microbik.ru
1

Учебно-тематический план

6 класс

Распределение часов


Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Из них:

НРК

Внеклассное чтение

Творческие и контрольные работы

70

2

7

7

11


^ Разделы программы



№ п/п

Разделы программы

Количество часов

8.

Введение

1

9.

Устное народное творчество

3

10.

Из древнерусской литературы

1

11.

Из русской литературы 18 века

1

12.

Из русской литературы 19 века

2

13.

Произведения русских писателей 19 века

32

14.

Из русской литературы 20 века

6

15.

Произведения о Великой Отечественной войне

9

16.

Родная природа в русской поэзии 20 века

3

17.

Из литературы народов России

1

18.

Из зарубежной литературы

11



^ Календарно-тематический план 6 класс


^ Календарные сроки

Тема учебного занятия

Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся)

НРК (тема)

Диагностика




Читательская

Литературовед-ческая

Коммуникативно-речевая

1.



Введение

Литература как художественное отражение жизни. Книга в нашей жизни.

И. Бунин. «Молчат гробницы, мумии и кости...».

С. Щипачёв. «Есть мудрые книжные полки...»

Форма и содержание художественного произведения. Автор и герой. Авторская позиция

Устный рассказ на тему «Книга, которая произвела на меня впечатление».

Подтверждение высказываний писателей о роли книг собственными примерами из прочитанного.







2.

Внеклассное чтение Мифы древних славян.

Миф о Солнце (в отрывке из романа П.И. Мельникова- Печёрского «В лесах»)




Представление презентаций «Славянские боги и мифические существа».







3.

^ Устное народное творчество

Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Птичка»

Обрядовый

фольклор.

Календарно- обрядовые пес- ни

Выразительное чтение одной из обрядовых песен.

Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В. Тропинин. «Мальчик, выпускающий из клетки щеглёнка».

Б. Кустодиев. «Масленица»),







4.

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Народная мудрость в пословицах.




Пословица. Поговорка

Сочинение- миниатюра по пословице.







5,

^ Из древнерусской литературы

Русские летописи. Народные идеалы патриотизма, ума, находчивости в «Сказании о белгородском киселе».

НРК

А.С. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов». Образ летописца.

Летопись

Краткий пересказ статьи Д.С. Лихачёва, помещённой в учебнике, с опорой на план. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В. Васнецов. «Нестор- летописец». М. Мусоргский. Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов» (Ф.И. Шаляпин)

Нравственные проблемы в контексте эпохи в летописном сказании «Месть Ольги» (в переложении А. Ишимовой)




6.

^ Из русской литературы XVIII века

Русские басни. Особенности литературного языка XVIII столетия. Иносказательный смысл басни И. И. Дмитриева «Муха».

Европейская басня Ж. де Лафонтена. Апологи И. Дмитриева.

Аллегория и мораль в басне

Краткое сообщение об история басни как жанра.







7.

^ Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов, Иносказательный смысл басен «Листы и корни», «Ларчик» и «Осёл и соловей».

И.А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик» и «Осёл и соловей»

Вольный басенный стих

Обсуждение мультфильма А. Хржанов- ского «В мире басен» (1973). Сочинение «Что осуждается в русских баснях?»







8.

^ Произведения русских писателей XIX века

А С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

А.С. Пушкин «Узник»




Выразительное чтение стихотворения наизусть.







9.

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».

А.С.Пушкин «И.И. Пущину».

Художественные особенности жанра стихотворного послания. Двусложные размеры стиха

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (Н.Н. Ге. «Пушкин и Пущин в селе Михайловском»),






10.

Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимняя дорога».

А.С. Пушкин «Зимнее утро» и «Зимняя дорога».

Антитеза. Роль композиции в понимании смысла произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Эпитет, мета фора как средства создания художественных образов

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование на темы «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро», «Зимняя дорога» с использованием цитат из стихотворений Пушкина.

Сочинение «Мое восприятие стихотворения

А.С. Пушкина

«...».







11.


А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка».

Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Метель».

Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Роль антитезы в композиции. Пародия на романтические темы и мотивы

Выразительное чтение эпизодов по ролям. Обсуждение фильма режиссера

А. Сахарова «Барышня- крестьянка» (1996).







