microbik.ru
1

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (5-6-й КЛАСС)

Тема: «Взаимоотношения с окружающими»


«Закричи предложения»

Ребятам предлагается закончить предложения: «Я не люблю, когда мои одноклассники...» «Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе...». Листы разрешается не подписывать. Ведущий соби­рает работы и к следующему уроку составляет таблицу ответов, которая вывешивается в классе. Естественно в таблице не указывается, кто из ребят что написал. Можно специально обсудить полученные результаты. Цель упражнения – побудить ребят задуматься над сво­им отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.

«Как расположить к себе окружающих»

Ведущий напоминает ребятам о золотом правиле нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Далее можно привести при­меры из жизни или литературы, когда определенное поведение героя вызывало соответствующее отноше­ний нему окружающих. На доске записываются те приемы, которые, по мнению ребят, помогают человеку наладить отношения с окружающими (улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы и т.д.).

«Подарок однокласснику»

Перед занятием заготавливаются карточки с именами всех присутствующих в классе. Каждый из учащихся вы­тягивает карточку с именем одноклассника (важно про­следить, чтобы ребенку не досталось собственное имя; можно рассчитать так, чтобы определенные имена достались конкретным людям). Вытянув карточку, ребята смотрят, кто им достался, не рассказывая об этом окру­жающим. Затем они должны написать, какое качество подарили бы доставшемуся им однокласснику, чтобы ему было легче взаимодействовать с окружающими. Карточки собираются и раздаются адресатам. Следует проследить, чтобы в записках не было ничего оскорбительного. По желанию ребята могут сказать, что им подарили и нравится ли им такой подарок. В небольших группах можно попросить каждого написать, что бы он подарил себе сам, а потом сравнить с полученными подарками.

^

Тема «Самооценка и отношение окружающих»


«Рисуем одним карандашом»

Все разбиваются на пары. Каждой паре выдается один лист бумаги (формат А4) и один карандаш или ручка. Каждый из учеников придумывает, чтобы он хотел на­рисовать, но никому не говорит о том, что задумал. По сигналу ребята вдвоем берутся за карандаш и пытаются нарисовать задуманное. Разговаривать нельзя. Потом рисунки собираются, и дети вместе разглядывают их. Можно спросить, что было задумано, довольны ли ребя­та результатом. В небольших группах обсуждаются так­тика рисования (кто поддался, кто добился своего, кто нашел компромисс) и ощущения от упражнения.

«Самооценка»

Ребята отвечают на вопросы: «Что такое самооцен­ка? Что на нее влияет?» Психолог подводит итог обсуж­дению, приводит примеры. Затем можно перейти к вы­полнению упражнения.

Каждый получает два листочка, подписывает их, а затем рисует три шкалы. После этого один из листоч­ков ребята сдают ведущему (он пригодится для следу­ющего упражнения), а на втором оценивают сами себя по выбранным заранее параметрам (например, друже­любие, надежность, жизнерадостность). Лучше пред­варительно обсудить с учащимися, что они понимают под выбранными качествами.

«Обратная связь»

Раздайте учащимся листочки с именами однокласс­ников (надо проследить, чтобы не попался собствен­ный). Задача – оценить данного одноклассника по тем же трем параметрам (дружелюбие и т.д.). После этого листочки надо собрать и раздать хозяевам. Пусть дети сравнят, как оценили себя сами и как их оценил кто-то из одноклассников. Можно обсудить, согласны ли они с оценкой и почему. Кто кого оценивал, не сообщается.