microbik.ru
  1 2 3 ... 7 8

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования


^ Первый шаг- интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.

Второй шаг - постановка цели проекта, его мотивация.

Третий шаг- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

^ Четвертый шаг - совместное движение взрослого и детей к результату.

Пятый шаг - совместный анализ выполнения проекта.

К концу 5 года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый уровень - развивающий уровень проектирования. В этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата.


^ Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе освоения проектирования


Первый шаг- выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

^ Второй шаг- совместное определение цели проекта, мотивация и прогнозирование.

Третий шаг- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого, определение средств реализации проекта.

^ Четвертый шаг- выполнение детьми проекта.

Пятый шаг- обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение п причин успехов и неудач.

^ Шестой шаг- совместное определение перспективы развития проекта.

Как видно, на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Очень важно, чтобы взрослый быль способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей принять его желания, интересы.

^ Третий - творческий - этап развития проектной деятельности характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию, детерминированным их познавательным и личностным развитием. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.


^ Алгоритм действий взрослых на третьем этапе освоения проектирования


Первый шаг - постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

^ Второй шаг - самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результатов.

Третий шаг - планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера, определение средств реализации проекта.

^ Четвертый шаг - выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.

Пятый шаг - обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

^ Шестой шаг - определение перспективы развития опыта.

Пример выполнения проекта «Новогодний праздник»: в беседе с детьми о предстоящем празднике воспитатель рассказала о том, какое украшение детского сада планируют взрослые, вспомнила вместе с детьми о прошлом опыте их участия в оформлении различных помещений, поинтересовалась, будут ли дети принимать участие в оформлении музыкального зала, групповой комнаты. Вместе с воспитателем дети определили содержание оформительской работы в группе, затем прошли в зал , осмотрели его и наметили план действий. Дети самостоятельно формулировали цель, мотивировали свою деятельность (мы хотим помочь сделать красивым детский сад к празднику), обдумывали содержание панно, активно участвовали в создании эскизов, их реализации.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, делиться своим опытом, умение обсуждать результаты своей деятельности, оценивать действия каждого. Как показывают результаты современных исследований, в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения, участвуют в проектировании пространства детского учреждения и др.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, т.е. формирует такие качества, которые способствуют успешному обучению в школе.


^ Технология проектной деятельности



Этап проекта

Деятельность педагога

^ Деятельность детей


Первый

подготовка проблемы

Формулирует проблему (цель), определяет продукт проекта

Входит в проблему


Второй

обсуждение проблемы, принятие задач

Входит в игровую (сюжетную) ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи

Вживаются в игровую ситуацию, принимают задачи, планируют деятельность, объединяются в рабочую группу, если есть необходимость, распределяют обязанности.

Третий -

работа над проектом

Помогают в решении задачи, помогают спланировать деятельность, организуют деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организуют работу над проектом (поэтапно: направляют на поиск решений, на экспериментирование, на предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую)

Ищут решение задачи. Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения в случае необходимости. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

Четвертый -

презентация

Готовится к презентации, проводит ее

Продукт деятельности готовят к презентации, представляют его.

Пятый -

постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации



При планировании проектной деятельности в малокомплектных детских учреждениях учитывается содержание и организация игровой деятельности в условиях разновозрастной группы.


^ Проектная деятельность в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе.

