microbik.ru
1 2 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №11

ГОРОДА ЛЕНИНОГОРСКА ЛЕНИНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА








Принята

на педагогическом совете

3.09. 2009г.

Программа развития

«Современные образовательные и информационные технологии как факторы формирования всесторонне развитой личности»

2009 год


Составители программы:

  1. Халикова Т.Р. - директор гимназии №11.

  2. Самигуллина В.М. - заместитель директора по вопросам национального
    образования.

  3. Зайдуллина Г.М. - заместитель директора по учебно-воспитательной
    работе.

  4. Алексеева И.К. - заместитель директора по воспитательной работе.



Содержание:

  1. Информационная справка о гимназии.

  2. Учебный план.

  3. Концепция программы развития:

  • Характеристика образовательного процесса.

  • Структура управляющей системы.

  • Реализация поставленных задач.

  • Основные задачи.

  • Знания и умения учащихся.

  • Учебный процесс.

  • Милли мәгариф һәм тәрбия.

  • Воспитательная система.

4. Программа развития по этапам.


Информационная справка о гимназии №11. Численность учащихся


  1. Численность учащихся



Начало 2005-06 учебного года

386 учеников

Начало 2006-07 учебный год

381 учеников

Начало 2007-08 учебный год

361 учеников

2. Распределение учащихся по сменам



Число смен 1 -я

Распределение классов по сменам 1-11 классы

3.Количество классов по ступеням

Ступень



Количество гимназических классов



Количество общеобразовательных классов

2005-06

2006-07

2007-08

2005-06

2006-07

2007-08

Класс

Кол-во

Класс

Кол-во

Класс

Кол-во

Класс

Кол-во

Класс

Кол-во

Класс

Кол-во

I

8

134

8

137

6

130

-

-

-

-

-

-

II

8

157

8

151

10

185

1

13

1

7

-

-

III

3

48

3

51

1

22

2

34

2

29

2

20

4. Характеристика учителей по категориям



Образование и категория

Количество учителей

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Всего учителей

41

33

42

40

1. высшее образование

38

30

33

33

2. средне-специальное

3

3

6

6

3. нет педагогического образования

-

-

-

-

4. вторая категория

19

17

16

11

5. первая категория

8

9

15

16

6. высшая категория

3

4

5

5

7. Награды:

4

6

7

8

А) «Отличник просвещения»

-

-

-

-

Б) «Заслуженный учитель РФ»

1

1

-

-

В) «Почетный работник общего
















образования РФ»

1

1

1

2

Г) Нагрудный знак «За заслуги в













образовании РТ»

1

1

1

1

Д) Медаль «1000-летие Казани»

-

-

1

1

Е) Победитель ПНПО - 2007 г.

-

-

-

-

Ж) Почетная грамота МО и Н РФ

-

1

1

1

3)Почетная грамота МО и Н РТ

1

2

3

3

5. Количество учителей






2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

1. Общее

41

34

42

40

2. Женщин

40

32

41

40

3. Мужчин

1

1

1

-

4. Средний возраст:













20-30 лет

-

1

1

3

30-40 лет

17

17

12

8

40-50 лет

18

10

18

20

50-60 лет

6

6

И

9

5. Совместители

1

1

3

3

6. Стаж работы учителей

Стаж работы

Количество учителей




2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

до 3-х лет

_

1

1

3

3-5 лет













5-10 лет

5

3

3

2

10-15 лет

1

4

6

5

15-20 лет

18

11

13

11

Более 20 лет

13

12

16

18

Более 30 лет

4

3

3

1

7. Состояние материально-технической базы

Залы, кабинеты, мебель, оборудование, техника

Количество

Оптимальное состояние

Допустимое состояние

Критическое состояние

1. Спортивный зал 2. Кабинет ритмики

2 1

+

+




3. Тренажерный зал

1

+







4. Актовый зал

1




+




5. Мастерские

1




+




(столярные)













6. Кабинеты:













Русского языка

3

+







Математики

3




+




Химии

1




+




Физики

1




+




Иностранного языка

2




+




Начальных классов

8

+







Обслуживающего труда

1

+







Профориентации

1










7. Столовая

1




+




8. Телевизор

4




+




9.Кодоскоп

2




+




10. Компьютеры

16




+




11. Музыкальный центр

2




+




12.Видеомагнитофон

3




+




8. Здоровье детей



Учебный год

Практически здоровы

С хроническими заболеваниями

С понижением веса

2004-2005

381

8

-

2005-2006

376

10

-

2006-2007

372

9

-

2007-2008

354

7

-

9. Характеристики социального статуса семей учащихся

Количество семей детей, обучающихся в образовательном учреждении - 361

Из них:

