microbik.ru
1

Педсовет

Тема «Компетентный учитель – компетентный ученик»

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

  2. Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.

  3. Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту.

Порядок проведения педсовета

1.Выборы секретаря

2.Сообщение темы и задач педсовета, повестки дня, утверждение регламента.

3.Введение в тему п/с. Игра «Качества»

4.Актуализация . Работа в группах. Как мы понимаем понятия «компетентность» и «компетенция»? Итоги работы групп.

5.Выступления по теме

5.1.Компетентность и компетенции. Понятие профессиональной компетентности педагога. Виды компетентностей. – Выступление с презентацией: Косихина Н.М.

5.2.Педагогические компетенции как средство оценки и развития педагогического мастерства. – Выступление с презентацией: Барабанова О.В.

5.3.Компетентностный урок. – Выступление: Крылова М.Б.

6.Практическая работа в группах. Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов. Обсуждение итогов работы.

7.Выработка проекта решения. Подведение итогов педсовета. Рефлексия.


Ход педсовета

1.Выборы секретаря педсовета.

2.Сообщение темы и задач педсовета.

3.Введение в тему педсовета. Игра «Качества».

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 6 групп, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

^ 4.Работа в группах.

Задания группам (написаны на листочках):

Дайте определения понятий «компетентность» и «компетенция» педагога.

Итоги работы групп.

5.Выступления.

5.1.Компетентность и компетенции. Понятие профессиональной компетентности. Компетентностный подход.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним новыми стандартами образования задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но сначала обратимся к двум понятиям, с которых начался наш педсовет: компетентность и компетенция.

Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятий «компетентность» и «компетенция».

Итак, компетенция – это: 1)круг полномочий какого –либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости; комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. Еще одно определение этого слова. Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Т.е., компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение). Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности тоже весьма различны. Существуют на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

^ Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности : специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2.      Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.      Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.      Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.

 Далее будем говорить о компетентностном подходе в образовании. Что же такое компетентностный подход, о котором так много сейчас говорится и на основе которого построены новые стандарты образования?

Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.
^ Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

^ Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

-образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;

-оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

-разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;

-делегирование полномочий в управлении, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Для реализации в учебном процессе компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов, а самое главное – придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.

^ Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих элементов:

-ценности, принципы и цели;

-профессиональные качества;

-ключевые компетенции;

-педагогические методы, способы и технологии;

-профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

-свобода учащегося быть самим собой;

-каждый человек обладает своим «совершенством»;

-помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

-индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

-чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

-приобщение учащихся к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Цели:

В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.

Из них наиболее значимыми компетенциями являются:

-умение учиться;

-коммуникативные;

-личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «я»);

-компьютерные технологии (сюда может входить и умение читать, писать и считать).

^ Профессиональные качества:

-доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

-быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы своей деятельности;

-иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;

-иметь развитую способность к критике и рефлексии;

-воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

-быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

-спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

-иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

-уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

-демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.;

-демонстрировать увлеченность своим предметом;

-использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

^ Профессиональные компетенции учителя

О них поведет речь следующий выступающий. Скажу только, что базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции.

И еще одна составляющая компетентностной модели современного учителя – это педагогические методы, способы и технологии

Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них прежде всего:

    • Технология критического мышления

    • Проектно-исследовательский метод

    • Организация разнообразных форм диалога и дискуссий

    • Методы формирования понятий

Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который получил название конструктивистская дидактика.

В настоящее время в школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода.

На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам  предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы  в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.


^ 5.2.Педагогические компетенции как средство оценки и развития педагогического мастерства

Только компетентный педагог способен готовить успешных выпускников, в будущем квалифицированных специалистов, которые в условиях конкуренции могут быстро адаптироваться к самостоятельной деятельности, проявляя свои знания. Умения и навыки в эффективной и качественной работе. Но существует парадокс: с одной стороны, профессионализм виден интуитивно невооруженным глазом, с другой – его трудно измерить, дать исчерпывающее определение. Профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.

Профессионализм раскрывается через компетентность, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и обладание человеком способностью выполнять определенные трудовые функции.

Профессионализм – это:

  • система устремлений;

  • мотивированность действий, направленных на дело;

  • способность к достижению высоких производственных показателей;

  • творческая активность;

  • способность продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры;

  • систематическое повышение квалификации.

Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. Для того чтобы измерить и оценить профессионализм педагога, надо иметь систему компетенций и инструмент их оценки.