12.

Повесть А С. Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них.

А.С. Пушкин «Выстрел»

Сюжет. Композиция. Вымышленный рассказчик. Система рассказчиков.

Обсуждение фильма режиссёра

Н. Трахтенберг а «Выстрел» (1966).







13.

Образ Силъвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел» и авторское отношение к герою. Нравственная проблематика повести.

НРК




Романтический характер. Авторская ирония. Эпилог


Устный словесный портрет Сильвио.


Тема мести в рассказе В. Солоухина «Мститель».





14.

Изображение жизни русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Конфликт Дуб- ровского-старшего и Троекурова.

А.С. Пушкин «Дубровский».





Краткое сообщение об истории создания романа. Обсуждение фильма режиссёра В. Александровича «Благородный разбойник Владимир Дубров- ский» (1988).

Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)








15.

Протест против несправедливости и беззакония в романе А. С. Пушкина «Дубровский».




Роль эпизода в произведении


Художественный пересказ эпизода от лица

героя (внутренний монолог Владимира Дубровского). Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (иллюстрации Б. Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского»).







16.

Романтическая история любви в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Авторское отношение к героям.




Композиция художественного произведения


Устный словесный портрет Маши.








17.

НРК










Проблема нравственного выбора в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»




18.

М.Ю. Лермонтов. Тема, мотивы и образы стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Тучи».

М.Ю. Лермонтов «Тучи».

Тема и мотив. Образ лирического героя. Композиция стихотворения. Приём сравнения как основа построения стихотворения

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование.







19.


Особенности выражения темы одиночества в лирике М. Лермонтова («Листок». «Утёс», «На севере диком...»).

Мастерство художественного перевода. Из Г. Гейне (Ф.И. Тютчев. «На севере мрачном, на дикой скале...»; А.А. Фет. «На севере дуб одинокий...»).

Антитеза как композиционный приём. Средства создания художественных образов

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

(И.И. Шишкин. «На севере диком...»).







20.

Гибель красоты и разрушение гармонии человека с миром в стихотворении М. Лермонтова«Три пальмы».




Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Лирическая баллада.

Поэтическая

интонация

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.







21.

Внеклассное чтение «Миргород»

Н.В. Гоголя. «Старосветские помещики» как повесть о любви.

Античный миф о Филемоне и Бавкиде («Метаморфозы» Овидия).













22.

И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника», его гуманистический пафос. «Бежин луг»: духовный мир крестьянских детей.




Рассказ. и очерк: особенности жанра. Сопоставление героев как приём характеристики.

Портрет героя как средство изображения характера. Речевая характеристика героя

Краткие рассказы-

характеристики героев.

Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В. Маковский. «Ночное».

К.В. Лебедев. «Бежин луг»).







23.

Человек и природа в очерке И.С. Тургенева «Бежин луг».

Щемящее счастье бытия в рассказе Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами».

Роль пейзажа в

литературном

произведении

Краткий художественный рассказ об очерке «Бежин луг» (с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста).







24.


Ф.И. Тютчев. «Пейзаж души» в лирике Ф. Тютчева («Неохотно и несмело...»). Две судьбы в стихотворении «С поляны коршун поднялся...». Символы в стихотворении «Листья».

Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело...»; «С поляны коршун поднялся...»; «Листья».

Лирический пейзаж. Художественная деталь в лирическом произведении. Роль антитезы в стихотворении. Символ

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование.







25.


Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила...».




Лирический пейзаж. Эстетизация детали

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование.







26.

Природа и любовь в стихотворении А. Фета «Ещё майская ночь». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы...».

А. Фет «Ещё майская ночь».




Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование







27.

Цвет и звук в пейзажной лирике Ф. Тютчева и А. Фета.




Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи

Произведения русских художников- пейзажистов.







28.

Н.А. Некрасов. Картины подневольного труда и величие народа - созидателя в стихотворении «Железная дорога».







Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (И. Глазунов. «Железная дорога».

К. Савицкий. «Ремонтные работы на железной дороге»).






