microbik.ru
1

ВСТРЕЧА № 9

Тема: Самый трудный родитель, самый приятный родитель.

Цель: развить навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями; расширить представления педагогов о формах организации работы с родителями; предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, обогатить собственный, эмоционально обусловленный переживаниями, опыт; создать психологически комфортные условия для обмена опытом по теме семинара.

Оборудование:

  • карточки к упражнению "Шушаника Минична"

  • бумага А-4, А-3

  • карандаши, фломастеры, краски

  • ручки, доски

  • мальберт

  • музыка, магнитофон


Ход занятия:

I ЭТАП

Введение, разминочные упражнения.

  • Упражнение "Снежный ком"

Сейчас мы с вами выполним упражнение "Снежный ком". Я с вашего позволения начну катать снежный ком. Я назову какое нибудь слово-образ, сидящий слева от меня повторит мое слово и добавит свое, подходящие по смыслу, носящие видимый признак моего. Следующий - повторит мое, моего соседа и назовет свое. При сбоях подсказывать не надо, пусть "цепочка" продолжается с "провалами".

Рефлексия: что было трудным?

  • ^ Упражнение "Шушаника Минична".

Каждый из Вас сейчас получит новое имя и отчество. Сейчас каждый будет спрашивать своего соседа как его зовут. Сосед прочитает свое имя на карточке, например: "Шушаника Минична". В ответ на это вы должны удете ответить любой фразой, при этом обязательно повторить имя и отчество собеседника. Например: "очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться. После ответа Шушаника Минична задает вопрос.

II ЭТАП

^ Основная часть

  • Озвучивание темы работы.

Деятельность педагога по организации работы с родителями связана с определенными трудностями. Каковы эти трудности? Все трундости определены взаимодействием.

  • ^ Диагнстика уровня комуникабельности педагога с родителями

Оценка уровня комуникабельности педагога с родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами. руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы , что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. на Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь сводить к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что они стремятся избегать общения с вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность Вашего характера и бываете недовольны собой. однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями вы не стремитесь активно общаться. в незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терепеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремления избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, ни кому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. вснгда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. вм следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бваете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями. бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему вы стремитесь вынест на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпение и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Предлагаю вам в группах создать, используя разные техники, обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.

А теперь создайте портрет того родителя, общение с которым вызывает поожительные эмоции.

Обсуждение:

1. Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

2. Что вы чувствовали при создании втрого портрета? Есть ли в вашей группе такие родители?

3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с родителями, которые вам неприятны?

  • М е т а ф о р и ч е с к а я и г р а «Царевна-лягушка».

Предлагаю вам вспомнить сказку «Царевна-лягушка». Было у царя три сына. время шло, сыновья подросли и стали добрыми молодцами, пришла им пора жениться. Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, туда и сватов засылайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор, у среднего – на купеческий двор, а у младшего улетела стрела на грязное болото, и подхватила ее лягушка-квакушка. Вспомним, что Иван-царевич сказал лягушке-квакушке при встрече: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!» Но делать нечего, и взял он ее во дворец…

Сейчас вы, уже разделившись на две подгруппы, будете работать над этой сказочной ситуацией. Вот команда «Иваны-царевичи», а вот «Лягушки-квакушки». Я прошу вас перейти в другую комнату для работы, чтобы не мешать друг другу.

З а д а н и е для Иванов-царевичей. Напишите на листе: при каких условиях Иван-царевич захотел бы жениться на лягушке? Варианты могут быть самыми невероятными.

З а д а н и е для «лягушек». Напишите на листе: что может предложить Ивану-царевичу лягушка, чтобы он захотел жениться на ней? Варианты могут быть самыми невероятными. (Время на размышление – десять минут.)

Затем ведущий предлагает вывесить оба плаката рядом друг с другом и презентовать сначала решение «лягушек», а затем – «Иванов-царевичей». Ведущий подчеркивает те варианты, которые совпадают между собой, затем вычленяет новые варианты, которых нет у Ивана-царевича, а также те, которые противоречат его идеям.

Посмотрите, наша с вами ситуация очень схожа. Иван-царевич – это родитель, а лягушки – дошкольное учреждеие, которое часто бывает мало привлекательным для него, но если выяснить, чего хочет наш Иван, его мотивы и интересы, то, возможно, мы сможем привлечь родителей к взаимодействию с нами». (Концентрируется внимание участников занятия на взаимоотношениях между субъектами, их мотивации, интересах и желаниях.)

Участникам предлагается составить перечень того, что может мотивировать родителей на сотрудничество с педагогом.