С позиции системно - целевого к организации образовательного процесса. В соответствии с имеющимися в педагогическойлитературе данными, можно выделить пять основных блоков компетенций, без которых невозможна реализация педагогических задач:

  1. Базовые компетенции

  2. Специальные компетенции

  3. Духовно-нравственные компетенции

  4. Личностные компетенции

  5. Ключевые компетенции

Уровень сформированности педагогических компетенций можно оценить согласно шкале:

1 балл – знаю, но не владею,

2 балла – умею частично;

3 балла – владею.

Используя данную методику, результаты исследования показали, что можно выделить 3 уровня:

- преподаватель 2 категории: обладает специальными компетенциями по своему предмету, не владеет полным набором педагогических компетенций (от 1 до 2 баллов, или 75-80%);

- преподаватель 1 категории: владеет большинством педагогических компетенций, демонстрирует стабильно высокие результаты (от 2.0 до 2.7 баллов, или 81-94%);

- преподаватель высшей категории: достиг профессиональных вершин (выше 2.8 баллов, или более 95%).

В конце педсовета каждому будет предложен подобный инструментарий для проведения самооценки уровня сформированности педагогических компетенций.

Базовые компетенции


  1. Использовать основные законно-дательные акты в области образования в педагогической деятель­ности.

  2. Использовать теоретические знания в облас­ти педагогики, общей и частной методик в образо­вательном процессе.

  3. Строить образовательный процесс на основе системно-деятельностного подхода.

  4. Профессионально использовать теоретиче­ские знания и практические умения в рамках госу­дарственного образовательного стандарта.

  5. Использовать ТК РФ, правила и нормы охра­ны труда, технической безопасности и противопо­жарной защиты в организации образовательного процесса.

  6. Применять в образовательном процессе раз­ные формы и методы, в том числе инновационные.

  7. Организовывать образовательный процесс с учетом физиологических и психологических особен­ностей обучающихся.

  8. Управлять образовательным процессом (планировать, руководить, организовывать, контро­лировать, анализировать, корректировать).

  9. Согласно нормам строить межличностные от­ношения, работать в команде.



2. Специальные компетенции (профессиональные)

1. Знать содержание, средства и методы прак­тической деятельности по специальности.

2. Планировать, отбирать необходимое содер­жание обучения в целом.

3. Проектировать учебный процесс по дисципли­не, отбирать соответствующие средства и методы.

4. Переводить содержание учебного процесса в педагогическую и личностно значимую для обучающихся задачу.

5. Формировать профессиональную любозна­тельность, творческий интерес к содержанию обу­чения, организовывать учебную деятельность.

6. Контролировать, корректировать и оценивать знания обучающихся.

7. Анализировать, корректировать содержание, средства и методы обучения, систему отношений между студентами и педагогом.

8. Понимать педагогические «пробелы», принимать конструктивную критику, корректировать педагогическую деятельность, повышать свой профессиональный уровень.

9. Обобщать педагогический опыт через создание методических разработок, учебных пособий, выступления на педагогических семинарах, конференциях в учебном заведении и за его пределами.


^ 3.Духовно-нравственные компетенции


1. Знать духовно-нравственные принципы развития общества, личности.

2. Отбирать содержание духовно-нравственного образовательного процесса.

3. Формировать соответствующее целям духовно-нравственное образовательное пространство.

4. Диагностировать степень сформированности и развития духовных и нравственных качеств обучающихся.

5. В соответствии с полученными данными корректировать содержание духовно-нравственного образовательного процесса.

6. Предусмотреть в образовательном процессе формирование духовно-нравственных качеств личности.

7. Научить обучающихся осознавать собственные этические «пробелы», корректировать свои морально-нравственные качества.

8. Анализировать, обобщать результаты развития учащихся, стимулируя их духовно-нравственный личностный рост.

9. Обобщать и распространять опыт формирования духовно-нравственных качеств учеников.


^ 4. Личностные компетенции



1. Понимать общечеловеческие ценности, обладать культурой поведения.

2. Оценивать интеллектуальные, духовно-нравственные качества личности, коллектива, общества.

3. Соотносить личностные ценности, ценности коллектива с общечеловеческими.

4. Адаптироваться в коллективе и способствовать адаптации себя и других людей к ценностям коллектива.

5. Проявлять позитивную направленность, уверенное поведение, эмоциональную устойчивость и адекватную самооценку.

6. Проявлять самоорганизованность и активную личную позицию.

7. Анализировать и корректировать личные качества, поведение исходя из целей коллектива.

8. Управлять саморазвитием, самоактуализацией, способствовать развитию коллектива.
9. Рефлексировать личную и коллективную деятельность.


^ 6.Ключевые компетентности


6.1. Методическая компетентность

  1. Систематизировать содержание обучения.

  2. Проектировать учебную деятельность в соответствии с системно-деятельностным подходом.