Виды игры, их развивающее значение. Игра и обучение, взаимосвязи и противоречия. Этапы игровой деятельности. Определение содержания игровой деятельности в соответствии с этими этапами. Подготовка среды для игровой деятельности. Педагогическое взаимодействие взрослого и ребенка в игре. Планирование игровой деятельности в разновозрастной группе:

  1. Проанализировать задачи по игровой деятельности в разных возрастных группах (по выбранной программе) и заполнить предложенную карту программных требований:



^ Развитие игровых умений в соответствии со структурными компонентами игровой деятельности

1,5-3

года

3-4

года

4-5

лет

5-6

лет

6-7

лет

Характер игровой роли
















Содержание игры
















Характер игровых действий
















Отношение к правилам
















Использование предметов-заместителей



















  1. На основе анализа программного содержания игровой деятельности распределить задачи для реализации в течение года для детей разного возраста;

  2. Составить проект сюжетно-ролевой игры (любой тематики) для детей разного возраста в соответствии с определенными требованиями;

  3. Защита содержания заполненной матрицы или защита разработанного проекта сюжетно-ролевой игры на педагогическом совете, по работе с родителями, по годовому плану.


^ Проектная деятельность в содержании и организации

исследовательской деятельности в условиях разновозрастной группы.


Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своего народа, свое место и место своих детей в окружающем мире.

Многообразие явлений живой и неживой природы, которое окружает детей дошкольного возраста в группе, на участке детского сада, в ближайшем окружении, создает необходимость частой организации наблюдений. Общая педагогическая цель взрослого при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Наблюдение как целостный педагогический процесс становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, а умственные усилия детей – на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации, таинствах жизни в природе. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на наглядных и практических методах. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы

При планировании проектирования в содержании и организации исследовательской деятельности учитываются:

  1. Продуктивные и репродуктивные методы обучения.

  2. Исследовательское поведение и исследовательское обучение.

  3. Роль исследовательского поведения.

  4. Мотивация исследовательского поведения.

  5. Процесс исследовательского поведения: поиск и обработка информации.

  6. Инструментальные навыки, формирующиеся в процессе решения исследовательских задач.

  7. Результаты исследовательского поведения ребенка.


Варианты моделей в познавательно-исследовательских комплексах.

  1. Картинки-аналогии: лампа – солнце, душ – дождь, зонт – гриб, ласты – утка, корабль – рыба, весла – лягушка, гусеничный трактор – гусеница, отбойный молоток –- крот.

  2. Модели, обозначающие способы познавательной деятельности.

  3. Картинки – модели, обозначающие выделенные признаки: цвет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.

  4. Модели для описания объектов природы.

  5. Модели сравнения объектов природы с выделенными признаками различия и сходства.

  6. Модели, отражающие признаки строения объекта (растений, животных), придуманные детьми.

  7. Картинки модели с обозначением условий жизни, потребностей животных организмов, среды обитания живых существ: наземная, воздушная, водная.

  8. Модели схемы на признаки «живого» (дышит, двигается, растет, размножается, питается, живут в экосистемах, сообществах, связаны с другими существами).

  9. Модели, отражающие признаки, общие для целой группы: «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «растения», «живое».

  10. Модели, раскрывающие, как живые существа приспособились к окружающей среде для передвижения, защиты от врагов, для добывания пищи.

  11. Модели на формы размножения растений и животных.

  12. Силуэтные картинки обитателей леса, луга, водоема для составления сообществ (модель луга, леса, водоема).

  13. Набор детских рисунков животных и растений, других природных объектов и явлений для составления экосистем.

  14. Модели, обозначающие «цепочку трудовых действий» в организации трудовой деятельности в природе.

  15. Модели, обозначающие особенности ухода за цветами.


^ Проектная деятельность в содержании и организации

художественной деятельности в условиях разновозрастной группы.


При планировании проектирования по художественной деятельности детей дошкольного возраста и учитывается:

  1. Понятие, цели, задачи, содержание, технологии.

  2. Отбор содержания для детей разного возраста.

  3. Планирование содержания по художественной деятельности.

  4. Организация среды для развития художественной деятельности детей в условиях разновозрастной группы.

  5. Взаимодействие педагога с детьми разного возраста в художественной деятельности.

  6. Технология ознакомления дошкольников с художественным образом: 1) познавательный этап;

2) этап ознакомления с произведениями искусства;

3) непосредственно изобразительная деятельность детей

  1. Анализ на основе изучения раздела по художественной деятельности программного содержания в разных возрастных группах.

