microbik.ru
1

Ознакомление с окружающим миром. 4 класс.


Тема :Лес- природное сообщество.


Цели:

  1. Путем наблюдения установить взаимосвязь между обитателями леса .Познакомить с понятием «лесное сообщество»; «этажи леса»; определить практическое значение леса в жизни человека..

  2. Воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в группе.

  3. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лесе, развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.


Ход урока..

Класс делю на группы.


Организация внимания.

-Здравствуйте, садитесь поудобнее.

-Как себя чувствуете?

-Какое настроение?

-Дорисуйте рожицы.


Актуализация ранее изученного.

  1. Сообщение темы урока..

-Отгадайте загадки:

Это что за девица:

НЕ швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год?

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Строить гнезда не люблю я…

И как с юга прилечу

То не раскрывая клюва

Громче всех в лесу кричу.

Я под шапкою цветною

На ноге одной стою.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

-Подумайте, что объединяет эти слова? (лес)

-О чем будем говорить на уроке?

-А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром..

^ Лес не только для нашей забавы.

В нем - деревья, Ягоды, травы.

Птицы, звери, и прочие твари,

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

На доске открываю тему:

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.


Основная часть.

-А каково значение леса?

-В группах посоветуйтесь и ответьте.

-Значит лес это:

  • Дом для животных;

  • Защитник воздуха, почв, водоемов;

  • Место отдыха человека;

  • Ягоды, грибы, лекарственные растения;

  • Древесина.

-Правильно ли человек использует лес?

-Как решить эту проблему?

-Я предлагаю совершить заочное путешествие в лес, чтобы выяснить, что лес является природным сообществом.(Задания выполняются в группах.)

Задание 1.

-Отберите необходимое для похода в лес. Возьмите красные конверты и выберите нужные предметы:

компас, рюкзак, магнитофон,

палатка, спички, котелок,

веревка, фонарик, чашка,

ложка ,термос, ружье,

удочка, рогатка.

-Что вы возьмете в лес? (ответ 1 группы)

-Что вы оставите? (ответ 2 группы)

Задание 2.

лесу много деревьев, кустарников, трав. Какие растения самые важные и полезные в лесу?

-Возьмите карточки с изображением растений и докажите.( вывешиваю на доску по ходу ответов)

-Вот какой «живой» лес у нас получился.

-Каких групп растений здесь еще не хватает? ( мхи, лишайники, грибы)

-Чем является лес для живых организмов? (домом)

-И этот дом большой, многоэтажный. Давайте выделим этажи леса.

Задание 3.

-Возьмите синий конверт и расположите растения по этажам так, как они должны расти в лесу. Наклейте полоски с названиями растений на белый лист бумаги.

^ Береза, ель,

калина,

ландыш, земляника,

грибы,

мхи, лишайники


-Что у вас получилось? По одному представителю от группы выйдите к доске и расскажите.

-Вы построили «дом леса» правильно. Ученые называют «этажи леса» ярусами. Что такое ярус?

-Ярус – это определенный этаж, в котором произрастают различные растения.

-Какой ярус самый верхний? (деревья)

-А ниже? ( кустарники)

-Еще ниже? ( травянистые растения, грибы)

-Самый нижний? (мхи)

Работа в тетради.

-Откройте тетрадь на странице 55,выполните задание 2.

-Какие деревья записали? ( 1 группа)

-Какие кустарники записали? ( 2 группа)

-Какие травянистые растения записали? ( 3 группа)

-Почему такое расположение ярусов в лесу? ( наличие света)

-Где чаще всего растут грибы и мхи?

-Почему? ( мало света, много влаги)

-Нужны ли лесу грибы? ( ответы детей)

Работа с учебником.

-А теперь найдите ответ на этот вопрос в учебнике в статье « Нужны ли лесу грибы?»( страница 179)

Физминутка.

-Лес чудесен. Попробуем изобразить его.

Мы в лесу своем друзья,

И все мы – дружная семья (возьмитесь за руки)

Деревья выстроились в ряд,

И каждый встрече с нами рад ( улыбнитесь друг другу)

^ Вот это гибкостью своею тешит взгляд (наклон вперед)

А это – высится сурово как солдат (потянитесь вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает (машем руками)

^ Другое- на ветру трепещет и играет (весело прыгаем)


-Нравится путешествовать? А знаете ли вы, что весь лес – от верхушки до земли – заселен животными?

Работа в тетради.

-Откройте тетрадь на странице 57, обсудите в группах и выполните задание 6.

-Назовите животных, которые обитают на деревьях.

-Назовите животных, которые ведут наземную жизнь.

-Назовите животных, которые обитают в почве.

Задание 4.

-Каждая команда имеет свое название. Расскажите, что вы знаете об этих животных. (Рассказ подготовленных учеников об обитателях леса.)

-Расположите этих животных в своем лесу. Почему так расположили?

-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом.. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. (Играет музыка со звуками леса)

-Что лежит под ногами, когда идешь по лесу? (старые листья, трава, сухие веточки)

-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной.

Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным она служит защитой от холодов? ( тем, которые залегают в спячку).Я привела пример того, как растения и животные леса живут сообща. А вы приведите свои примеры этого, например, составьте цепи питания. (страница 58, задание 8 в тетради).

-Какие цепи питания у вас получились?

-А теперь оглянитесь, вспомните, прислушайтесь.

- Где мы с вами побывали?

-Что можете рассказать о жизни леса? (Растения растут ярусами, животные делят между собой эти этажи.. Все живые организмы леса живут сообща.. Растений в лесу больше, чем животных.)

-Молодцы! Вернемся к теме урока. Можно назвать лес природным сообществом?

-Как понимаете смысл слова сообщество?

-Сообщество – это группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

-Действительно, обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом.

Закрепление.

Просмотр видеофильма «Жизнь леса».

-Понравилось ли вам в лесу?

-Какое настроение у вас? Дорисуйте рожицы.

-Природа леса вдохновляет поэтов, писателей на прекрасные творения. Закончить урок хочу стихотворением И.А.Бунина:

Лес, точно терем расписной:

Зеленый, золотой, багряный…

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной….

Домашнее задание.

-Пофантазируйте, вообразите и нарисуйте картину леса хх/ века.