  3. Строить учебный процесс в соответствии с целями, содержанием, средствами и методами обучения.

  4. Организовывать осознание обучающимися собственных потребностей и перевод их в цели.

  5. Корректировать ход учебного процесса с учетом складывающейся ситуацией.

  6. Устанавливать степень понимания учениками учебного материала и овладения практическими навыками.

  7. Оценивать качество усвоения учебного материала и степень сформированности профессиональных навыков.

  8. Анализировать, интерпретировать и рефлексировать педагогическую информацию, планировать собственную педагогическую деятельность.


^ 6.2. Информационная компетентность


1. Владеть различными информационно-поисковыми технологиями.

2.Систематизировать необходимую для работы информацию, выстраивать процесс или алгоритм действий.

3. Переводить информацию в математическую или другую понятную модель.

4. Моделировать ЭУП и презентации и т.д.

5. Отбирать соответствующие программе обучения методические разработки занятия с презентациями.

6. Программировать учебное занятие с помощью инновационных педагогических средств.

7. Организовывать учебное занятие с помощью интерактивных технологий.

8. Обобщать и распространять опыт применения инновационных технологий в образовательном процессе.

9. Готовить обучающихся к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.


^ 6.3. Управленческая (организационная) компетентность


1.Знать структуру управления образовательным процессом, ее показатели.

2. Анализировать состояние организационно - управленческой системы образования школы.

3. Устанавливать ключевые приоритеты, определять цели, ставить управленческие задачи.

4. Разрабатывать программу действий (проект).

5. Выбирать средства и методы решения проблемы.

6. Организовывать деятельность.

7. Определить критерии эффективности деятельности и выявления погрешностей.

8. Организовать устранение погрешностей.

9. Организовать рефлексию и определять последующую траекторию развития.


^ 6.4. Коммуникативная компетентность

1. Пользоваться личностно и социально ориентированными типами коммуникативной деятельности.

2. Пользоваться методами монологического, диалогического, ролевого, личностного общения.

3. Слушать и проявлять уважение и интерес к мнениям (позициям) других, организовывать дискуссию, конструктивную критику.

4. Корректировать свои представления об обсуждаемой проблеме, выражать мысли научным, понятным современным языком.

5. Поддерживать внимание, мыследействие собеседника через разные стили и интонацию общения.

6. Моделировать цели и технологию общения с учетом потребностей собеседника, профессионально-речевой культуры и понятийного аппарата.

7. Корректировать представления собеседника о явлении, процессе, событии в соответствии с нравственными, научными и другими нормами.

8. Оказывать помощь в формировании новой научно обоснованной точки зрения на события, явления и морально-психологическое состояние собеседника.


^ 6.5. Психолого-педагогическая компетентность

1. Проектировать эталонную модель личности ученика и класса.

2. Определять характерные особенности личности и класса в целом, выявлять лидеров.

3. Сравнивать особенности личности с идеальной моделью.

4. Организовывать разработку планов саморазвития личности и класса.

5. Создавать благоприятный социально-психологический климат на занятиях.

6. Создавать условия для познавательной мотивации, саморазвития учащихся и класса в целом.

7. Решать коллегиально и конструктивно возникающие проблемные ситуации.

8. Находить индивидуальный педагогический подход к ученикам, помогать в коррекции личностных качеств.

9. Использовать для коррекции негативных личностных качеств влияние класса, авторитет родителей и лидеров группы.


^ 6.6. Социально-педагогическая компетентность

1. Выделять основные образовательные приоритеты государства, знать основополагающие традиции учебного заведения.

2. Определять цели, содержание и способы педагогической деятельности.

3. Находить свое место в коллективе, в системе отношений с преподавателями, учениками.

4. Выделять главные цели учебного заведения, активно участвовать в их реализации.

5. Проводить морально-нравственную оценку событий и явлений социальной действительности в учебном заведении, стране.

6. Участвовать в социальном, материально-техническом, учебно-методическом, духовно-нравственном развитии школы.

7. Принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их выполнение.

8. Способствовать повышению авторитета учебного заведения через создание учебных пособий, ЭУП, публикации, выступления на региональных и республиканских конференциях и т.д.

9. Анализировать свой опыт, опыт коллег, проводить оценку качества подготовки специалистов и собственный вклад.


^ 6.7. Исследовательская компетентность

1. Выбирать актуальные теоретические проблемы для исследовательской работы обучающихся, вызывать интерес к ним.

2. Организовать проведение теоретического анализа проблемы, определение цели, гипотез, объекта и предмета исследования.

3. Организовать помощь в подборе содержания, соответствующих средств, методов исследования, организации деятельности.

4. Организовать и корректировать исследовательскую работу обучающихся.

