microbik.ru
1

С какого возраста лучше учить ребенка?


Многие родители задают себе прямой вопрос: «С какого возраста лучше учить ребенка?» с одной стороны, физически зрелый семилетний ребенок способен выдержать 45-минутныеуроки, концентрировать внимание, выполнять задание учителя. С другой стороны, шестилетний ребенок - существо крайне любознательное, живое, ему уже надоело вырезать из бумаги кружочки и спать в тихий час. А если вдобавок он умеет уже читать и писать, что ему делать в детском саду? Пусть лучше учится, развивается, а иначе интерес к учебе угаснет, ребенок «перегорит».

«Еще в Советском Союзе рассматривалась идея перехода на массовое обучение с шести лет. Тогда было проведено широкомасштабное исследование, в котором участвовали педагоги, педиатры, гигиенисты. Их вывод был таков: массовое обучение с шести лет традиционными школьными методами представляет опасность для физического и психического здоровья детей. В чем эта опасность? Тщательные медицинские наблюдения показали, что к семи годам дети, общавшиеся с шести лет в школе, начинают отставать в физическом и психическом развитии от своих сверстников, посещающих детский сад. У них в два раза чаще встречались отклонения в работе сердечно - сосудистой системы, характерные для утомления: повышение артериального давления и снижение частоты сердечных сокращений. К концу второго года обучения с шести лет (соответственно - к концу первого года обучения с семи лет) семилетки опережали шестилеток в умственной работоспособности». (Из материалов статьи «Невроз по поведению» - Коммерсант, 12.03.2008 г.)

Но тогда почему, же в большинстве цивилизованных стран принято отдавать детей в школу с шести, а, то и с пяти лет? Дело в том, что в США и странах Евросоюза то, что называют школой для детей, у нас называется детским садом. Содержание обучения наших дошкольников соответствует примерно тому, что изучают дети во 2-3 классе европейской начальной школы. Причем формы обучения в начальной школе на Западе существенно отличаются от традиционной школьной системы: никаких оценок, никакого сидения за партами, свободное общение c учителем-воспитателем. Дети рисуют, отвечают на вопросы, расположившись на коврике. В такой школе основная задача - организовать занятия, чтобы детям было интересно без особого напряжения усваивать какие-то полезные сведения.

Наша школа, даже самая передовая и элитная, - это четкая структура вроде армейской, где главное - выполнение заданий учителя. Воспитатель в детском саду не слишком озабочен образовательными программами. А для учителя результат его деятельности - неотъемлемая часть профессионального имиджа. Высокий темп работы, требовательность, настойчивость - стиль школьной работы. Быть учеником - значит безоговорочно подчинять себя воле другого человека, выполнять любые, даже противные задания.

Известный детский психолог Даниил Эльконин предложил остроумный тест на готовность к школе. Перед ребенком выкладывалась куча спичек. Экспериментатор просил брать их по одной и перекладывать в другое место. Правила были намеренно обессмыслены. Одни дети выполняли эту работу тщательно, отдавая ей много времени. (Они готовы к поступлению в школу). Другие дети некоторое время перекладывали спички, а потом начинали из них что-то строить. Третьи привносили в этот монотонный труд свою собственную задачу. Детям из 2 и 3 группы будет трудно угодить учителю, который требует, чтобы поля в тетрадке занимали ровно 5 клеточек, а расстояние между классной и домашней работой - 2 клеточки. То есть готовность к школе предполагает не столько умение читать и считать, сколько умение подчиняться правилами усвоение социальной роли ученика.

Освоение социальных правил и ролей обычно происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе игры. А чем дольше сохранится пространство игры, тем лучше для развития ребенка. Игра формирует в человеке практически все, что нужно для дальнейшего развития и нормальной жизни: от демократического сознания до ученых навыков. Причем происходит все это ненасильственно, без прямого указания, без ограничения свободы действий ребенка. В игре важна свобода опробования, право на ошибку. А в школе ошибаться нельзя. Отсюда - повышенная школьная тревожность, стремление, во что бы то ни стало сделать правильно. Если бы школа не была так ориентирована на классно-урочную систему, на подчинение, на механическое воспроизведение заданного, то в нее можно было бы отдать и четырехлетнего ребенка.

Какой же выбор сделать родителям? Оставить ребенка в детском саду? Но, во первых, удлинение школьного обучения напрямую связано с уменьшением для мальчиков шансов поступления в институт и отсрочки военной службы. Во-вторых, большинство родителей думает, что раннее поступление ребенка в школу является подтверждением его способностей. Раннее развитие считается синонимом одаренности.

Мы считаем, что решение проблем - в альтернативных способах обучения. В отличие от прошлых лет сегодня у детей есть возможность получить образование различными способами, а, не только находясь непосредственно в классе государственной школы. В настоящий момент по закону родители могут обучать ребенка самостоятельно в семье, в развивающих центрах, частных школах или совмещать эти варианты в соответствии с собственными желаниями