microbik.ru
1

Современные требования к качеству музыкально-образовательного процесса.


В последнее время возросло требование к качеству образования детей. Для нас, музыкальных руководителей, это «качество музыкального образования». Это, прежде всего, отношение цели и результата. Каков же должен быть результат? Каковы ожидания потенциальных «заказчиков»?

Во-первых – это родители. Кто-то возлагает серьёзные надежды на детский сад в плане развития музыкальных способностей ребёнка, его подготовку к музыкальной школе, кто-то ждет привлечения детей к выступлениям на праздниках, конкурсах и фестивалях с целью самореализации, как самих родителей, так и их детей, кто-то ожидает просто развлечения для ребёнка, игру и полезную забаву.

Во-вторых, заказчиками являются органы управления образования, администрация и коллектив ДОУ. К сожалению, здесь много противоречий. С одной стороны – провозглашение гуманных целей, ориентированных в первую очередь на ребёнка, его личностное развитие, а на деле – требование яркости, внешней эффектности и подготовленности праздничных утренников.

В-третьих, социальными заказчиками являются школа и общество в целом. Школа и общество ждёт детей, музыкально подготовленных таким образом, чтобы наши воспитанники, прежде всего, были открыты прекрасному искусству звуков, чтобы у них были воспитаны творческая активность, духовные и нравственные идеалы. Но как определить, что именно к этим целям приближаются результаты музыкального воспитания в детском саду? Это – диагностика, определение эффекта педагогического воздействия. Можно выделить три группы определений эффективности образования:

1. Результаты, которые определяются количественно.

2. Результаты, которые можно определить описательно или в виде бальной шкалы (В – высокий, С – средний, Н – низкий).

3. Результаты, которые невозможно легко и явно обнаружить (эмоциональную отзывчивость на музыку и т.д.)

По отношению к определению результатов, где преобладает значимость качественных характеристик целостного развития личности ребёнка, нужно отметить особую сложность фиксации и относительность оценки этих результатов. Точных критерий оценки качества музыкального образования нет.

Не смотря на все сложности жизни, музыкальное воспитание остается более успешным в детском саду. Действительно, музыкальные руководители, как правило, влюблённые в свою профессию, относятся не как к средству заработка, а как к любимому занятию. Возможность творчески работать, общаться с детьми, постоянная «погруженность» в мир музыки, игры и сказки, по-видимому, компенсирует многие негативные стороны жизни, помогает педагогам найти эмоциональное равновесие, постоянно подпитывает интерес к профессии.

Нужно отметить, что в последние годы произошли перемены, которые способствовали творческому раскрепощению музыкальных руководителей. Это, прежде всего, возможность использования в работе альтернативных программ и методик, а также появление огромного количества новой методической литературы.

Все это, безусловно, позитивные явления способствуют повышению профессиональной активности педагогов. Однако в этом процессе есть и обратная сторона.

Во-первых, вседозволенность в использовании музыкального материала приводит к тому, что детям без разбора предлагаются самые различные произведения. Наряду с классической и народной музыкой, детскими песнями часто звуча шлягеры. Может быть, это нормально и даже неплохо, но нужно знать меру. Отбор в музыкальном материале «самого лучшего», и в то же время доступного пониманию ребёнка – вот одно из самых важных требований к качеству музыкального образовательного процесса.

Во-вторых, возможность использования фонограммы (сама по себе замечательная) превратилась почти в единственный вид аккомпанемента. Преобладание гразамиси над живым, непосредственным звуком создает впечатление, что детей «закармливают продуктами с консервантами». Кроме того, музыкальные руководители теряют исполнительские навыки. Использование фонограммы нельзя отрицать, она необходима на физкультурных занятиях, для знакомства со звучанием различных музыкальных инструментов и т.д., но нужно подчеркнуть, что главным требованием к качеству музыкального образовательного процесса является возврат к живому звуку.

Очень важно научиться видеть главное в развитии ребёнка, понимать закономерности этого развития и оценивать главный детский талант – непосредственность и выразительность, яркость воображения и самобытность.