную боль, но еще целых 15 минут, истекая кровью и теряя сознание, мужественный десантник вел бой до последнего патрона.

Кончились гранаты. Последнюю он оставил для себя и окружавших его противников.

Душманы закинули автоматы на ремни и неспешно пошли к лежащему на снегу советскому воину…Вот он шевельнулся, затем повернулся на бок, попытался встать. Поднялся. Перед душманами стоял, покачиваясь от слабости, высокий, худощавый солдат…

Россыпь стреляных гильз и трупы лежащих душманов говорили сами за себя. Когда противники подошли вплотную, раздался оглушительный взрыв…».

Пауза. В зале – мертвая тишина.

В этот момент я всегда заглядываю в лица ребят. На их глазах – слезы. Даже у тех мальчишек, кого мы называем «трудными», на лицах – боль и состраданье.

Далее звучат стихи Галины Ивановны1, матери Евгения Иванова, который тоже погиб, исполняя свой воинский долг в Республике Афганистан. В этих стихах вся боль невыплаканных слез материнского горя:

Я эти строчки сочинила

В память о тебе.

Как ты служил в Афганистане,

В далекой стороне.

Служил мой сын в Афганистане,

Сложил там голову свою.

А я все жду, надеюся на чудо,

Не верю сердцу своему.

А сердце ноет, стонет, плачет,

Глаза не просыхают

День и ночь от слез.

Сама же знаю:

Сын то дома,

Его «Черный тюльпан» привез.

Далее звучат напутственные слова в адрес ребят от гостей митинга: родителей, ветеранов ВОв, «афганской» войны и др.

Такие мероприятия оставляют неизгладимое впечатление в сердцах учащихся. На многие вещи они начинают смотреть по новому: на своих родителей, Отчизну, на такие понятия, как «дружба», «честь», «долг», «война» и тд.

Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей.

Такими совместными мероприятиями, как этот митинг мы воспитываем в сегодняшних мальчиках будущих защитников Отечества. Ведь родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма. Мы не выбираем родителей, детей, Родину. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью.



1