29.


Своеобразие композиции стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога».




Роль эпиграфа. Диалог-спор. Значение риторических вопросов.

Сочетание реальности и фантастики. Роль пейзажа









30.

Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме Н А. Некрасова «Дедушка».

НРК

А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре...»

Историческая поэма.

Трёхсложные размеры стиха

Художественный рассказ об истории жизни главного героя.

Отрывок из романа А. Новикова- Прибоя «Цусима»: нравственный аспект исторической темы в литературе.




31.

НС. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»: особенности жанра.




Жанр сказа. Автор и сказитель.

Ирония. Речь как предмет художественного изображения.

Игра слов, народная этимология.

Краткое сообщение об истории сказа как жанра.

Выразительное чтение эпизодов по ролям.







32.

Изображение русского характера в сказе Н.С. Лескова «Левша». Проблема народа и власти.







Устный рассказ-

характеристика Левши с использованием цитатного плана в учебнике.







33.

«Эпос с «человечкиной душой»: образ автора и авторское отношение к героям сказа







Обсуждение мультфильма И. Иванова- Вано «Левша» (1964). Сочинение «Хоть шуба овечкина, зато душа человечкина»: образ главного героя Н.С. Лескова «Левша».







34.

Внеклассное чтение «Чтоб в человеке человеческое торжествовало...»: нравственная проблематика рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах».




Жанр анекдота. Понятие о парадоксе










35.


Внеклассное чтение А.П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте,

Смешное в рассказах М.М. Зощенко «Галоша», «Встреча».

Юмор.

Юмористическая ситуация.

Выразительное чтение диалогов по ролям.







36.


Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»




Речевая характеристика героя. Роль художественной 1 детали

Выразительное чтение диалогов по ролям







37.

Тема взаимоотношения человека и природы в лирике русских поэтов XIX века (Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»).




Лирика как род литературы. Художественные средства в пейзажной лирике

Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (произведения русских художников-

пейзажистов; «Времена года» П И. Чайковского).







38.

Контрольная работа по теме «Произведения русских писателей XIX

века».













Контрольная работа

39.


^ Из русской литературы XX века

Прекрасное вокруг нас в сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок». НРК

А.П. Платонов «Неизвестный цветок».

Сказка-притча

Пересказ событий сказки от лица Даши или от имени цветка с использованием цитат из текста.

Тема взаимо- уваже-ния и разумного сосуществования индивиду аль-ностей в сказке Р. Киплинга «Кошка, гу лявшая сама по себе».




40.

Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С. Грина «Алые паруса».

Загадка повести- притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливинг- стон».

Образ-символ

Устное словесное рисование. Обсуждение фильма А. Птушко «Алые паруса» (1961).







41.

НРК










Проблема нравственного выбора и победа над собой в рассказе А. Грина «Победитель»




42.

М.М. Пришвин. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Мигранта - героев сказки- были «Кладовая солнца».

Глава «Михаил Пришвин» из книга К.Г. Паустовского «Золотая роза»

Сказка-быль

Устный рассказ - сравнительная характеристика двух героев.







43.

Образ природы в сказке- были М. Пришвина «Кладовая солнца». Смысл притчи о ели и сосне, растущих вместе.




Символическое содержание пейзажных образов.

Роль эпизода в произведении










44.

Особенности композиции и смысл названия сказки-были

М. Пришвина «Кладовая солнца» Авторская позиция.

НРК







Сочинение«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина

«Кладовая солнца».

Тема ответст венности человека за мир, в котором он живёт, в рассказе Е. Носова «Тридцать зёрен».




45.

Произведения о Великой Отечественной войне

Тема Родины, патриотизма в стихотворениях К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дорога Смоленщины...» и Б.С. Самойлова «Сороковые».







Краткие сообщения о поэтах-

фронтовиках







46.

НРК










Тема сострадания в рассказе

К. Воробьёва «Немец в валенках».




47.

В. П. Астафьев. Изображение жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой». Нравственная проблематика рассказа
















48.

Яркость и самобытность героев рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой».




Рассказ. Сюжет.