Полных - 260

Неполных - 96

Многодетных (4 ребенка и более) - 2

Многодетных (2-3 ребенка) - 33

Имеющих детей под опекой - 3

Семей «Группы риска» - 2

Имеющих детей-инвалидов - 4

Малообеспеченных - 46

Имеющих детей-сирот -3


10.Характеристика социума



Население микрорайона

Окружение школы

1. Рабочие (60%)

Елабужский Государственный

2. Служащие (40%)

педагогический университет, Дом




детского творчества, Лениногорское




музыкально-художественное




педагогическое училище, Дом Культуры




им. Калинина, Центр дополнительного




образования, кинотеатр «Космос»,




музей




Боевой Славы, Детско - юношеская




спортивная школа № 1

11 .Творческие контакты: Елабужский Государственный педагогический университет, Лениногорское музыкально - художественное педагогическое училище, профессиональный лицей -32, Лениногорский нефтяной техникум, профессиональное училище-14.

12.Внеурочная воспитательная работа



Виды дополнительного образования

Количество (человек)

Танцевальный кружок

45

Драм.театр «Айсылу»

54

Ансамбль «Карлыгач»

16

Ансамбль «Сэйлэн»

18

ИЗО кружок

30



Концепция развития гимназии


Цель гимназии - формирование широко образованной личности учащегося как интеллектуального потенциала общества на основе усвоения им духовной и материальной культуры человечества; углубленное изучение конкретной области знаний с помощью профильного обучения.

Задачи развития:

  1. Развитие индивидуальных способностей каждой личности.

  2. Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию.

  3. Развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

Задачи обучения:

  1. Усвоение основ наук всеми учащимися в соответствии с базовым
    компонентом на уровне государственных стандартов и выше.

  2. Формирование общеучебных умений и навыков на уровне, позволяющем
    продолжать образование после завершения обучения в гимназии.

  3. Подготовка учащихся гимназических классов к продолжению образования в
    высшей школе, к творчеству в различных сферах деятельности.

  4. Формирование умений и навыков самообразования и научно-
    исследовательского труда.

Задачи воспитания:

1. Воспитание высоконравственной, культурной, духовно богатой личности,
глубоко уважающей историю, культуру, обычаи и традиции своего народа.

2. Формирование готовности и умений вести здоровый образ жизни.

^ I. Характеристика образовательного процесса.

Начальная школа.

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимы:

  • расширение прав ребенка и родителей,

  • уважение к личности ребенка,

  • учет образовательных интересов каждого ученика,

  • соответствие образовательного процесса возрасту,

  • обеспечение полноценного психического и физического развития,

  • охрана здоровья детей.

Приоритетом обучения в начальной школе является направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка. Основной формой проявления этих качеств является учебная самостоятельность (умение учиться). Образовательный процесс в младшей школе нацелен на становление учебного сообщества, т. е. группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога: не давать в готовом виде образцы действия, а помогать выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения.

Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребёнка сотрудничать с другими людьми, но и для самостоятельности каждого ученика.

Образовательная программа школы, предметно-пространственная среда в младших классах, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с учителями начальной школы способствуют гуманизации образования.

Основная школа.

Целью общего образования является создание условий для формирования у ребёнка нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации.

Применительно к основной школе эта цель образования конкретизируется как следующий результат образования: сформированность способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.

Условием достижения этой цели является построение основной школы на основе множественности видов деятельности ребёнка. Структурообразующим принципом является формирование у ребёнка проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.

Проектная деятельность даёт ребёнку возможность отличить пробу от результативного действия. Возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Таким образом проектная организация основной школы задаёт условия для реализации основных направлений Стратегии модернизации общего образования:

  • интеграция учебного содержания,

  • развитие пользовательских навыков в информационных технологиях,

  • формирование коммуникативных компетентностей (в сфере родного и
    иностранных языков).

Организация учебного процесса эффективна, если в гимназии создан особый уклад, который строится как совокупность строго не регламентируемых взаимопроникающих образовательных пространств. Эти пространства оформляются в процессе разработки норм и правил жизни в этих пространствах. Они подвижны и изменяемы в зависимости от образовательных ситуаций. В частности, оформление этих пространств происходит в связи с созданием и деятельностью органов школьного самоуправления, то есть с возникновением социально-правовой среды. Участие в нормотворчестве гимназии даёт ребёнку опыт действия в правовой сфере и является основной формирования социальной компетентности.

Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.

Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как:

  • социальная компетентность - способность действовать в социуме с
    учётом позиций других людей;

  • коммуникативная компетентность ~~ способность вступать в
    коммуникацию с целью быть понятым;

предметная компетентность - способность анализировать и действовать
с позиций отдельных областей человеческой культуры.

Образовательный процесс, построенный сообразно динамике возрастного развития в основной школе , обеспечивает следующие результаты - подросток:

  • видит и понимает ценность образования, мотивирован к его
    продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных
    особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;

  • обладает соответствующими компетентностями, позволяющими ему
    успешно социально адаптироваться;

  • обладает определённым социальным опытом, позволяющим ему
    ориентироваться в окружающим его быстроменяющемся мире и
    взаимодействует с окружающими людьми;

  • умеет делать осознанный выбор, по крайней мере, на уровне той
    информации и того опыта, который у него имеется, и несёт
    ответственность за него.

Старшая школа.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности подростка, а с другой стороны, реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодёжи.

Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, который с необходимостью должен включать в себя:

  • индивидуализированные формы учебной деятельности,

  • выработку проектно – исследовательских навыков,

  • самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего
    направления
    собственной деятельности,

• чётко определённое с этической точки зрения коммуникативное поле.
«Выпадение» из образовательного процесса любой из этих составляющих
обесценивает его основную сущность и содержание.

^ II. Структура управляющей системы

Управление гимназией осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» и Уставом гимназии на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Проектирование оптимальной системы управления образовательным учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.

Обновление организационной структуры управляющей системы необходимо для реализации программы развития гимназии. В основу положена пятиуровневая структура управления.

Первый уровень структуры - уровень директора (по содержанию - это уровень стратегического управления). Директор гимназии определяет совместно с Советом школы стратегию развития гимназии, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития профильной гимназии.

На втором уровне структуры (по содержанию - это тоже уровень стратегического управления) функционируют как традиционные субъекты управления: педагогический совет, общественные учительские организации, школьная конференция, так и вновь созданный совет школы вместо ранее действовавшего родительского комитета.

Высшим коллективным органом управления гимназией является общешкольная конференция представителей педагогического коллектива, родителей, общественности и учащихся, которая проводится один раз в два года, принимая важнейшие решения по различным направлениям.

В период между конференциями в роли органа управления выступает Совет школы, который решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, детского питания, развития материальной базы гимназии, принимает участие в развитии учебного заведения.

Педагогический совет - коллективный орган управления гимназией, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития профильной гимназии, рассматривает проблемы, подготовленные научно-методическим советом, административным советом, администрацией гимназии, несет коллективную ответственность за принятые решения.

Общественные учительские организации в настоящее время представлены профсоюзным комитетом гимназии, который принимает участие в организации жизнедеятельности педагогического коллектива, стоит на защите прав учителей.

Третий уровень структуры управления (по содержанию - это уровень тактического управления) - уровень заместителей директора. Этот уровень представлен административным советом, научно-методическим советом, малыми педагогическими советами, аттестационной комиссией и, в связи с переходом гимназии на самофинансирование, бухгалтерией.

В административный совет входят директор и его заместители. Он координирует деятельность администрации, подводя итоги и внося необходимые коррективы в процесс реализации программы развития гимназии. Собирается еженедельно, подчиняется директору гимназии.

Научно-методический совет — коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители МО, творческих групп, представителей ШНОУ, научные руководители инновационных проектов. Возглавляет НМС заместитель директора по научно-методической работе. НМС руководит работой творческих групп учителей, методическими объединениями, НОУ, является главным консультативным органом гимназии по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности коллектива. НМС подотчетен педагогическому совету, несет ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию.

Малый педагогический совет решает конкретные задачи. По форме это совещание учителей - единомышленников, объединенных решением одной педагогической задачи, требующей коллективных действий. Руководство малыми

турнира, праздника), объединяют в группу детей разного возраста. Деятельность их основывается на методике коллективной творческой деятельности.

Классные органы самоуправления организуют внеурочную работу внутри класса, согласуя свою деятельность с советом старшеклассников. Направляет работу детей классный руководитель.

^ III. Для реализации поставленных задач необходимо:

1 .Создание психологической службы гимназии, в задачи которой входит: -Структурирование и разработка технологий педагогико - психологической диагностики методов воздействия и программ развития учащегося, обучения с учетом особенностей возраста и профиля обучения; -Создание системы диагностики и психологического сопровождения учащихся при организации профильного обучения.

