microbik.ru
1

Педагогический совет №2


от 24 ноября 2011 года


Тема: «Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций»

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.

2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций.

3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов.

4. Восполнение пробела в подготовке учителей в области межнаучной информации о конфликтах в педагогической среде.


^ Форма проведения: дебаты, ролевая игра


Председатель: Воропаева А.В.

Секретарь: Юрьева И.В.

Рабочая группа: Почевалова Р.В., Абашева С.А., Вродливец Е.В., Карманова В.В., Цветкова И.А., Каверина Т.В., Смирнова М.А., Митрофанова Т.Н.

Время работы: 2 часа


^ План проведения педсовета:

1. Вступительное слово

Директор школы

Воропаева А.В. (5 мин)

2. Решение предыдущего педсовета.

Зам. директора по УВР

Почевалова Р.В. (5 мин)

3. Анализ психологической диагностики учащихся и учителей.

Психолог

Вродливец Е.В. (10 мин)

4. Сообщения по теме «Педагогические конфликты. Причины их возникновения. структура, сфера, динамика конфликта». Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.

Лектор общественной организации «Дети улиц»

Комов С.Б. (15 мин)

5. Ролевая игра в группах малого состава по теме педсовета

Лектор общественной организации «Дети улиц»

Комов С.Б. (40 мин)

6. Обсуждение рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций

Соц. педагог

Абашева С.А. (10 мин)

7. Выработка решений педсовета аналитической группой на основе проведенного группами анализа.

Соц. педагог

Абашева С.А. (5 мин)

8. Утверждение Положения о материальном стимулировании работников ГБОУ СОШ №985

Почевалова Р.В. (10 мин)

8. Заключительное слово. Решение педсовета.

Директор школы

Воропаева А.В. (10 мин)



^ Выступление психолога Вродливец Е.В.

Анализ психологической диагностики учащихся и учителей по теме педсовета.

Сухомлинский В.А. в своем труде «Методика воспитания коллектива» пишет о конфликтах в школе так: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителем, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенка справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из основных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Что же такое конфликт?

Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Конфликты являются частью повседневной жизни.

Цель исследования: выявить типичные причины ( и поводы) конфликтов учащихся среднего (8 классы) и старших классов, получить дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.

Всего было охвачено диагностикой 123 учащихся и 45 учителей.

8 «А» - 23 учащихся

8 «Б» - 27 учащихся

9 «А» - 27 учащихся

9 «Б» -24 учащихся

11 «А» - 22 учащихся

Результаты диагностики.

1 вопрос: «Как вы оценивает свои взаимоотношения с учителями?»

Можно увидеть, что основная масса учащихся оценивает свои взаимоотношения с учителем хорошо ( особенно этот показатель высок у 8 «Б» класса)

2 вопрос: «Как вы оценивает свои отношения с классным руководителем?»

Практически все учащиеся относятся к своему классному руководителю хорошо ( особенно этот показатель высок у 9 «А» и 9 «Б» класса).

3 вопрос: « Как вы оцениваете свои отношения в своей семье?»

Показатели по этому вопросу тоже очень высоки (особенно в 11 «А» классе), хотя в этом возрасте на первом месте стоит межличностное общение.

4 вопрос: «Как вы оцениваете свои отношения с одноклассниками?»

Показатели немного ниже.

5 вопрос: «Как вы оцениваете свои взаимоотношения со сверстниками вне школы?»

Показатели совпали с взаимоотношениями в семье.

6 вопрос: « Как вы оцениваете наличие друзей в школе?»

Самый высокий показатель у учащихся 8 «А» класса ( возможно у детей внеучебная мотивация – приход в школу для общения).

7 вопрос: «Существуют ли у вас конфликты с учителями?»

У учащихся 8,9 классов конфликтов нет, но немного больше половины учащихся 11 класса считают, что конфликты с учителями у них существуют.

8 вопрос: характер отношений в классе.

8 «А» класс оценивает отношения в классе как доброжелательные, а 11 класс - как взаимный интерес друг к другу.

9 вопрос: «Бывают ли конфликты между учениками?»

Довольно часто происходят конфликты между учениками 9 «Б» класса, значительно реже 8 «А» классе. Драки между учениками происходят, но довольно редко.

10 вопрос: характер взаимоотношений между классами.

11 «А» класс оценивает отношения между классами как равнодушие, остальные учащиеся оценивают отношения между классами как нейтральные.

11 вопрос: возможные причины конфликтов в школе?

По мнению учащихся и учителей ( их мнения в этом сошлись), первой и основной причиной является – нарушение дисциплины учащимися. Дальше мнения разошлись. Второй причиной, по мнению учителей, является – нежелание учиться ( ученики ставят ее на 5 место); по мнению учащихся – нежелание учителя признавать свои ошибки. Третьей причиной, по мнению учителей, - плохая подготовленность учеников к урокам ( у учеников -5 место) и игнорирование советов и замечаний учителя ( у учеников – 7 место). Четвертое место, по мнению педагогов, - несправедливость учителя ( у учеников – 3 место, также они поставили на 3 место – наличие у педагога любимчиков среди учащихся). 5 место, по мнению учителей,- нежелание учителя признавать свои ошибки ( ученики ставят его на 2 место). 6 место, по мнению учителей,- наличие у педагога любимчиков среди учащихся ( у учащихся – 3 место). 7 место, по мнению учителей, - несправедливое отношение учеников к педагогу ( мнения учителей и учеников в этом вопросе сошлись). Немного меньше половины учителей считают, что причиной конфликтов является нежелание родителей сотрудничать с учителями.

12 вопрос: причины «плохого» поведения на уроках?

  1. Сильно устаю к 6-7 урокам

  2. Бывает «не учебное» настроение

  3. Слишком скучно на уроке

  4. Урок неинтересный

  5. Не нравиться преподаватель

  6. Учитель плохо знает свой предмет

  7. Преподаватель не достаточно строгий

  8. Сложно вести себя прилежно весь урок

  9. Нечем заняться на уроке

  10. Стыдно быть «хорошим учеником»

Также учащимся предлагалось продолжить предложение:

- хорошие взаимоотношения складываются с учителем, если…

- отношения с учителем складываются плохо, если….

Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод, что по мнению учащихся учитель – это человек, в котором

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику, есть сердечность;

  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания;

  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции», и чтобы правильно оценивались.


^ Практическое задание для групп:

Проанализируйте конфликтную ситуацию и предложите пути выхода из нее с позиции учащихся, родителей, учителей, администрации школы, Департамента образования.

^ Конфликтная ситуация

Учитель проверял в классе домашнее задание. Половина класса его не выполнила, заявив, что они его не смогли сделать, так как не поняли материал. Учитель поставил учащимся двойки. Те, в свою очередь, стали возмущаться и вызывающе себя вести. Учитель, выведенный из равновесия таким поведением учащихся, сорвался и оскорбил одного из нарушителей дисциплины. Часть класса поддержала этого нарушителя. На следующий день родители оскорбленного ученика написали жалобу директору школы и позвонили на горячую линию в Департамент образования.


^ Решение педсовета:

  1. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

  2. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т.п.

  3. С целью совершенствования коммуникационной компетентности педагогов школы методическому совету провести семинар по теме «Психология общения», чтобы учитель в критических ситуациях не действовал вслепую, ситуативно, а применял психологические знания.