microbik.ru
1

Проблема занимательности и её роль в воспитании

интереса к предмету.


Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему другие предметы, заключается в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но один из них – это применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Занимательность на уроках русского языка имеет своих поклонников и непримиримых противников. М.А. Данилов, И.Ф. Бунанов, Г.И. Щукина, С.М. Бондаренко считают занимательность важным и «острым средством обучения», средством привития интереса к предмету. В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский выступали простив «потешающей педагогики», против «не идущих к делу прикрас». Очевидно, что ученые и учителя по-разному смотрят на роль занимательности в обучении. Но практика доказывает, что занимательность способна вызывать интерес к изучению русского языка. Одна из первых попыток осмыслить проблему была предпринята В.Ф. Одоевским. В человеке, утверждал он, заложено стремление к познанию, любопытство. Самый серьезный труд должен для ребенка быть занимательным. А.Н. Толстой высоко ценил доступность и занимательность в обучении. В ней он видел неповторимый дух школы, который содействует росту интересов детей, отвечает запросам, их опыту, обеспечивает эмоциональный подъем, увлеченность.

С.И. Ожегов толкует слово ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ как «способный занять внимание, воображение». Занимательность одинаково действительна для всех категорий учащихся, но особенно откликаются на неё ученики, ощущающие трудности в обучении. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, состязания, конкурсы, загадки, шарады, вопросы – шутки, кроссворды,…) создают положительный эмоциональный фон для учебной деятельности.

Принцип занимательности – одни из самых важных принципов в преподавании русского языков школе. Занимательность окрашивает учебный материал, делает его более привлекательным. Рамки использования занимательности весьма подвижны. К занимательному материалу учителя обращаются во фронтальных, дифференциальных и индивидуальных заданиях. Наибольшее применение занимательности находит при закреплении и повторении учебного материала, при совершенствовании умений и навыков с учетов основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи, поэтому подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.

^ А теперь обратимся непосредственно к опыту использования занимательности на уроках русского языка.

Для развития творческих способностей учащихся в 5-7 классах можно использовать дидактические игры: игры-задачи, игры-соревнования. Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки учащихся.

^ К играм – задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино.

Игры – соревнования (конкурсы). Их девизы: «Кто быстрее?», «Кто больше?» (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например, при изучении темы «Однокоренные слова»можно использовать игру «Найди родственное слово». На доске слова: водоросли, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод. Задача учащихся 1 варианта : найти слова с корнем, имеющим значение «вода»; задача учащихся 2 варианта: найти слова с корнем, имеющим значение «водить». Вариант этой же игры «Найди чужака». На доске слова: водоем, водоросли, водица, водичка, водяной, наводнение, водитель,…Задача: найти «чужака» в семье родственных слов; найти найденному слову свою семью.


Вилисова Р.Г. 2008-09уч. год