2. Учебная деятельность:

-обучение учащихся гимназии с максимальным использованием возможностей интегрированной городской образовательной среды;

-ведение факультативов и кружков для учащихся различных школ города в области фундаментальных дисциплин;

-организация обмена опытом и повышения квалификации преподавателей школ города в области фундаментального образования в интегрированной городской образовательной среде;

-предоставление возможности выхода в мировое образовательное про­странство (в т.ч. через INTERNET преподавателям и учащимся различных средних учебных заведений.

3.Научно-исследовательская деятельность учеников и учителей гимназии как следствие общей образовательной среды сотрудничества.

В целях комплексного развития творческих способностей, повышения эффективности методов обучения и воспитания, создания программы самоорганизации развития и осознанного выбора будущего образования необходимо создание системы, инициирующей и стимулирующей научно-исследовательскую работу учителей и учащихся через сотрудничество.

С этой целью:

  • Организация учебного процесса: выбор системы спецкурсов, тематики
    самостоятельных исследований, проектов, клубная работа по
    интересам, научно-экспериментальная деятельность учителей,
    учеников.

  • Участие в творческих конкурсах международного, российского,
    регионального и муниципального уровней, олимпиадах.

педагогическим советами, координация их деятельности - одна из обязанностей заместителя директора по УВР.

Аттестационная комиссия создается с целью аттестации педагогических работников гимназии, изъявивших желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «Учитель 2 категории». Состав утверждается приказом директора гимназии. Возглавляет аттестационную комиссию заместитель директора по УВР.

Бухгалтерия - новое структурное подразделение, созданное в связи с переходом гимназии на финансовую самостоятельность, осуществляет полный финансовый расчет функционирования и развития гимназии. Совместно с директором гимназии отвечает за состояние финансовой дисциплины. Подотчетна директору гимназии.

Служба АХЧ оказывает помощь в организации образовательного процесса, обеспечивает функционирование и развитие гимназии, занимаясь материально-техническим оснащением учебного заведения. Руководит службой АХЧ заместитель директора по хозяйственной части.

Заместитель директора по научно-методической работе организует инновационную деятельность в гимназии: готовит программу развития гимназии, программу эксперимента, организует опытно-экспериментальную работу. Осуществляет связь с вузами города, другими инновационными учебными заведениями. Возглавляет работу научно-методического совета. Вместе с директором гимназии несет ответственность за обеспечение процесса развития гимназии.

Заместители директора по учебно - воспитательной работе осуществляют
управление функционированием гимназии: контролируют выполнение

государственных стандартов образования, отслеживают уровень сформированности общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования, уровень обученности и обучаемости учащихся. Руководят работой методических объединений, педагогических консилиумов, несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в гимназии.

Заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог организуют внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления. Контролируют состояние воспитательной работы в гимназии, отслеживают уровень воспитанности учащихся, работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечают за связь с внешкольными учреждениями.

Четвертый уровень организационной структуры управления - уровень учителей, функциональных служб (по содержанию - это уровень оперативного управления).

Методические объединения - структурные подразделения методической службы гимназии, объединяют учителей одной образовательной области. Руководитель МО выбирается из состава членов МО и утверждается директором гимназии. МО ведет методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ результатов образовательного процесса. МО имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с методическим советом гимназии и в своей работе подотчетно ему.

Творческая группа учителей - временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта. Подотчетна НМС.

Педагогический консилиум предназначен для изучения личности каждого ребенка и коллектива класса с целью определения их реальных учебных возможностей и уровня воспитанности. На консилиумах принимаются решения о совместных действиях по ликвидации пробелов в знаниях и умениях, по повышению уровня воспитанности, по конкретной роли каждого учителя в реализации рекомендаций консилиума. В состав консилиума входят руководитель консилиума (зам. директора по УВР), психолог, школьный врач, педагоги.

Психологическая служба предназначена для организации помощи педагогам в решении проблем дифференциации образовательного процесса гимназии. Проводит психолого - педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе на более высокую ступень образовательной системы, выполняет профориентационную и профконсультационную работу, способствующую осознанному выбору учащимся профиля обучения с учетом их интересов, способностей и возможностей. Обеспечивает профилактическую психокоррекционную и консультативную работу с учащимися и их родителями. Подотчетна НМС.

Медицинское обслуживание обеспечивается медицинским персоналом, специально закрепленным органами здравоохранения за гимназией. Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся. Совместно с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.