  2. На основе анализа задач распределить примерное содержание художественной деятельности на год для детей разного возраста.

  3. Составить проект занятия (любой тематики) по изобразительной деятельности для детей разного возраста в соответствии с требованиями (определение темы занятия; формулирование обучающих задач для детей разного возраста на основе программных требований; определение путей реализации поставленных задач).

  4. Защита разработанного проекта занятия на педагогическом совете, по работе с родителями, по годовому плану.


^ Проектная деятельность в содержании и организации

двигательной деятельности в условиях разновозрастной группы.


При планировании проектирования по двигательной деятельности детей дошкольного возраста учитываем:

  1. Понятие, цели, задачи, содержание, технология.

  2. Отбор содержания для детей разного возраста.

  3. Планирование содержания по развитию основных движений и двигательных навыков у детей разного дошкольного возраста.

  4. Модель двигательного режима в разновозрастной группе.

  5. Организация среды для развития двигательной деятельности детей в условиях разновозрастной группы.

  6. Технология проектирования содержания разных форм двигательной деятельности в разновозрастной группе.

  7. Формы обучения: лекция, практические и выездные занятия.

  8. Анализ задач и программного содержания по развитию основных движений и физических качеств у детей разного возраста (на основе программы, используемой в практической деятельности).

  9. Заполнить предложенную таблицу:




Задачи по развитию

основных

движений

и физических качеств

Основные

движения и

перестроения

2-3

года

3-4

года

4-5

лет

5-6

лет

6-7

лет


































































  1. На основе анализа задач распределить примерное содержание по развитию основных движений и двигательных навыков на год для детей разного возраста;

11. Составить проект физкультурного занятия для детей разного возраста в соответствии с требованиями (определение вида физкультурного занятия; формулирование задач по обучению и совершенствованию основных движений на основе программных требований для детей разного возраста; подбор содержания занятия в соответствии с поставленными задачами; определение дифференцированных двигательных заданий для детей разного возраста; подбор подвижной игры и т.д.).

12.Защита разработанного проекта физкультурного занятия на педагогическом совете, по работе с родителями, по годовому плану.


^ Проектная деятельность в содержании и организации

трудовой деятельности в условиях разновозрастной группы.

Формирование субъектной позиции ребенка в трудовой деятельности. Педагогическая технология трудовой деятельности в целостном процессе современного детского сада. Система факторов, обеспечивающих целостное понимание трудовой деятельности в педагогическом процессе.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие особенности трудовой деятельности детей, воспитывающихся в условиях малокомплектного ДОУ?

2. В чем отличие трудовой деятельности сельских детей от трудовой деятельности городских детей?

3. Как можно формировать субъектную позицию у детей разного возраста в процессе трудовой деятельности?

4. Какие особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе?




^ Проектная деятельность в содержании и организации

элементарных математических представлений в условиях разновозрастной группы.


Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, его правильной ориентации в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Проектирование на тему: «Планирование семейного бюджета». Сначала дети не понимают, почему нельзя купить сразу все, что хочется, но после проведения нескольких занятий дети станут понимать необходимость согласования своих желаний, потребностей и возможностей. В ходе работы у детей сформируется понятие, что любой товар имеет свою цену. Прежде чем потратить деньги, необходимо подумать, хватит ли их на покупку. На некоторые вещи нужно много денег, поэтому приходится копить их, понемногу откладывая. Можно рассказать детям, что специальные учреждения (банки) помогают людям сохранить и накопить нужную сумму.

Проводя работу по ознакомлению детей с денежными знаками, нужно формировать правильное отношение к ним как к предмету жизненной необходимости, воспитывать разумное поведение в ситуациях, связанных с деньгами. Особое внимание надо обращать на требования соблюдать чистоту и порядок, экономно расходовать воду, не забывать выключать свет, бережно пользоваться вещами, игрушками.