5. Организовывать анализ соответствия практических результатов теоретической модели исследования.

6. Анализировать качество выполнения и оформления исследовательской работы.

7. Организовать защиту и оценку результатов исследовательской работы.

8. На основе результатов исследовательской работы направить внимание ученика на новое направление исследования.

9. Организовывать обобщение результатов исследований (статьи, выступления), рефлексию.


"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"‘

В.А.Сухомлинский

^ 5.3.Компетентностный урок: критерии экспертизы

Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  • Хороший успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;

  • Золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;

  • Молодой специалист- выпускник института- слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;

  • В критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;

  • Подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе являются «некомпетентностными». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентностный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни.

Важными заказчиками компетентностного подхода являются также учителя и преподаватели. Для нас этот подход как дорогой компьютер в подарок человеку, который никогда компьютером не пользовался. С одной стороны – новые возможности, с другой – колоссальное повышение трудоемкости на первых порах и необходимость учиться. Инертность и косность, в которой нередко обвиняют педагогический корпус, на самом деле есть не что иное, как отсутствие мотивации к преодолению себя в овладении инновациями.

Рассмотрим критерии экспертизы компетентностного урока. Очевидно, что смотреть такой урок и оценивать его тоже придется по-новому. По каждому традиционному параметру – четыре уровня педагогического мастерства. Первые два фиксмруют умение учителя спланировать и проанализировать соответствующие элементы урока. Третий свидетельствует о том, что учитель умеет грамотно реализовать свои планы. А высшего, четвертого, достигают те, кто не только уверенно владеет теорией и практикой, но и может по ходу занятия реагировать на изменения ситуации в классе, импровизировать, достраивать, менять сценарий разных компонентов урока.

Возьмем стандартный набор параметров, по которым обычно анализируют урок: цель, учебный материал, формы, методы, структура урока, межэтапные связи. Добавим очень важную позицию – «содержание образования», поскольку компетентностный (деятельностный) подход предполагает обучение не материалу, а способам деятельности. Теперь наполним эти параметры содержанием в соответствии с компетентностным (деятельностным) подходом и определим уровневые показатели обучающей деятельности учителя на уроке.

^ Цель урока

Критерий: насколько четко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели на уроке. При постановке развивающей цели мы исходим из того, что развитие ребенка возможно через развитие способов его деятельности. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?


1-й уровень:
учитель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик  – различать, получить, освоить – способ, понятие, модель, схему, алгоритм…).

2-й: учитель формулирует цели диагностично, измеримо (например, ученики не просто узнают правило написания безударной гласной в корне слова, но и научатся пользоваться этим правилом, разработав на его основе алгоритм действий).


3-й: учитель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи учениками


4-й (сценарный): учитель вовлекает учеников в корректировку, доуточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации.


^ Содержание образования

Критерий: различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности.
Если для определения цели учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на данном уроке, то по этой позиции нужно ответить на вопрос: как я, учитель, делаю это сам?


^ 1-й уровень: учитель назвал единицу содержания образования и различил ее с учебным материалом (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом).


2-й: учитель разработал и представил модель единицы содержания (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделил все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения).


3-й: единица содержания может быть не только названа учителем, но и на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии.


^ 4-й (сценарный): на уроке учитель, реагируя на ошибки учеников, «включает» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержания образования).


^ Содержание учебного материала

Критерий: насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования на основе мотивации учеников.

^ 1-й уровень: учитель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности подобранного учебного материала.

2-й: учитель обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации).

3-й: подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.

^ 4-й (сценарный): учитель с учетом результатов диагностики по ходу урока импровизационно подбирает, конструирует, заново структурирует учебный материал.


^ Структура урока


Критерий: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников.


1-й уровень:
учитель обосновал соответствие запланированного им набора этапов урока поставленной цели.


2-й: учитель выстроил структуру урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов).


3-й: на уроке этапы организуются в соответствии с планом; все запланированные этапы организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не должно вести к увеличению его «личностной цены»).


^ 4-й (сценарный): учитель при необходимости на основе педагогической диагностики меняет запланированную структуру в силу изменения ситуации (возвращается к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включает новые или исключает какие-либо этапы).


^ Межэтапные связи


Критерий: выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание учеников.


1-й уровень:
учитель выстроил внешнюю логику при переходе от этапа к этапу на основе учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»).


2-й: учитель выстроил и обосновал внутреннюю логику при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является запланированная единица содержания).


3-й: учитель владеет приемом организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организует работу с пониманием учениками логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит делать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап).