Пятый уровень организационной структуры - уровень учащихся. По содержанию - это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления. Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления.

ШНОУ (школьное научное общество учащихся) - творческое объединение гимназистов, занимающихся в кружках, научных секциях, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства под руководством преподавателей вузов и педагогов гимназии. Руководит работой ШНОУ научно-методический совет гимназии. Текущую работу осуществляет заместитель директора по НМР, руководители МО.

Совет старшеклассников - орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся. Курирует работу совета старшеклассников заместитель директора по ВР.

Советы коллективных творческих дел - временные объединения гимназистов, созданные для проведения конкретного мероприятия ( месячника,

  • Организация и проведение научных конференций учащихся гимназии,
    участие в районной и краевой конференциях НОУ, участие в
    студенческих конференциях с международным участием.

  • Организация изданий научно-исследовательских сборников работ
    гимназистов и учителей, иных творческих достижений и результатов
    учебной научной деятельности.

  • Организация освещения научной деятельности учащихся и учителей
    гимназии через СМИ и возможности компьютерных сетей.

  • Укрепление библиотечного фонда научной литературой,
    мультимедийными продуктами.

4. В направлениях учебно-воспитательной и воспитательной работы гимназии необходимо:

  • Развитие системы воспитания через совместную деятельность
    учителей и учащихся.

  • Укрепление созданных в гимназии традиций, создание новых
    атрибутов, традиционных творческих дел, эмблематика гимназии.

  • Развитие системы самоуправления учащихся.

  • Активизация роли родительского комитета.

  • Участие гимназии в творческих конкурсах, спортивных и иных
    творческих мероприятиях, программах.

  • Организация летних профильных лагерей.

5. Стабилизация инновационного развития гимназии требует изменения стиля управления структурой организации по реализации плана действий, системы планирования.

Для этих целей необходима организация администрации, кафедр, руководителей

структурных подразделений по:

  • созданию атмосферы большего взаимопонимания, компетентности
    принятия решений и реализация программных мероприятий,
    самокритичности и дискуссионности обсуждения концептуальных
    идей;

  • освоение командного способа работы на разных уровнях управления.

  • осуществление контроля со стороны администрации, кафедр и
    действенная помощь в реализации плана действий и программ развития
    всех творческих объединений и педагогов гимназии.

  • созданию информационного и программного обеспечения:
    информационной базы данных, использование компьютерных
    технологий, хранение и обработки информации, планирования и
    анализа деятельности гимназии, использование информационной сети и
    электронной почты.

^ IV. Основные задачи.

Формирование жизнеспособностей и трудолюбивой личности, способной к саморазвитию, получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

Мы учим наших ребят:

  • уважать дом, семью окружающих, культуру;

  • ценить красоту, добро, здоровый образ жизни;

  • мыслить критически, творчески;

  • уметь ставить цель, планировать деятельность, получать информацию;

  • принимать решение и нести ответственность за их выполнение;

  • быть терпеливым, толерантным, корректным в отношениях;

  • овладевать навыками поискового мышления;

  • формировать волевые качества, эмоциональную устойчивость.

Содержание образования в гимназии определяется на широкой гуманитарной основе по программам основного и общего среднего образования повышенного уровня сложности, на старшей ступени - профильного предметного обучения при условии общей гуманитаризации.

Гуманитаризация гимназического образования обеспечивается:

  • расширением программ традиционных предметов (татарского языка и
    литературы);

  • изучение арабского языка и иностранного языка со 2-го класса;

  • введение новых предметов и курсов, способствующих общекультурному
    развитию личности, формирующих мировоззрение, гуманистическое
    сознание.

Вариативность учебного плана гимназии реализуется за счет:

  • индивидуального набора предметов и курсов из каждого модуля,
    обеспечивающих интеллектуальное и нравственное развитие личности;

  • использование новых программ, отвечающих требованиям
    интегративно - гуманитарного подхода;

  • введение профильных предметных программ на старшей ступени обучения.

^ V. Знания и умения, которыми должны обладать учащиеся, заканчивающие гимназию

9 класс 11 класс

1. Умение изложить некоторую 1. Умение работать со всем комплектом
определённую совокупность знаний, учебников, научной и критической

литературой, умение составлять конспекты, рефераты, статьи, сообщения, рецензии, отзывы.

2. Умение работать со справочной 2. Умение перестраивать знания
литературой, каталогом. (полученные в процессе обучения) во времени

и пространстве.

3. Владение мыслительными 3. Умение с позиций научных знаний

операциями: абстракции, сравнения, объяснить явления, закономерности, законы, обобщения.