1.Мой проект. Маркетинг (изучение спроса и предложения)

2.Мой проект. Фирменный знак

3.Мой проект. Реклама

4.Деловая игра «Защита моего проекта».

Проект: «Как воспитать предприимчивого ребенка» - родительский клуб,

(по материалам Офицеровой С.С., Крыловой Е.В.)


В ДОУ организовать родительский клуб «Счастливая семья», где рассматриваются интересующие родителей вопросы воспитания, обучения и развития детей. В последнее время родители все чаще интересуются экономическим воспитанием детей, поэтому мы провели родительский клуб в форме устного журнала на тему «Как воспитать предприимчивого ребенка».

^ Цель: обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом.

Задачи:

- способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и ДОУ;

- убедить родителей в важности экономического воспитания;

- способствовать развитию положительных отношений между детьми и родителями.

- изучение литературы по данной теме;

- разработка рекомендаций «Как воспитать предприимчивого ребенка»;

- создание мультимедийной презентации;

- выставка игр по развитию умственных способностей детей.

^ Блоки:

1. «Это актуально»

Социальная действительность, темп современной жизни требуют нового уровня экономических знаний. Современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний, особой экономической культуры, профессиональных и личностных качеств. Экономика, как «область разумного ведения хозяйства», неотделима от ребенка. Ведь семья –реальная экономи­ка, и в ней дети не учатся жить, а живут.

^ Вопрос родителям: Какие качества нужно воспитывать в ребенке, чтобы он вырос предприимчивым? (Ответы родителей.)

В работе с детьми по экономическому воспитанию можно условно выделить три направления:

  • давать знания о труде и обо всем, что с ним связано (экономическое воспитание рассматривается в единстве трудового и нравственного воспитания);

  • знакомить с простейшими экономическими терминами;

  • формировать экономическое мышление в процессе сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр; чтение художественной литературы.

2. «Предлагаем обсудить»

Вопрос родителям. Какие качества, на ваш взгляд, присущи предпринимателю? (Ответы родителей.)

Российский экономист А. Агеев считает, что предпринимателям присущи такие важные качества, как упорство и настойчивость, целеустремленность, информи-рованность, инициативность.

Предлагается вспомнить детские сказки, мультфильмы и поиграть в игру «Найди предпринимателя», подумать и сказать, кто из героев сказок и мультфильмов предприимчив. (Белоснежка, Кот в сапогах, Колобок, Кот Базилио, Лиса Алиса, Мальчик-с-пальчик, Емеля, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», поросенок Нуф-Нуф, Скрудж Маг-Дак, дядя Федор.)

3. «Есть идея!»

Родителям предлагается придумать несколько различных вариантов использования шариковой ручки (или другого предмета) в повседневной жизни, в быту. (Родители предлагают свои варианты.)

4. «Советы специалиста» (педагога-психолога)

Родителям предлагаются рекомендации «Как воспитать предприимчивого ребенка»:

  • Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

  • Изучайте способности, интересы ребенка и создавайте условия для их реализации. (Если ребенку нравится танцевать, запишите его в танцевальный кружок и т.д.)

  • Чувствуйте настроение, эмоциональный настрой ребенка.

  • Развивайте кругозор, познавательную активность, навыки общения через беседы, прогулки, чтение художественной литературы.

  • Развивайте творческие способности через игры и упражнения. (Родителям предлагаются примеры игр и упражнений.)

  • Играйте с ребенком, сочиняйте с ним истории, сказки, рисуйте, лепите, конструируйте. Занимайтесь тем, что интересно ему и вам.

  • Развивайте у ребенка уверенность в себе, поощряйте его инициативу.

♦ Всегда верьте в то лучшее, что есть в ребенке.

5. «Реклама, реклама...»

Исполнение детьми песни «Три желания» (муз. Е. Зарицкой) с инсценировкой.