^ 4-й (сценарный): учитель не только обсуждает с учениками логику «движения» на уроке, но и вносит оперативные изменения в структуру урока на основе педагогической диагностики.


^ Формы обучения (индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и другие)


Критерий: соответствует ли выбор форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке.


1-й уровень:
учитель обосновал формы обучения и их соответствие поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых репродуктивных заданий).


^ 2-й: учитель обосновал выбор форм обучения данными педагогической диагностики и детской рефлексии на предыдущем уроке.


3-й: на уроке учитель применяет запланированные формы обучения, организует итоговую экспресс-диагностику результатов учеников в соответствии с запланированными целями.


^ 4-й (сценарный): учитель на основе оперативной педагогической диагностики по ходу урока при необходимости вносит изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи и др.).


^ Методы обучения


Критерий: в какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.



^ 1-й уровень: учитель обосновал выбор методов в соответствии с целями урока и особенностями изучаемой единицы содержания.


2-й: учитель обосновал выбор методов данными психологической (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках.


3-й: учитель применяет запланированные методы обучения, что позволяет включить ученика в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция.


^ 4-й (сценарный): учитель вносит изменения в запланированные методы обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным  – в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа).


^ Если вы решили попробовать, то…

…никто лучше вас не оценит вашу работу. Если вам действительно хочется освоить компетентностный подход, воспользуйтесь экспертной таблицей самостоятельно и проанализируйте выбранный урок.

…проводя самоэкспертизу, можно сначала концентрироваться на одном или нескольких разделах. И постоянно расширять этот список.

…пусть экспертиза урока станет не наводящим страх экзаменом, а поводом к самосовершенствованию.

…вы уже находитесь на пути к освоению компетентностного подхода, даже если в каждом разделе пока на первом уровне.

Удачи вам!


^ 6.Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов

Учителям предлагается таблица, состоящая из трех столбцов, им необходимо заполнить третью колонку, поработав в группах (формируются 6 групп).


^ Базовые компетентности педагога

(требования профессионального стандарта)




п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели оценки

компетентности

^ 1. Личностные качества

1.1

Вера в силы

и возможности

обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся.




1.2

Интерес

к внутреннему миру

обучающихся

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.




1.3

Открытость

к принятию других

позиций, точек зрения

(неидеологизированное мышление педагога)

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.




1.4

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.




1.5

Эмоциональная

устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.




1.6

Позитивная

направленность

на педагогическую

деятельность.

Уверенность в себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.




^ 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

Умение перевести

тему урока

в педагогическую

задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.




2.2

Умение ставить

педагогические цели

и задачи сообразно

возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.




^ 3. Мотивация учебной деятельности

3.1

Умение обеспечить

успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.




3.2

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.




3.3

Умение превращать

учебную задачу

в личностно значимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.




^ 4. Информационная компетентность

4.1

Компетентность

в предмете

преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.




4.2

Компетентность

в методах

преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.




4.3

Компетентность

в субъективных

условиях деятельности

(знание учеников

и учебных

коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.




4.4

Умение вести

самостоятельный поиск

информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.




^ 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Умение разработать

образовательную

программу, выбрать

учебники и учебные

комплекты

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.




5.2

Умение принимать

решение в различных

педагогических

ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:

– как установить дисциплину,

– как мотивировать академическую активность,

– как вызвать интерес у конкретного ученика,

– как обеспечить понимание и т. д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.




^ 6. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1

Компетентность

в установлении

субъект-субъектных

отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.




6.2

Компетентность

в обеспечении

понимания педагогической задачи и способах

деятельности

Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.




6.3

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.




6.4

Компетентность

в организации

информационной

основы деятельности

обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации.




6.5

Компетентность

в использовании

современных средств

и систем организации

учебно-воспитатель-

ного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса




6.6

Компетентность

в способах

умственной

деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций



 

Выступления групп по итогам работы. Редакционная комиссия после педсовета анализирует наработанные материалы и собирает их в единое целое, представляет методическим объединениям для обсуждения окончательного варианта и использования в работе.

^ 7.. Подведение итогов педсовета. Принятие решения.



Заключение.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

^ 8.Рефлекия. Все в твоих руках.

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

  • Большой – для меня было важным и интересным…

  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • Мизинец – для меня было недостаточно


Использованные ресурсы

1. Методист—2008, №7, 2010, №6

2. Преподавание истории и обществ. в школе – 2005, №9

3. Директор школы -2002, №6

4. Стандарты и мониторинг в образовании -2004, №2

5. Иванов Д. Компетенции учителя –М.:Чистые пруды, 2008

6. Завуч.-2008-№1

7. http://inf.1september.ru/2006/07/03.htm

8. http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-16328