microbik.ru
1

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью социально-экономического развития РФ является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.

Основным фактором экономического развития выступает человеческий капитал. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики является образование.

Государственная политика в области образования направлена на повышение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования. А в свою очередь условием для осуществления непрерывности является преемственность.

Для системы образования наиболее значимыми являются уровни дошкольного и начального общего образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные личностные качества и данный процесс должен быть непрерывным.

Идея непрерывности в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. Большим шагом в продвижении решения данной проблемы является разработанный проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и принятие в октябре 2009 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Это реальная нормативная основа, способствующая реализации на практике решения проблемы непрерывности и преемственности двух уровней образования, которая достигается за счет преемственности программ, условий их реализации и адекватных для каждого возраста результатов.

В проекте ФГОС дошкольного образования четко определено, что одна из задач, которые решает стандарт это «обеспечение преемственности ООП дошкольного и начального общего образования».

В свою очередь ФГОС начального общего образования также направлен на обеспечение преемственности ООП.

В проекте ФГОС дошкольного образования выделено, что основанием преемственности дошкольного и начального общего образования выступят целевые ориентиры, предполагающие формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. И это не случайно. Специфика дошкольного детства и дошкольного образования таковы, что делают неправомерным и требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

Если сравнивать ФГОС начального общего образования и проект ФГОС дошкольного образования, то в школьном стандарте существует 3 направления развития ребенка: личностное, предметное, метапредметное, а в дошкольном - только одно: личностное и образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с новым «Законом об образовании в РФ» и проектом ФГОС дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие преемственность дошкольного и начального общего образования.

Переход на ФГОС дошкольного образования займет некоторое время. Но уже сейчас существуют образовательные учреждения, которые работают по принципам, заложенным в проекте ФГОС дошкольного образования, и решают проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования.

^ Уже второй год МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» сотрудничает с МОУ «СОШ №6» с целью осуществления непрерывности и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Согласованность в целях, задачах, содержании и технологиях образования обеспечивается разработанными образовательными учреждениями ООП дошкольного образования и ООП начального общего образования, основу которых составляют образовательные программы образовательной системы «Школа 2100».

В данной системе образование на всех его уровнях подчинено и выстроено с учетом одной главной цели: выращивание функционально грамотной личности, понимаемой как личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Учебники и пособия созданы на всех уровнях образования единым творческим коллективом на основании общей психолого-дидактической концепции непрерывности и преемственности образования, опирающейся на идею поэтапного развертывания содержания и на впервые введенное и разработанное авторским коллективом понятие содержательных линий развития.

^ Весь процесс обучения построен на основе единых технологий:

проблемно-диалогического обучения;

проектной деятельности;

технологии формирования правильного типа читательской деятельности; оценивания учебных достижений.

^ В созданных авторами методических пособиях для воспитателей и учителей начальных классов содержится ответ на вопрос: как преемственно использовать данные технологии на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе, учитывая своеобразие дошкольного и начального образования. А ведь преемственность и предполагает понимание такого своеобразия.

Но выбор и разработка преемственных образовательных программ не решают полностью проблему преемственности. Ресурсы для продуктивной преемственности содержатся в тесном взаимодействии администрации, специалистов, педагогов школы и детского сада, родителей и воспитанников.

По мнению разработчиков ФГОС дошкольного образования, не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку, то есть школа призвана создать необходимую для его дальнейшего развития образовательную среду. В этом направлении мы уже начали проводить работу со школой №6 и на уровне города с другими образовательными учреждениями в рамках работы УМЦ.

На базе нашего учреждения было проведено два очень значимых для учителей и воспитателей городских семинаров. Учителя настойчиво просили показать открытые занятия для них.

Посещение занятий в подготовительных группах детского сада вызвало огромный интерес у педагогов, они познакомились с формами взаимодействия взрослых и детей в детском саду, как игровые обучающие ситуации, с особенностями построения образовательного процесса, осознали, что в период адаптации детей к школе, нельзя увлекаться только вербальными методами обучения и фронтальной формой организации образовательного процесса, переход от игровой деятельности к учебной методически должен быть подкреплен. Педагогические методы воспитателей и учителей не должны быть направлены на акселерацию познавательных функций, углубление в узкопредметные области знаний в ущерб личностному и социальному развитию детей.

^ Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы. Ему просто необходима поддержка, забота, защита, освоение социального опыта должно быть позитивным. Необходимо проводить работу, направленную на осознание ребенком своего нового статуса.

Для этого мы знакомим дошкольников со школой, с рабочим местом ученика, проводим беседы о школе, рисуем играем, организуем совместные мероприятия на базе детского сада и школы, создаем базу данных о выпускниках.

Очень полезно, когда дети-выпускники и дети подготовительной группы принимают участие в совместных мероприятиях, имеют возможность пообщаться друг с другом, узнать побольше об особенностях школьной жизни.


Эффективность педагогического сопровождения в процессе перехода от одного уровня образования к другому требует вовлечения в совместную деятельность и родителей. И этот аспект работы не менее важный, чем все остальные.

Обратите внимание на некоторые выдержки из анкеты совместно разработанной педагогами наших образовательных учреждений:

  • Ожидание 1 сентября: 50% родителей со страхом; 48% с волнением и радостью.

  • Причина школьных трудностей: невнимательность 56%.

  • Что важно развивать в ребенке? Внимательность 52%, ответственность 4%, умение общаться с учителем и сверстниками 2%.

  • Каким образом готовите ребенка к школе? Покупаю школьные принадлежности 60%, 25% учат считать и читать, 10% рассказывают о школе, 5% дают поручения, оценивают их выполнение, играют с детьми.

  • Где целесообразно готовить ребенка к школе? В детском саду 78%, на спецкурсах в школе 12%.

После таких результатов в работу включились все: и администрация, и учителя начальных классов, и воспитатели, и психолог, и логопед. С целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания, подготовки детей к школе подготовили консультации для родителей, провели серию собраний в нетрадиционной форме, пригласили учителей начальных классов,

подключили сайт МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка», сделали прямую ссылку на сайт МОУ «СОШ №6», открыли страничку для тех, кто пойдет в школу.

Благодаря такой целенаправленной, систематической работе наши выпускники показывают высокие результаты в школе. По отзывам учителей начальной и старшей школы они активные, творческие, дружные, любят и умеют работать на уроках и во внеурочное время.

Результаты диагностики стартовых возможностей, проведенной в 2012-2013 учебном году, очень нас порадовали.

Из воспитанников, ушедших в МОУ «СОШ №6»:

60% детей - высокий уровень стартовых возможностей;

40% ребенка – средний уровень, низкий уровень не показал никто.

И в заключении хочется надеяться на то, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

В.А Сухомлинский писал: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».