  • Родители бывают разные (типология родителей).

^ Позитивно ориентированные. Стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать; стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятно.

О т к р ы т ы й м и к р о ф о н. Встречали ли вы таких родителей в своей практике?

Манипуляторы. Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; он начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т. п.

О т к р ы т ы й м и к р о ф о н. Встречали ли вы таких родителей в своей практике?

Равнодушные. Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию. Однако именно на них удается проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию. Для них значим признанный авторитет, в том числе и ваш.

О т к р ы т ы й м и к р о ф о н. Встречали ли вы таких родителей в своей практике?

Творческие. Склонны к игре, импровизации, действиям не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Они спонтанны в своем поведении, независимы в суждениях. Энтузиасты, которые стремятся действовать, а не только размышлять. Все обыденное и посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, что делают что-то значимое. Увлеченные чем-то, они могут не заметить уже сделанного и внести хаос в организованный процесс, но они всегда ориентированы на качество.

О т к р ы т ы й м и к р о ф о н. Встречали ли вы таких родителей в своей практике?

Деструктивные. Для них характерно отрицательное мотивационное воздействие на личность, поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликтность. Они нарушают общую работу, и их проявление может быть следующим:

 блокирование – родитель не согласен и отторгает усилия педагога, демонстрируя бессмысленность этой работы;

 агрессия – критикует и обвиняет других, снижает самооценку окружающих, чтобы возвысить свой собственный статус;

 стремление к признанию – привлекает к себе внимание, «тянет одеяло на себя», говорит громко, часто хвалится своими достижениями, демонстрирует необыкновенное поведение «не от мира сего»;

 уход – уходит от проблем, проявляет безразличие, мечтателен или хмур;

 доминирование – настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует;

 стремление исповедоваться – использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Причины такого поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), власти, контроля и влияния, с проблемой доверия окружающим и т. п.

О т к р ы т ы й м и к р о ф о н. встречали ли вы таких родителей в своей практике?

  • ^ Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"

Эти слова говорил Карлосон Малышу. Спокойствие и терпение являются одним из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.

Что общего и различного в таких понятиях, как "терпение", "выдержка", "терпеливость", "терпимость". Приведите примеры ситуаций общения с родителями, в котрых Вам приходится проявлять терепение и терпимость.

Ситуация: ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ ПРИМЕНИМО К ДЕТЯМ.

Алгоритм

  • принять чужое мнение как свое собственое, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;

  • вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несвойственные их собственным взглядам;

  • скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;

  • найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;

  • попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем нет;

  • попросить опонента более весомыми доводами переубедить вас;

  • попробовать, используя доказательства и факты переубедить оппонента;

  • если не то не другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с котрыми вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего. а значит и внешнего сопротивления.

Определим, что такое терпимость к другому человеку. Как правило люди нетерпимы к человеку, который их либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызвающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги?

Попробуем отнестись к ним подругому, используя алгоритм:

  • нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

  • реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотива помогает снять раздражение;

  • на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

  • попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействоватьна мотивацию родителя с целью изменения ее.


III ЭТАП

Заключительный.

Ритуал прощания.

У п р а ж н е н и е «Улыбка».

Все участники группы выстраиваются в круг, взявшись за руки, так, чтобы круг приобрел форму «улыбки». Каждый участник группы, улыбнувшись всем, высказывает свои ощущения, чувства, которые накопились за время работы семинара. Ведущие благодарят всех за работу и прощаются до следующего семинара. Те, у кого возникли вопросы по использованию той или иной методики, могут обратиться за консультацией к ведущим.


Карточки к упражнению "Шушаника минична"


ГЛОРИОЗА ПРОВНА


АНТИГОНА МАЕВНА


ВЕНЦЕСЛАВА ВИКУЛИЧНА


МАМЕЛФА КОРНЕЛЕВНА


ЕРМИОНИЯ ПИТИРИМОВНА


ГЕНОВЕФА ИРКНЕЕВНА

ПРЕПЕДИГНА АРИСТИДОВНА


РИПСИМИЯ ФЛЕГОНТОВНА


ФЕОСЕНИЯ ПАТРИКЕЕВНА


ВИВИАННА ИОНИЧНА


СИНКЛИТИНИЯ РУБЕНОВНА


ВЕСТИТА ЕВМЕНЬЕВНА


НУНЕХИЯ АМФИЛОХЬЕВНА


ГЕЛАСИЯ ДОРИМЕДОНТОВНА


АГАФОКЛИЯ НАРКИСОВНА


ВЕЛИМИРА АФИНОДОРОВНА