6. «Это интересно»

Родителей знакомят со статьей М.С. Бородянского «Зачатье денежной гармонии», опубликованной в журнале «Управление ДОУ», №3, 2006.

Родителям предлагается поделиться своими мыслями о том, что они открыли для себя нового и интересного.

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Рассказывает ли Ваш ребенок о впечатлениях и знаниях, полученных на занятиях по экономическому воспитанию? Да. Нет. Иногда.

2. Наблюдаете ли Вы какие-нибудь изменения в поведении детей, связанные с занятиями по экономическому воспитанию (бережное отношение к вещам и продуктам питания, проявление интереса к Вашей работе, использование в речи экономических понятий и др.)? Да. Нет. Иногда.

3. Беседуете ли Вы о доходах и расходах семьи с участием ребенка. Да. Нет. Иногда.

4. Советуетесь ли вы с ребенком во время приобретения вещей для него. Да. Нет. Иногда.

5. Ваше мнение: нужно ли обучать дошкольников экономической культуре? Да. Нет.

  1. Ваши предложения по обучению детей экономической культуре.

Современные дети очень рано знакомятся с функцией денег в жизни человека. Они видят, как родители расплачиваются в магазине, когда что-то приобретают, и начинают понимать: деньги позволяют получить желаемое.

Деятельностный подход – основной принцип реализации задач экономического воспитания. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид детской деятельности, например, усвоение знаний из области финансовых категорий (цена, стоимость, менять, продавать и т.д.) успешнее всего происходит в играх: дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых и играх с экономическим содержанием. Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Но, вместе с тем, реализация содержания экономического воспитания потребует от воспитателей учета возможностей детей.


^ Проектная деятельность в содержании и организации

работы с родителями в условиях разновозрастной группы.

При планировании проектной работы большое место отводится проблеме социальных отношений ребенка. Ведь именно эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития детей.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Вне семьи невозможно полноценно воспитать человека. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьёй, её принципов, целей, содержания, форм и методов. Основная задача взаимодействия ДОУ и семьи – оказание помощи, поддержки семье в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей. Поддержка семьи – первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «педагоги – родители» в пространстве непрерывного образования. Одно из действенных средств повышения качества семейного воспитания детей – педагогическое просвещение родителей, в котором ведущую роль играет дошкольное образовательное учреждение.

^ Формы и методы организации этой работы разнообразны. Их можно классифицировать по различным признакам:

- По масштабу: групповые; подгрупповые; индивидуальные

- По цели: познавательные; информационно-диагностические; проблемные.

- По средствам: наглядные; лекционные

- По формам: практические; теоретические

- По времени: плановые; внеплановые

- По месту проведения: внутри детского сада; за пределами детского сада

- По категориям родителей: с семьями воспитанников; с родителями, дети которых посещают группы кратковременного пребывания; с семьями, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения; будущими родителями.

- По новизне: традиционные; нетрадиционные (новаторские, творчес-кие).

- По качеству: эффективные; не эффективные; рациональные; нерациональные; систематичные; несистематичные

В настоящее время особенно актуальным является такая организация работы с родителями, которая позволила бы целостно охватить все формы и виды работ, при этом учитывать и анализировать предполагаемые результаты. Такой формой организации работы является разработка и реализация различного рода проектов по работе с семьей.

Проект является той формой, которая позволяет соединить в себе решение тех задач, которые невозможно решать по отдельности.

Основные блоки проекта эксперимента.

Выбор темы.

Обоснование актуальности: анализ ситуации в образовательном учреждении, выявление «узких мест» в педагогической практике, возможных их причин, определение направлений по решению проблем.

Цель и задачи эксперимента:

  • цель эксперимента – ответ на вопрос: что и за счёт чего получится определённый результат;

  • педагогическая цель – положительные изменения, появившиеся благодаря комплексу педагогических воздействий;

  • задачи эксперимента – «шаги» к достижению цели, формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели.