Речевая характеристика героя

Составление и презентация «словарика сибирских диалектизмов».







49.

НРК

Тема переосмысления поступков в повести В. Железникова «Чучело».




Обсуждение фильма режиссёра Р. Быкова «Чучело» (1985).

Тема детских взаимоотношений и тема переосмысления поступков в главе XIX «Ивины» из повести JI. Толстого «Детство».




50.


Герой и время в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».





Рассказ. Сюжет. Герой-

повествователь

Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В.Е. Маковский. «Игра в бабки»). Обсуждение фильма режиссёра Е. Ташкова «Уроки французского» (1978).







51.

Уроки доброты в рассказе В. Распутина «Уроки французского».
















52.

Сочинение по рассказам В. Астафьева и В. Распутина







Сочинение на тему (по выбору)

«Добро возвращается добром»; «Истинное добро бескорыстно»; «Жизненные уроки» (по рассказам В. Астафьева и В. Распутина).







53.

Н.М. Рубцов. Тема родины, человека и природы в лирике Н. Рубцова («Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»).




Тема и мотив

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование.






j 54.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Роль личности учителя в формирование детского характера




Рассказ. Сюжет. Юмор

Импровизированный рассказ о героях.







55.


Родная природа в русской поэзии XX века Тема любви к родной природе и родине в стихотворениях А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» и С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».




Средства создания поэтических образов. Ритмика и мелодика стиха

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование.







56.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...».







Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устное словесное рисование.







57.

В.М. Шукшин. Особенности шукшинских геро- ев-«чудиков», правдоискателей, праведников. «Странные» герои рассказов «Срезал», «Критики».

Герои-«чудики» в рассказах В.М. Шукшина «Дядя Ермолай», «Микроскоп».

Образ «странного» героя в литературе

Выразительное чтение эпизодов по ролям.







58.

Контрольная работа по теме «Из русской литературы XX века».













Контрольная работа

59.


Из литературы народов России

Внеклассное чтение Фи лософско-нравственная проблематика притчи Ч. Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря».




Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов










60.

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.







Сочинение-отзыв







61.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции: отражение представлений об образе героя. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

НРК

Мифы народов мира.

Миф




Темы совести и правосудия в мифе «Пягь веков» (отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни» (в переложении Н. Куна).




63.

Геродот как писатель и историк. «Легенда об Арионе»: отличие мифа от сказки.

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Образы Ахилла и Одиссея: высокое и низкое, поэтическое и прозаическое.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Арион»

Н. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции (Ч. 2. Древнегреческий эпос)»

Героический эпос.

Гекзаметр. Гипербола. Постоянный эпитет

Краткое сообщение о Геродоте.

Художественный рассказ о герое.

краткое сообщение о Гомере и его поэмах.

Выразительное чтение фрагментов поэм.







64.

Внеклассное чтение М. де Сервантес Сааведра. Проблема ложных и истинных ценностей и идеалов в романе «Дон Кихот». Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Д.С. Мережковский Стихотворение «Дон Кихот».

Пародия на рыцарские романы.

«Вечный» образ

Краткое сообщение о Сервантесе. Художественный пересказ эпизодов.







65.

Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Фридриха Шиллера «Перчатка».

НРК

Баллада Шиллера в

художественном

переводе

В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.

Баллада

Выразительное чтение.

Баллада Г.Ф. Бюргера «Песнь о благородном человеке».




66.

Конфликт естественной жизни и жизни цивилизованного общества в новелле Проспера Ме- риме «Маттео Фалько- не».




Новелла. Реалистическое воплощение романтического сюжета. Роль пейзажа

Краткое сообщение о писателе.







67.

Внеклассное чтение Марк Твен. «Приключения Гекяьберри Финна». Дружба Тома и Гека. Общность и различие героев.




Юмор. Средства создания

комического



Краткое сообщение о писателе.

Художественный рассказ о героях.




|

68.

Маленький принц, его друзья и враги в философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».




Философская

сказка-притча.

Символ

Краткое сообщение о писателе.







69.

Вечные истины в философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».







Художественный рассказ о героях.







70.

Итоговая контрольная работа.













Контрольная работа