microbik.ru
1


8 класс

Информатика

Тема: Алфавитный подход к определению количества информации.


Цель урока:


Образовательная.

  1. Формирование понятия алфавитного подхода к определению количества информации.

  2. Определение количества информации, используя алфавитный подход.

  3. Повышение уровня учебной мотивации.



Развивающая.

  1. Развитие логического мышления через установление связей между изученными темами («Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания», «Определение количества информации») с новым материалом.

  2. Развитие внимания, аналитического мышления через решение задач с использованием ранее изученного материала и новых формул.

  3. Расширение кругозора через дополнительный материал (введение понятий «мощности алфавита», «достаточного алфавита»).



Воспитывающая.

  1. Умение достигать своей цели.

  2. Формирование самостоятельности и ответственности при изучении и закреплении нового материала.

  3. Проявление бережного отношения к здоровью ученика и используемым учебным ресурсам.


^ Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, проблемное изложение, репродуктивный, коммуникативный


Оборудование: компьютеры (ОС Windows, браузер), доступ в сеть Интернет


Задачи:

  1. Проверить усвоение знаний учащихся по темам «Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания», «Определение количества информации».

  2. Познакомить с понятиями «алфавит», «мощность алфавита», «алфавитный подход».

  3. Научить рассчитывать количество информации в сообщении.

  4. Закрепить навыки решения задач, используя тестовые задания в электронном варианте.


Тип урока – комбинированный.


Структура урока.


  1. Организационный момент

1мин.

  1. Повторение ранее изученного материала.

10 мин.

  1. Объяснение нового материала.

7 мин.

  1. Закрепление.

13 мин.

  1. Домашнее задание.

1 мин.

  1. Контроль усвоенности знаний и навыков решения задач по новому материалу (тест).

12 мин.

  1. Подведение итогов.

1 мин.



Ход урока:


1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Отмечаю отсутствующих.

  3. Проверяю готовность учащихся к уроку.

  4. Организую внимание учащихся на уроке.


Заранее готовлю доску:


Д/з: §1.3.3, с. 32 № 1.8, 1.9.

Дата

Классная работа

Алфавитный подход к определению количества информации








^ 2. Повторение ранее изученного материала.


Итак, мы начинаем наш урок. Перед объяснением нового материала повторим ключевые моменты прошлых уроков по теме «Количество информации»


^ Вопросы и задания

Ответы

1. Слайд №1






Дать индивидуальные задания 3-4 человека




2. Чему равно число возможных сообщений у обычной монеты?

2

3. Чему равно число возможных сообщений в русском алфавите, если использовать только заглавные буквы?

Если исключить букву «Ё»?

33


32

4. Назвать формулу, связывающую число возможных сообщений и количество информации.


N=2I, где N – число возможных сообщений, I – количество информации, которое несет каждое сообщение.

5. Слайд №2






6. Вспомним единицы измерения информации. Назвать наименьшую единицу измерения информации. Вспомним основные соотношения битов, байтов, килобайтов.

Слайд №3






Используя эту информацию решим задачию




6. Слайд №4




I=3 бита

7. Слайд №5




N=32 операции

8. Слайд №6




8192 бита

Мы вспомнили основные моменты, которые нам понадобятся при изучении новой темы.

Слайд №7





Обобщение повторения.



Мы продолжаем знакомиться с разделом «Количество информации». Тема нашего урока «Алфавитный подход к определению количества информации». Сегодня мы рассмотрим понятия «алфавит, «мощность алфавита» и научимся определять количество информации в сообщении, используя алфавитный подход – это и будет целью нашего урока.

Итак, цель урока: знакомство с алфавитным подходом определения количества информации и использование этого подхода для решения задач. Задачи по данной теме присутствуют в тестовых заданиях ГИА (государственной итоговой аттестации) и ЕГЭ (едином государственном экзамене) по информатике.


^ 3. Объяснение нового материала.

Объяснение учителя

Работа в тетрадях.

1.

1. Записать дату, тему урока

Пусть информационное сообщение кодируется с помощью знаковой системы, алфавит которой состоит из N знаков. Что – же такое алфавит?

То есть это конкретные символы и буквы. Например: АБВ…Я – алфавит русского языка. Числовой алфавит десятичной системы счисления - цифры от 0 до 9, с помощью которых можно записать любое десятичное число.

Количество знаков в алфавитах разное как мы видим из этих примеров и в связи с этим мы вводим еще одно понятие «мощность алфавита».


Слайд №8





2. Записать определение алфавита.

3. Записать примеры русского и числового алфавитов.


4, Записать определение мощности алфавита.

5. Привести примеры.

Обратимся к формуле N=2I

N – это количество возможных сообщений, I – количество информации одного такого сообщения.

Применим эту формулу к алфавиту русского языка, пока беря во внимание, использование только строчных букв. Следовательно: количество возможных букв N=33, а это и есть мощность алфавита. В качестве вывода записываем в тетрадь:


Слайд №9





6. Записать формулу N=2I

N – это количество знаков в алфавите (мощность ), I – количество информации, которое несет один знак..


Слайд №10



7. N=32 N=2I 32=2I => I=5 битов

Iс=I*K,

Iс- количество информации в сообщении,

I – количество информации, которое несет один знак,

K – количество знаков.


Слайд №11



8. При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы



4. Закрепление.


Используя алфавитный подход решим вместе ряд задач. После того как задачи будут разобраны и решены, каждый сядет за компьютер для самостоятельного решения задач по нашей теме.

^ Вопросы и задания

Ответы

Слайд №12




N=8

Слайд №13




N=16

Слайд №14




Ic=12 битов

Слайд №15





Обобщение закрепления.




Ic= 450 бит




2 Кбайта


Примечание. Тесты являются электронным образовательным ресурсом. Для того, чтобы открыть тест нужно нажать: открыть с помощью, Интернет.


^ 5. Домашнее задание.

§1.3.3, с. 32 № 1.8, 1.9.


6. Контроль усвоенности знаний и навыков решения задач по новому материалу.

На панели задач две необходимые нам для работы программы. Какой челочек нужно использовать, чтобы развернуть программы?


Работа учащихся с тестом в компьютерном варианте.

Задания по карточкам (для учащихся, кто справился с тестом)


^ 7. Подведение итогов.

Комментирую оценки учащихся.


Приложение

Тест


1. Чему равно число возможных сообщений у четырехгранной симметричной пирамидки?

А)1; Б)2; В)3; Г) 4.

2. Алфавит содержит 16 знаков. Какое количество информации несет каждый такой знак?

А)4бита; Б)2бита; В)3бита; Г) 5битов.

3. Найти число возможных вариантов составления мозаичной картины, если один элемент мозаики несет в себе количество информации равное 6 битам?

А)34; Б)32; В)64; Г)128.

4.Какое равенство справедливо?

А)1бит=8байтов; Б)1байт=8битов; В) 1байт=1024бит; Г)1Кбайт=1024Мбайт.

5. Какое количество информации несет в себе один двоичный символ.

А)1бит; Б)8битов; В) 2байта; Г)10битов.