microbik.ru
1

Климовская основная общеобразовательная школа


Выступление на РМО учителей начальных классов


Тема: «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК В СЕМЬЕ».


Подготовила выступление Земскова О.С.


Хочу начать разговор о том, что даёт семья младшему школьнику и как он её воспринимает , мне хочется с описания реального случая. Девочка восьмого года жизни , придя домой после школы, важно сказала: «перед едой надо мыть руки». На удивительный вопрос матери: разве она не знала и не делала этого раньше?- девочка ответила: «Об этом сказала учительница».

Многие родители часто жалуются, что с началом школьной жизни их авторитет у детей падает. Если учительница сказала- так решать задачу или так читать стишок, то никакие дополнения и исправления не допускаются, даже если ребёнок и понял учителя не совсем(а иногда и совсем ) неправильно.

Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно подразделить на два направления. Во-первых , семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Другими словами , ребёнок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходят к новым формам общения со взрослыми и сверстниками.

Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребёнка качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным (то есть ориентированным не на наглядность а на некоторый смысл , который зачастую лежит за наглядной ситуацией).

Психологи говорят, что такое разное общение ребёнка-дошкольника и младшего школьника формируется в игровой деятельности. Конечно, ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Но она не кончается с переходом ребёнка в младший школьный период развития. Можно даже сказать, что если в детском саду создаются условия для развития игровой деятельности, то педагогам без семьи с этим не справиться. Игра начинается в семье с того, что близкий взрослый индивидуально конструирует ребёнку воображаемую ситуацию.

В младшем школьном возрасте ребёнок в семье продолжает играть. И это для него психологически важно . Л. С. Выготский на примере игры подчёркивал, что игра- ведущая, но не преобладающая деятельность. Эта особенность любой, в том числе и учебной, деятельности в младшем школьном возрасте связана с тем что ребёнок ею только овладевает, только учится общаться, играть, учиться и т. п. А в остальное время он занимается той деятельностью, которая у него уже сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. Причём играет младший школьник по-разному.

С одной стороны, это уже знакомые ему с дошкольного возраста или аналогичные им игры- больница, магазин, гараж и т. п. Большое место в играх младших школьников занимают так называемые игры с правилами, типично взрослые игры- шашки, шахматы, даже карты и т. п.

Если посмотреть на эти игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослыми, то у него, как правило, ничего не получается. Он не может договорится о сюжетах ролевых игр («Так взаправду не бывает») и бесконечно выясняет отношение в играх с правилами, обвиняя партнёра в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то, что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребёнок должен был ею овладеть, её дальнейшее развитие непосредственно связано с семьёй младшего школьника.

Второе направление в развитии игровой деятельности связано с её использованием в обучении.

Ни для кого не секрет, что младший школьник, придя из школы домой очень любит играть в школу. При этом он становится учителем и начинает маму или бабушку учить, как писать букву К ,как считать столбиком, как надо переносить слова и т . п. Это на первый взгляд совершенно дошкольная игра имеет качественные отличия. Если дошкольники в игре в школу ставят отметки и выгоняют озорников за дверь, то для младшего школьника в этой игре главным становится содержание и её некий продукт. Кто-то научился писать букву К … Конечно, если у младшего школьника нет живых учеников, он будет учить медведя с куклой, но тогда и польза от такой игры значительно меньше. Можно без преувеличения сказать, что игра в школу с близкими является очень эффективным домашним заданием, при этом выполняемым с интересом и носящий развивающий характер.

Итак, семья для младшего школьника- место, где продолжает развиваться игровая деятельность. Однако этим роль семьи в жизни такого ребёнка не исчерпывается.

Исследование восприятие семьи показало, что он воспринимает семью как людей, выполняющих коллективно-распределенную деятельность, направленную на общий результат: убирают квартиру, наряжают ёлку, идут в поход и т. п .

Такое восприятие семьи младшим школьником означает ,что если он не видит такой подобранной деятельности или не принимает в ней участия, то не воспринимает семью как единое целое, не видит в ней никаких связей. При этом на самом деле семья может быть и очень хорошей, но, стараясь освободить ребёнка от всего лишнего, кроме учения, взрослые просто внешне не демонстрируют свою общность.

Вывод отсюда может быть лишь один: необходимо всем членам семьи иметь какие-то общие интересы, а что зачастую случается? Пока папа гуляет с детьми или делает покупки, мама быстро стирает и убирает квартиру.


Может быть, в таком распределении времени и есть рациональное зерно, но младший школьник нуждается в совместной уборке, в совместном походе в магазин и т. п. При этом очень важно, чтобы взрослые помогли ребёнку увидеть, проанализировать полученный совместный продукт: « Ты протирал сегодня пыль, и вся комната получилась очень нарядной».

Последнее на чём хотелось бы остановиться ,-это взаимоотношение семьи и школы. Часто приходится видеть, как учитель рассказывает маме, что её сын плохо вёл себя на уроке математики, призывая тем самым маму подействовать на сына, чтобы он больше так не делал .

Анализируя этот случай, необходимо отметить что , за один и тот же проступок два раза не наказывают. Ребёнок всегда должен чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку он ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют- ведь ему тоже не нравиться быть плохим и получать «двойки». Только в этом случае родители могут не бояться того,что их ребёнок станет прогуливать школу, стирать отметки в дневнике и совсем не захочет учиться. Помимо этого, он научиться вычленять, понимать и ценить внутренние отношения с близкими людьми, и само слово «близкие» приобретает для него уже совсем иной смысл.