Объект исследования: это то педагогическое пространство, та область, в рамках которой находится изучаемое явление (например, система работы, образовательный процесс, педагогический коллектив, отношения данного учреждения с другими образовательными учреждениями, взаимодействие между детским садом, школой, родителями). Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие, – на какие свойства, связи, отношения, – нужно выделить предмет экспериментирования.

Предмет исследования: это те наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос темы исследования, позволяющий обнаружить основную тенденцию изучаемого явления и сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза эксперимента: это развёрнутое предположение, где изложены модель, будущая методика, система мер, т.е. технология, механизм того нововведения, за счёт которого ожидается добиться высокой эффективности процесса.

Вопросы, на которые отвечает гипотеза, звучат так: какие управляющие воздействия предполагаются для реализации задач эксперимента? Какова система мер, совокупность педагогических воздействий, с помощью которых ожидается получить определённую эффективность процесса?

^ Методы исследовательской работы: условно методы делятся на две группы – эмпирические (основанные на опыте) и теоретические.

  • эмпирические методы включают: изучение литературы по теме, педагогическое наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта.

  • теоретические методы включают: сравнение (сопоставление того, что получилось, с целями, которые намечались), классификация (мыслительная процедура, применяемая при анализе информации), обобщение (суждение, позволяющее проникнуть в сущность явлений, фактов), абстрагирование (выявление обоснованного алгоритма деятельности).

^ Ожидаемые результаты: прогнозирование эффективности выдвинутой гипотезы – ожидаемые положительные результаты; возможные потери в процессе эксперимента; способы их компенсации.

^ Критерии оценки ожидаемых результатов: при их разработке педагог отвечает на вопрос: по каким параметрам будет оцениваться эффективность разработанных экспериментальных материалов?

^ Критерии оценки эффективности предполагаемых результатов должны быть:

адекватными, валидными, т.е. оценивать именно то, что необходимо оценить;

конкретными, работающими;

объективными, не допускающими спорных оценок исследуемого признака разными людьми.

Разработав критерии, необходимо приступить к разработке диагностического инструментария – средства оценивания результатов эксперимента (анкеты, опросы, тесты), т.е. предстоит ответить на вопрос: с помощью чего будет осуществляться контроль за результатами?

^ Этапы и сроки проведения эксперимента: как показала практика, минимальный срок эксперимента – два-три года. Важнейшим звеном являются сравнения полученных в итоге экспериментальной работы результатов с данными первичного диагностического среза, проводимого в начале эксперимента.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

Диагностический (выявление проблемы, обоснование её актуальности).

Прогностический (разработка развёрнутой программы эксперимента).

Организационный (подготовка материальной базы эксперимента, распределение функциональных обязанностей среди его участников).

Практический (проведение исходных замеров, практическая реализация новой технологии, отслеживание результатов).

Обобщающий (анализ и документальное оформление полученных результатов).

Внедренческий (распространение новой модели).

Таким образом, этапы эксперимента определяют некоторые части, промежуточные результаты и последовательность их достижения. В настоящее время особенно актуальным является такая организация работы с родителями, которая позволила бы целостно охватить все формы и виды работ, при этом учитывать и анализировать предполагаемые результаты. Такой формой организации работы является разработка и реализация различного рода программ и проектов по работе с семьей.


^ Формы и виды проектирования педагогического процесса

в условиях малокомплектного ДОУ.


Индивидуальные проекты: понятие, необходимость создания, алгоритм создания индивидуального проекта (имеется в учебно-методическом комплекте к программе), критерии оценки проекта. Этапы создания проектов.

Этапы создания индивидуальных проектов в ходе практических занятий:

1 этап – Выявление проблем профессиональных затруднений педагогов;

2 этап – Формулирование темы проекта;

3 этап – Определение цели и задач проекта;

4 этап – Подбор научно-методической литературы для раскрытия темы проекта;

5 этап – Самостоятельная разработка содержания проектов под руководством преподавателей кафедры;

6 этап – Выстраивание защиты проекта в соответствии с критериями оценивания проекта (критерии оценки имеются в учебно-методическом комплекте к программе).