4. Умение объяснить факты, 4. Умение определять свою позицию,
явления, их взаимосвязи и

взаимообусловленность.

  1. Умение формировать убеждения, 5. Умение организовывать и участвовать в
    доказывать и отстаивать идеи. совместной работе.

  2. Обладание навыками поведения в 6. Умеет критически относиться к средствам
    обществе массовой информации.

7. Умеют взвешивать свои 7. Знает проблемы общества и свои личные,
способности и возможности, осознает ответственность за их решения,
оценивать действия.

8. Умеют организовывать свою 8. Соблюдает законы государства, в котором
работу. живет.

9. Заниматься физическим 9. Умеет оценивать свои возможности и
совершенствованием, следить за способности.

своим здоровьем.

10. Знает возможности 10. Способен отвечать за свои решения и
своего дальнейшего образования. взятые на себя обязательства.

11. Умеет пользоваться
компьютером, как средством труда.

12. Ценит искусство.

13. Умеет соотносить свои
способности и возможности при
выборе дальнейшей учебы,
профессии, работы.

^ VI. Учебный процесс

6.1. Учебный процесс ведется по традиционной классно-урочной системе.

6.2. Учебный процесс ведется по предметной системе в соответствии с
расписанием.

6.3. Учебный процесс организуется по ступеням:
1 -4 классы -1 ступень

5-9 классы - II ступень 10-11 классы - III ступень

6.4. Учебный год делится на учебные четверти во всех классах. Учащиеся 9 и 11
классов - выпускные и государственные экзамены.

6.5. С целью развития учащихся, привития интереса, учителя-предметники
проводят внеклассную работу по предмету согласно общешкольного плана работы.
В гимназии работают кружки и группы продлённого дня, цель которых развить и
дополнить выбранные гимназией направления (математический, литературный,
учёба в колледже, информатика), через внеклассную работу дать возможность
учащемуся проявить себя в различных видах деятельности (бальные танцы,
спортивные секции, кружок ИЗО, хор, вокальный ансамбль).

  1. Ведение дневников для учащихся 2-11 классов обязательно.

  2. Не реже 1 раза в месяц родители всех учащихся письменно оповещаются об
    успехах в учебном процессе.

6.8. Работники библиотеки своевременно осуществляют заказ учебников,
информируют о новинках, организуют выставки, информационные дни,
посвященные знаменательным датам, государственным праздникам, пополняют
фонд библиотеки литературой, периодикой. Оказывают помощь классным
руководителям в подборе материала к классным часам, внеклассным мероприятиям.

6.9. Рабочие планы составляются по полугодиям или на год. В них должны быть отображены следующие разделы:

  • Тема. Подтема

  • Количество часов

  • дата (или учебная неделя)

  • Основные понятия

  • Предполагаемый результат обучения

  • Учебный материал (основной и дополнительный)

  • Межпредметные связи

  • Контроль (проверочные учётные работы, тесты)

В зависимости от специфики предмета в структуре рабочего планирования возможны некоторые изменения. Как правило, в рабочих планах учителей иностранных языков выделяются такие виды деятельности как слушание, говорение, письмо, чтение. Учителя физики, химии, природоведения и др. указывают отдельной графой в своем рабочем плане также проведение лабораторных или практических работ.

6.10. На основании рабочего плана учитель составляет к каждому уроку поурочный план, в котором должны быть отражены тема, формы и методы проведения уроков. Классный руководитель имеет план работы с классом, в котором отражены следующие графы:

  • дата (по неделям)

  • классные часы

  • классные мероприятия

  • общешкольные мероприятия

  • работа с родителями

  • индивидуальная работа (работа с активом).

6.11. Учитель, имеющий нагрузку «ставка» или больше, проводит консультации для учащихся в объёме не менее 2 часов в неделю. Учитель, имеющий нагрузку меньше ставки, проводит консультации для учащихся в объёме не менее 1 часа в неделю. Цель консультации - оказание помощи учащимся в учёбе (сильным учащимся, учащимся, отсутствующим длительное время, а также учащимся, имеющим трудности в учёбе). График консультаций вывешивается в доступном для учащихся, родителей, классных руководителей месте в течение первой недели сентября. Об изменении даты проведения консультаций учитель ставит в известность завучей. Проведение консультаций является частью должностных обязанностей учителя и проводится в обязательном порядке согласно графику. Причиной не проведения учителем консультации является отсутствие работника на рабочем месте.



следующая страница >>