microbik.ru
1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Переход начальной ступени пилотных школ Балаковского муниципального района на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения обусловлен завершающим этапом реализации комплексного проекта модернизации образования, создавшим необходимые предпосылки для обеспечения современного качества начального образования.

Среди предпосылок, обеспечивающих условия для получения качественного начального образования можно отметить:

- рост привлекательности педагогического труда для молодых специалистов;

- заинтересованность учителей начальных классов в повышении квалификации;

- рост творческой активности педагогов;

- становление профессиональных сообществ учителей начальной ступени образования;

- улучшение оснащения образовательных учреждений лабораторным оборудованием и современной компьютерной техникой;

- улучшение материально-технического состояния образовательных учреждений.

В сфере обеспечения современного содержания, необходимого для получения качественного образования, в системе начального образования можно выделить следующие положительные тенденции:

- положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических комплектов нового поколения и развивающих программ;

- создание в муниципалитете системы предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- широкое использование в работе с младшими школьниками информационно-коммуникационных технологий;

- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

Любой учитель осуществляет преподавание в соответствии с учебным планом. Учебный план нового ФГОС имеет две части: обязательную и ту, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. В отличие от предыдущего стандарта Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

^ Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, общеинтеллектуальное, образовательное, патриотическое, общекультурное, общественно-полезное, проектная деятельность) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет максимально 10 часов в каждом классе.

В школах, где началась апробация новых ФГОС, рассматривают внеучебную деятельность, как часть единого образовательного пространства. На уроке решаются учебные задачи, изучается учебный материал, а внеурочная деятельность призвана обеспечить апробацию приобретённых знаний в деятельности. В этом случае и урок, и внеурочная деятельность объединена общей целью и общим результатом в виде конкретного образовательного продукта. В школах считают, что именно такой подход действительно поможет получить требуемый в соответствие с ФГОС ведущий результат: сформированные надпредметные компетенции. На взгляд педагогов ОУ, именно таким образом гармонизированная с учебной внеучебная деятельность, будет эффективной, иначе она в виде дополнительной нагрузки на ребёнка просто не нужна.

Это касается всех направлений внеучебной деятельности, в том числе и спортивного, и эстетического.

Стандарт требует, что ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это требование возможно выполнить, если учитель готов выстраивать свою деятельность совместно с учителями разных предметов, разных образовательных учреждений, а также, что особенно значимо в образовании, с семьей ребенка.

Духовно-нравственное воспитание и образование ребенка - это системный процесс.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы всех ОУ на стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой.

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

Заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом и конечно наличием обратной связи.

Все материалы, обеспечивающие реализацию нового образовательного стандарта, утверждены на уровне Министерства образования РФ и изучены всеми учителями начальных классов.