А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.

Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

Исследовательская деятельность кабинета в 2000-2002 году по проблеме «Организация педагогического процесса в условиях малокомплектного детского сада» была направлена на выявление позитивных моментов и трудностей в работе педагогов с детьми разновозрастной группы.








^ Библиографический список:



  1. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе: методические рекомендации // Редактор и составитель Т.В. Хабарова. Рецензенты: Л.Н. Гудырева, доцент кафедры дошкольного и начального образования КРИРОиПК; О.С. Ануфриева, методист кафедры дошкольного и начального образования.

  2. Учебно-методический комплект для реализации образовательной программы «Современные подходы к организации педагогического процесса в малокомплектном ДОУ» / Сост. Т.В. Хабарова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 130 с. Рецензент: Гарькина С.К., главный специалист отдела дошкольного, общего образования национальных образовательных стандартов и инспектирования МО и ВШ РК.

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации» //ж. «Народное образование» № 9 2000г.

  4. Данюкова А. Вы любите проекты? // ж. «Обруч» № 4, 2001г.

  5. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе.

  6. Пантелеева Е.И., Попова Т.М., Мишарина Л.Н., Удоратина М.А. Исследовательская работа в ДОУ: на основе ознакомления детей с процессом выращивания льна.

  7. Тырина Т.Б. Педагогическое просвещение родителей в реализации программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Сотрудничество». Из опыта работы руководителя ДОУ Т.Б. Тыриной; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 86 с.

  8. Программа стратегического развития образовательного учреждения: опыт разработки. – Сыктывкар: СПК №2, 2007.

  9. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М., 1993.

  10. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. – М., 2001.

  11. Белых С.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения, 2001, с КРИРОиПК, 2001;

  12. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2002. – 80 с.












МДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

с. Выльгорт


Проект

совместной деятельности

детей и воспитателей


«Мамы разные нужны,

мамы всякие важны»


Воспитатели:

Ищенко Инна Анатольевна

Дуркина Надежда Петровна


Тип проекта: исследовательский

Классификация: надпредметный (социально-значимый)

Характер координаций: открытый.

Характер контактов: внутригрупповой.

Количество участников: группа «Почемучки» (смешанная от 3до5 лет),

воспитатели и родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2-6 занятий).

Цель: Формировать целостную систему знаний о маме.

Методические задачи:

  1. Учить детей планировать свою деятельность.

  2. Формировать умение находить источники информации.

  3. Формировать умение работать вместе с другими детьми и взрослыми.

  4. Учиться анализировать свои успехи, ошибок.

Проблема: Что значит быть мамой?

Проблемные вопросы темы проекта:

  1. Кто такая мама?

  2. Какие бывают мамы?

  3. Зачем детям нужна мама?

Этапы и результаты исследований.




^ Название этапа

Вид деятельности

1

Обсуждение темы исследования

Предварительный тест. Занятие «Какая у меня мама».

2

Обсуждение плана детей с воспитателем.

Занятие «Как узнать больше о маме».

3

Обсуждение с детьми по источникам информации

Занятие «Кто такая мама»

4

Самостоятельная работа детей

Беседа детей с мамами, бабушками.

Подготовка фотографий.

5

Самостоятельная работа группы

(Рассматривание картин, иллюстраций,

семейных альбомов, чтение рассказов).

Занятие-тест «Что мы знаем о маме».

Анкетирование мам.

Совместная деятельность детей с воспитателем

6

Сравнение планируемых и реальных результатов.

Занятие-тест «Что значит быть мамой?».

7

Анализ успехов и ошибок

Занятие-беседа.

8

Защита проекта

Занятие: Оформление фотостенда

«Моя милая мамочка».


<< предыдущая страница   следующая страница >>